«Взаимодействие с родителями как показатель качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации»
Шабунина Анастасия Александровна,
Старший воспитатель, первая категория,
БМАДОУ «Детский сад № 18»
Содержание:
Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях.
Выбранная мной тема «Взаимодействие с родителями как показатель качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации» является для меня актуальной, так как согласно ФГОС ДО (п.1.5. и п.3.1) д. образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьям и повышает компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Я считаю, что работа с родителями одна из важных проблем в образовательной организации, так как найти подход к каждому родителю очень непростая задача ввиду их «закрытости». Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Поэтому наша задача помочь им и направить на совместную деятельность по развитию и воспитанию детей.
В образовательной организации разработан ряд локальных нормативных актов, регламентирующих взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада:
Вся необходимая документация размещена на официальном сайте БМАДОУ «Детский сад №18» https://18ber.tvoysadik.ru/.
Для успешного и качественного взаимодействия с родителями в детском саду организована работа с воспитателями в рамках семинара по теме «Формы работы с воспитанниками и анализ работы образовательной организации с родителями за учебный год».
Помимо традиционных форм взаимодействия образовательной организации и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
В интернет- конкурсе «Таланты 18» было предложено четыре номинации: танцы, стихи, вокал, игры на музыкальных инструментах. Родителями совместно с воспитанниками были подготовлены номера и членами жюри из педагогического состава были выявлены победители. Челлендж «Мы весело проводим время дома»: родители проводили с детьми различные эксперименты, опыты, осваивали новые техники рисования такие как, эбру, нетрадиционное рисование, лепили из теста, делали аппликации, конструировали, играли в шахматы и многое другое.
В честь Всемирного дня здоровья была запущенна акция «Здоровому-всё здорово!». Родители совместно с воспитанниками показывали, как они сохраняют своё здоровье, делились различными играми и упражнениями для укрепления здоровья.
На день космонавтики родители делились интересными мультфильмами о космосе, делали поделки, рисовали рисунки вместе с детьми.
Также приняли участие в грандовом проекте «Стальное дерево». Родители снимали видеоролики с ответом на вопрос «Семейный ценности для нас – это?».
Принимали активное участие от ЦТ ГТО Березовского городского округа «Спорт дома».
Вместе праздновали «Пасху» делились рецептами куличей, красили яйца. Повторяли правила пожарной безопасности, безопасность в лесу, как вести себя на воде, закрепляли знания о правилах дорожного движения создавая плакаты, проводили викторины.
Родители совместно с педагогами приняли участие во Всероссийской читательской акции «Обнимем ребенка с книгой», «Время читать письма», в нашей образовательной организации прошла акция «Бессмертный полк-Лента памяти», в добровольческой онлайн-акции «Весенняя неделя добра, «Помоги пойти учиться», в челленджах «готовим дома с мамой», «эмоции лета», «Наше лето».
В честь дня защиты детей была запущена квест-игра «Наше счастье-наши дети!».
Специалистами проводились занятия, мини - утренники в онлайн - режиме, предлагались необходимые рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Не смотря на пандемию нам педагогам и родителям удалось сплотиться и решить единые задачи реализуемых в дистанционном и онлайн форматах.
Наши мамочки совместно с детьми приняли участие в фестивале «Мисс Алёнушка», где продемонстрировали свой талант, в итоге членами жюри была выбрана семья, которая представила наш детский сад на уровне Березовского городского округа.
В честь празднования «Дня матери в детском саду была организована акция «Прикосновение любви и нежности». В помещениях образовательной организации были расклеены плакаты с заданиями, которые нужно было выполнить родителям с детьми, например: «Сделайте друг другу комплимент», «Поцелуйте друг друга в щёчку», родители выполняли эти задания пока провожали ребенка в группу, в музыкальном зале была организована зона, украшенная шарами, где стояли пуфики и можно было пройти и совместно с ребенком посмотреть мультфильмы о маме, поговорить, обняться. Родители были под впечатлением и попросили проводить эту акцию ежегодно, ведь на минутку можно было забыть о всех делах и проблемах.
Также, была проведена акция «Один день из жизни семьи» родители делились совместными фото, своими традициями, семейными праздники. Совместно приняли участие в конкурсе кулинарных видеороликов «Юный повар», сколько аппетитных блюд представили родители вместе с воспитанниками.
Необходимо сказать о наших традиционных конкурсах, в которых активно принимают участие родители, например: «Царство зимушки зимы». Родители участвуют в этом конкурсе в качестве членов жюри и это очень хорошо, так как они объективно оценивают тематическое оформление всех возрастных групп и участков.
