Способы организации деятельности на уроках литературы
В настоящее время школьное образование нацелено на формирование разносторонне развитой личности, обладающей критическим мышлением, способной ориентироваться в информационном пространстве.
Основной целью урока литературы является активизация познавательного интереса учеников к художественному произведению и личности автора. Умения анализировать прочитанное, выстраивать собственные суждения способствуют формированию ценностных ориентиров современных школьников. Личностно значимым знание становится только в случае искреннего переживания прочитанного.
Следует признать, что тотальное увлечение информационно-коммуникационными технологиями привело к снижению интереса к чтению. Избыток поступающей информации является причиной формирования нового типа мышления. Клиповое мышление – это следствие стремительного развития современного общества. К сожалению, быстрота реакции на стремительно меняющиеся обстоятельства для детей важнее точности полученной информации. Человек с клиповым сознанием не способен выполнять глубокий логический анализ. Длительное « погружение» в какую-либо тему не представляется возможным. Ученики утрачивают навыки работы с текстом. Умение выстраивать самостоятельные умозаключения, построенные на основе анализа и синтеза, – большая редкость.
Система образования должна адаптироваться к новым реалиям. Людей с понятийным мышлением называют «люди книги», а людей с клиповым мышлением – «люди экрана». Понятийное мышление сменилось клиповым, значит, возникла необходимость пересмотреть подходы к обучению. Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы, нужно выяснить особенности клипового мышления.
Рассеянность внимания современных школьников компенсируется возможностью выполнять несколько дел одновременно. «Быстроте мысли мешает увалень - язык. Клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а НАГЛЯДНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЫСЛИ В ЦЕЛОМ», - пишет Ф.И.Гиренок. [ 1 ]
Особенности клипового мышления
1. Умение быстро переключаться на новый раздражитель.
2. Высокая скорость « восприятия» информации.
3. Способность формулировать мнение на основе поверхностного изучения объекта или явления.
4. Отсутствие навыка обработки и анализа информации.
5. Многозадачность как способность одновременно решать разные задачи.
6. Неумение концентрироваться на одной задаче.
7. Восприятие мира через яркие образы ( небольшие тексты, короткие видеоклипы).
8. Конкретность ( отсутствие целостности). [ 2 ]
Основной вид деятельности на уроке литературы – работа с текстом. Чтение художественной литературы развивает умение анализировать, так как при чтении человек создает образы, а не получает их готовыми.
Какие приемы использовать, чтобы освоение школьной программы превратилось в интригующее путешествие? Смена видов деятельности повышает эффективность занятий. Привычным способом восприятия информации для «людей экрана» является и показ видеофрагментов, обучающих видеороликов.
Заслуживают внимания и проверенные временем таблицы и схемы, позволяющие в сжатой форме представить информацию и показать «движение мысли».
Кластер как метод критического мышления охотно используется педагогами на разных этапах урока. Прием развивает умение прогнозировать, анализировать, выделять главное.
Ментальные карты как способ структурирования информации имеет смысл использовать при работе с объемными текстами, так как детали, подробности, важные при анализе художественного текста, располагаются на ответвлениях древа. Тони Бьюзер, предложивший эту технику, подчеркнул, что эффективность метода объясняется особенностью человека воспринимать информацию целиком. Ментальная карта представляет собой объемную древовидную систему. Такой способ графического изображения удобен, потому что есть возможность в ходе работы вносить необходимые дополнения, следить за развитием читательской мысли. Техника визуализации мышления достойна внимания: при создании карт реализуется исследовательский подход, так как ученики самостоятельно получают знания.
Интересен и метод «Фишбоун» («Скелет рыбы» ), ориентированный на развитие критического мышления школьников. Использование диаграмм Исикавы позволяет визуализировать причинно-следственные связи различных событий. Возможна как индивидуальная, так и коллективная работа по составлению диаграммы. Данный вид деятельности оправдан на уроках систематизации знаний.
Михаил Казиник предлагает использовать «метод парадоксов», который развивает критическое мышление и аналитические способности школьников. Два взаимоисключающих утверждения, предложенных учителем, подталкивают учеников к размышлениям.
Все перечисленные приемы повышают мотивацию ученика, дают возможность импровизировать, проявлять творческий потенциал.
Наверное, талант учителя заключается в умении видеть положительные моменты даже в безнадежных ситуациях. Клиповое мышление учеников – это не повод отчаиваться, а причина изменить свое видение происходящего. Рациональное применение различных приемов поможет педагогам так организовать образовательный процесс, что урок превратится в творческую лабораторию, где не будет места скуке и однообразию.
1. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016.
2. Старицина О.А. Клиповое мышление. Кто виноват и что делать? / Пед.науки, 2018.
3. Попова Е.В. Использование ментальных карт на уроках русского языка и литературы,2014.