Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Цель формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи • Формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации • Активизация коммуникативных невербальных и вербальных, альтернативных средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия • Формирование доступных включая альтернативные средств коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками • Развитие ручной и мелкой моторики, обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации • Формирование элементарных графо - моторных умений, развитие слухового внимания и слухового восприятия • Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (вариант 2)

на 2022-2023 учебный год

4 класс

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 4 класс для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью (вариант 2) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федерального уровня:

Регионального уровня:

Школьного уровня:

Учебная программа составлена с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   умственной отсталостью (вариант 2)   учебного материала и особенностей познавательной  деятельности учащихся, уровня их  общего и речевого развития, специфических отклонений в развитии.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью) в соответствии с их возможностями и темпом усвоения программного материала.

Обучающиеся ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия с взрослым.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.

Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Физическая недостаточность ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью устная речь (звучащая) отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, а также обучению использования альтернативных средств общения.

Цели и задачи изучения предмета

Цель формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» (образовательная область - "Язык и речевая практика") входит в обязательную часть учебного плана МКОУ «Ушьинская СОШ» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Количество часов в неделю - 2, количество часов в год - 68 (с учётом праздничных дней), исходя из 34 учебных недель. Часть учебных часов может быть вынесена на дистанционное обучение.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Коммуникация – 10 часов

ТБ. Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимание ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

Раздел 2. Альтернативное чтение – 28 часов

«Чтение» телесных и мимических движений

Упражнения на движения мимической мускулатуры. Упражнения для губ и языка перед зеркалом. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...». «Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх-импровизациях.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движения». Визуальные и аудиальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри …, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...». Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки», «Животные», «Растения», «Школьные предметы», «Жилище человека» и др. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих животных, природу, предметы бытовой техники: «Слушай и показывай на картинке». Нахождение игрушки по картинкам. Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок. Игровые ситуации по выбору двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Предметные и игровые действия с пиктограммами. Совместное с учащимися обыгрывание ситуаций, с использованием пантомимических и речевых средств.

«Аудиальное чтение»

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Музыкально-дидактические игры и игровые упражнения с музыкальными игрушками. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти. Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий. Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг. Чтение учителем сказок, песенок, стихов. Проведение с учащимися театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Раздел 3. Графика и письмо – 30 часов

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Упражнения на развитие произвольных движений. Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия, учащихся с предметами, игрушками. Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы. Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений. Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. Игры с пальчиками.

Рисуночное письмо

Практические упражнения с трафаретами. Совместно с учащимися составление узоров из готовых элементов с чередованием. Совместная с учащимися лепка из пластилина. Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания и по заданию. Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками. Рисование красками, используя приемы примакивания. Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем.

Жестово-образные игры

Совместные с учащимися игры-имитации. Бессловесные игры-имитации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. Совместное с учителем инсценирование фрагментов сказок. Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям.

Ритмические упражнения

Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах. Музыкально-ритмические игры. Совместные с учащимися дидактические музыкальные игры.

«Письменные упражнения»

«Письмо» точек пальцем. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем. «Письмо» точек. Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых и извилистых) с использованием различных техник. «Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных (создание клеток, ячеек на листе). «Письмо» горизонтальных линий по точкам.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Коммуникация

10

2

Альтернативное чтение

28

3

Графика и письмо

30

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1. Коммуникация – 10 часов

1

ТБ. Установление зрительного контакта с взрослым.

1

05.09

2

Реагирование на собственное имя.

1

07.09

3

Приветствие собеседника.

1

12.09

4

Привлечение внимание ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью.

1

14.09

5

Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).

1

19.09

6

Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения.

1

21.09

7

Обращение с просьбой о помощи (звуком, жестом).

1

26.09

8

Выражение согласия и несогласия (звуком, жестом).

1

28.09

9

Выражение благодарности (звуком, жестом).

1

03.10

10

Прощание с собеседником (звуком, жестом).

1

05.10

Раздел 2. Альтернативное чтение – 28 часов

11

Упражнения для губ перед зеркалом.

1

10.10

12

Упражнения для языка перед зеркалом.

1

12.10

13

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

1

17.10

14

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...».

1

19.10

15

«Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх импровизациях.

1

24.10

16

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и выполняй движения».

1

26.10

17

Визуальные и аудиальные упражнения с предметами типа «Внимательно рассмотри …, слушай и показывай...».

1

09.11

18

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки».

1

14.11

19

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Животные», «Растения».

1

16.11

20

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Школьные предметы».

1

21.11

21

Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Жилище человека».

1

23.11

22

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок: «Слушай и показывай на картинке».

1

28.11

23

Нахождение игрушки по картинкам.

1

30.11

24

Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по характерным звукам (звучащие игрушки).

1

05.12

25

Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, на ощупь.

1

07.12

26

Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок.

1

12.12

27

Игровые ситуации по выбору двух одинаковых пиктограмм среди ряда других

1

14.12

28

Предметные и игровые действия с пиктограммами.

1

19.12

29

Совместное с учащимися обыгрывание ситуаций, с использованием пантомимических и речевых средств.

1

21.12

30

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков.

1

26.12

31

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их.

1

28.12

32

Музыкально-дидактические игры и игровые упражнения с музыкальными игрушками.

1

11.01

33

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти.

1

16.01

34

Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий.

1

18.01

35

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг.

1

23.01

36

Чтение учителем сказок.

1

25.01

37

Чтение учителем песенок, стихов.

1

30.01

38

Проведение с учащимися театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения.

1

01.02

Раздел 2. Графика и письмо – 30 часов

39

Упражнения на развитие произвольных движений.

1

06.02

40

Игровые упражнения на совершенствование навыков практического взаимодействия, учащихся с предметами, игрушками.

1

08.02

41

Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы.

1

13.02

42

Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений.

1

15.02

43

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя.

1

20.02

44

Игры с пальчиками.

1

22.02

45

Практические упражнения с трафаретами.

1

27.02

46

Совместно с учащимися составление узоров из готовых элементов с чередованием.

1

01.03

47

Совместная с учащимися лепка из пластилина.

1

06.03

48

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания.

1

08.03

49

Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом по заданию.

1

13.03

50

Совместное с учениками рисование предметов округлой формы.

1

15.03

51

Совместное с учащимися рисование человеческого жилья

1

20.03

52

Знакомство учащихся с приемами рисования восковыми мелками.

1

22.03

53

Рисование красками, используя приемы примакивания.

1

03.04

54

Рисование предметов угловатой формы совместно с учителем.

1

05.04

55

Совместные с учащимися игры-имитации.

1

10.04

56

Бессловесные игры-имитации с одним персонажем по текстам стихов и потешек.

1

12.04

57

Совместное с учителем инсценирование фрагментов сказок.

1

17.04

58

Игровые упражнения на узнавание животных по их объемным и плоскостным моделям.

1

19.04

59

Игровые упражнения на узнавание птиц по их объемным и плоскостным моделям.

1

24.04

60

Игра учащихся на различных детских и самодельных музыкальных инструментах.

1

26.04

61

Музыкально-ритмические игры.

1

01.05

62

Совместные с учащимися дидактические музыкальные игры.

1

03.05

63

«Письмо» точек пальцем.

1

08.05

64

«Письмо» точек: фломастерами, маркерами на листе бумаги.

1

10.05

65

«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий пальцем.

1

15.05

66

Знакомство с «письмом» вертикальных линий (прямых и извилистых) с использованием различных техник.

1

17.05

67

«Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных (создание клеток, ячеек на листе).

1

22.05

68

«Письмо» горизонтальных линий по точкам.

1

24.05

Итого:

68

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Графические средства для альтернативной коммуникации:

- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

Планируемые (возможные) результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

Предметные результаты

1. Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

2. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

4. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

5. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

6. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Базовые учебные действия:

1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию индивидуально с педагогом, специалистом:

- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного взаимодействия (техники базальной стимуляции);

- принятие ребенком физической помощи и подсказки со стороны педагога, специалиста.

2. Подготовка обучающихся к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- принятие ситуации нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии с правилами поведения (соблюдение тишины, сохранение правильной позы в соответствии с выполняемым действием, ожидание своей очереди);

- принятие ребенком ситуации взаимодействия с одноклассниками (не уклоняется, когда к нему подходят дети, сам подходит к детям с целью взаимодействия, проявляет симпатию или антипатию к конкретным детям, принимает помощь от одноклассников, других детей);

3. Формирование учебного поведения:

• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

• умение выполнять инструкции педагога;

• использование по назначению учебных материалов;

• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к др. в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Формы контроля освоения учебного предмета

Текущий контроль успеваемости обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью проводится без балльного оценивания. Промежуточный и итоговый контроль полученных знаний, умений и навыков – безотметочный. Осуществляется в форме наблюдения за деятельностью учеников. Уровень усвоения учебного материала определяется на основе анализа продуктивной деятельности учащихся, наблюдения за учебной и бытовой деятельностью. По результатам наблюдений, практических заданий, бесед вносятся данные в индивидуальную карту развития учащегося.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области