Также традиционно проходил конкурс по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования, где родители изготавливают замечательное оборудование, чем помогают в оснащении групповых помещений.
делали игрушки на елку нашего поселка, участвовали в акции «10 000 добрых дел» где собирали продукты питания для ветеранов нашего поселка, в акции «Красная ленточка», «Всемирный день улыбки».
Кроме этого родители активно изготавливают игрушку на елку нашего поселка, участвуют в акциях таких как «10 000 добрых дел» где собирают продукты питания для ветеранов нашего поселка, в акции «Красная ленточка», «Всемирный день улыбки».
Кроме этого наши родители очень активны в спортивных, творческих конкурсах и мероприятиях, таких как «Кросс нации», «Лыжня России», «Туристический слёт молодежи», «День здоровья», «Квет-игра по следам осени», «Масленица», «Субботники», «Не оскверняйте память героев» и многое другое.
Ведь наша образовательная организация старается не пропускать ни одного фестиваля и конкурса на уровне Березовского городского округа, хочу отметить что в данных фестивалях обязательно привлекаем и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Родители всегда помогают и принимают участие в фестивалях, подготавливают атрибутику, декорации и сами не прочь сыграть любую роль.
В этом году в нашей организации были организованны множество экскурсий некоторые из них организовали сами родители, например, экскурсия в «Центр художественно-прикладного творчества» где наши воспитанники посетили выставку картин и где им дали возможность попробовать себя в роли художников, приняли участие в мероприятиях, посвящённых «Дню смеха», празднованию христианской «Пасхи». Также посетили клуб «Теремок», там познакомились со сказочными героями, выполненными вручную из различного материала и познакомились с историй Великой Отечественной Войны. Ежемесячно совместно с родителями мы организуем экскурсии к пешеходным переходам, закрепляя правила дорожного движения.
Воспитателями групп реализуются различные тематические проекты, участниками которых являются родители.
3.Но сказать, что работа с родителями в образовательной организации панируется и организуется не только фронтально, но и индивидуально.
Одной из форм такой работы педагогического состава с родителями является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Членами ППк выявляются трудности в освоении воспитанниками основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования программ социальной адаптации и поведения обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя оказание родителям психолого-педагогической, консультативной и методической помощи.
Мы прислушиваемся к запросам и жалобам родителей относительно работы ДОО, учитываем микроклимат семьи и её социальный статус.
В апреле 2023 учебного года было проведено анкетирование с использованием гугл-форм среди родителей. Одним из результата которого является:
-95 % опрошенных родителей ответили, что наш детский сад пользуется авторитетом в нашем микрорайоне;
- 72 % считают, что качество дошкольного образования в нашем детском саду является высоким;
-76% считают, что в детском саду воспитатели общаются с целью выявления потребностей ребенка и др.
Поэтому можно сказать, что наша образовательная организация выстроила качественное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
В конце нынешнего учебного года мною запланировано проведение анализа работы педагогов с родителями при обязательном участие представителей родительской общественности.
На общем родительском собрании будет организованна деловая игра «На месте ребенка», родителям будут даны задания, в которых приведены ситуации, когда «ребенка ставят в рамки» или наоборот их нет, задача родителей выполнить эти задания, в итоге мероприятия можно выявить проблемы в семье и попытаться дать понять родителям, что решить эти проблемы можно и нужно.
Наладить взаимодействие родителей и детского сада не простая задача. Это длительный кропотливый труд, требующий терпеливого выбора цели и средств ее реализации.
4. После снятия ограничений были организованны открытие мероприятия, проводимые воспитателями и специалистами с участием родителей: постановки сказок, спортивные мероприятия, профессиональный ежегодный конкурс «Лучший педагог года», утренники и многое другое.
5. На официальном сайте имеется раздел «Родителям», «Новости», где родители могут увидеть фото, ссылки на разделы и сайты групп и специалистов, продублированные в родительских чатах и социальных сетях. Информация систематически обновляется. Это удобно для родителя, и мы видим обратную связь, родитель откликается на наши мероприятия и участвует в онлайн-голосованиях. https://18ber.tvoysadik.ru/?section_id=30 https://vk.com/club190859874.
В целом, можно сказать, что педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями (законными представителями), составляя неразрывное триединство «ребенок – родитель – педагог». В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное понимание, доверие достигаются хорошие результаты в процессе становления личности ребенка, что говорит о качественной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Список источников: