Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Решение проектной задачи по воспитанию патриотизма через изучение исторических событий родного края в образовательном процессе.

Проектная деятельность позволяет создавать наиболее благоприятные условия для воспитания патриотических чувств у младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетно общеобразовательное учреждение

средняя школа № 30 г. Твери

Решение проектной задачи по воспитанию патриотизма

через изучение исторических событий родного края

в образовательном процессе.

Выполнил:

Учитель высшей категории МБОУ СШ №30

Германова Е.Б

Тверь, 2022 г

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, признана организация проектной деятельности. Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность.

Таким образом, проектная деятельность позволяет создавать наиболее благоприятные условия для воспитания патриотических чувств у младших школьников.

Для реализации патриотического воспитания в урочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества – самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, обеспечивает межпредметную связь. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения и воспитания не только интеллект, опыт и сознание человека. Это является неотъемлемой частью процесса нравственно-патриотического воспитания.

Начинать нужно с привития младшим школьникам любви и заботы к близким людям, своей «малой Родине». Лихачёв Д.С. говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «Решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».

Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.

Тема исследования: Решение проектной задачи по воспитанию патриотизма через изучение исторических событий родного края в образовательном процессе.

Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности через изучение исторических событий родного края.

Задачи:

- через систему мероприятий формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность;

- через изучение истории и культуры воспитывать чувства любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям своего народа и народов других стран;

- через изучение истории родного края формировать правовую культуру, готовность к сознательному служению своей Родине;

- через изучение героического прошлого своего народа знакомить с военными профессиями, воспитывать уважение к военной истории, сохранять и приумножать воинские традиции.

В толковых словарях, термин «патриот» (от греческого «земляк, соотечественник») обозначает человека любящего свою отчизну, преданного своему народу, действующего в интересах Родины.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Патриотическое воспитание растущего поколения всегда стояло во главе угла современной школы, потому что детство и юность являются самой благодатной порой для того, чтобы привить священное чувство любви к родному краю.

В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения встает во всей своей остроте. Только от ответственного человека, искренне любящего свою родину, способного отстоять ее интересы, зависит построение гражданского общества в России. Поэтому залогом гарантированного будущего для общества, является воспитание гражданина-патриота.

Формирование патриотизма происходит во время обучения, социализации и воспитания учащихся. Но развитие патриотизма не ограничивается социальным пространством в рамках школьных стен. Большое значение имеет влияние семьи и других социальных институтов общества, таких как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Подобные факты нужно учитывать педагогам во время воспитания учащихся.

Патриотизм состоит из таких компонентов, как:

Патриотическое воспитание представляет собой равномерное и настойчивое развитие у школьников любви к своей отчизне.

Патриотизм является одной из основных черт всесторонне развитой личности. Младшим школьникам необходимо развивать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважать к его великие свершения и достойные страницы прошлого. Жесткие требования предъявляются школе - ее роль в этом плане является ключевой.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Основные задачи патриотического воспитания школьников младших классов представляют собой:

1. Формирование и закрепление у школьников системы знаний о своем родном крае, который можно представить в виде схемы: природоведческие и географические данные, сведения о жизни своего народа, социальные сведения, отдельные исторические сведения.

2. Развитие у младших школьников заинтересованности к окружающему миру, эмоционального участия на события общественной жизни. В данном контексте предполагается активизация эмоциональной сферы личности, развитие таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Подключение учащихся в практическую деятельность с применением полученных знаний. Предполагается развитие у школьников младших классов конкретных навыков и умений: умение отобразить имеющиеся знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принимать участие в общественно направленном труде, умение с осторожностью относится к природе, результатам труда других, умение выражать знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание учащихся младших классов представляет собой одну из главных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент воспитания патриотических чувств. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (образно-содержательный критерий).

Метод проектов в школьном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ОУ.

Современная система образования ориентирована на то, чтобы ребенок не получал знания в готовом виде, а учился добывать их самостоятельно. Среди современных методов воспитания и обучения можно выделить метод проектов. Данный метод обладает рядом преимуществ, как в системе общего образования, так и в патриотическом воспитании, среди которых, возможность совмещать проектную деятельность с классноурочной системой обучения. Кроме того, метод проектов, является исследовательским методом, позволяющим детям полностью погрузиться и пропустить через себя исследуемую тему или проблему.

Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.

Проектная деятельность позволяет формировать у учащегося нравственные качества через освоения опыта проектного взаимодействия, выработать устойчивый интерес к исследованиям в области семейных и базовых национальных ценностей, истории и культуры родного края, Отечества.

Использования метода проектов в патриотическом воспитании, делает процесс опосредованным и увлекательным. В активной поисковой и исследовательской деятельности ребенок становится не объектом воспитательного воздействия со стороны взрослого, а полноправным участников воспитательного процесса. Дети с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, с историей семьи. Активная проектная деятельность повышает «их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях».

Педагогические возможности проектного метода:

1) Построение на принципах проблемного, индивидуального и деятельностного подходов;

2) Обеспечение формирования учебных умений и навыков, способствующих осознанному восприятию и уяснению познавательного материала (проблематизации, целеполагания, планирования деятельности, самоанализа и рефлексии, сравнения и прогнозирования и др.);

3) Развитие внутренней мотивации к нравственному совершенствованию.

Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как имеющая огромный педагогический потенциал возможность при организации процесса нравственно-патриотического воспитания.

В таком случае, целесообразно применять проектную деятельность как средство патриотического воспитания, т.к. она развивает выявленные нами критерии нравственно-патриотического воспитания: образно-содержательный, эмоционально-мотивационный и действенно-практический. Именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственно-патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Учитель, как организатор проекта, должен обладать, комплексом творческих способностей, обладать высоким уровнем научной и общей культуры. Особое внимание требуется уделять выбору формы продукта проектной деятельности. «Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От её решения в большой степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – презентабельной и убедительной».

Наиболее важными и распространёнными формами проектной деятельности в начальной школы могут быть: выставка, газета, видеофильм, журнал, игра, картосхемы, карта, коллекции, чертежи, костюмы, макеты, модели, рекомендации, музыкальное произведение, сценарий праздника, прогноз, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, система школьного самоуправления, статья, пресс-конференция, отчёты экспедиции, путешествия, экскурсии и др.

Таким образом, рассмотрев сущность метода проектов, его роль, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» в проектный материал патриотической направленности. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

Таким образом, применение метода проектов создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений внеклассной работы, целью которой является воспитание всесторонне развитой личности, является формирование патриотических чувств, любви к Родине. Для решения этой задачи педагогом был применен метод проектной деятельности. Первый патриотический проект в работе, который проводился в этом учебном году «К 80-летию освобождения Калинина: героическая оборона города» - интегрированный, осуществлялся в рамках предметных областей «Окружающий мир» и «Литературное чтение». Вид проекта - групповой, общеклассный, (по продолжительности 2 месяца.). Именно в этом случае у педагога появляется возможность организовать проектную деятельность детей дифференцированно, т.к. способности учащихся различны: способные дети могут провести больше исследований и правильно спланировать свою работу, в то время как менее способные учащиеся в большей степени нуждаются в помощи учителя. Поэтому ученики были распределены по группам так, чтобы каждый ребенок смог помочь однокласснику или получить помощь товарища.

Работа над проектом была разбита на 5 этапов.

1 этап. Погружение в проект.

2 этап. Организация проекта. Вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы.

3 этап. Осуществление деятельности.

4 этап. Презентация.

5 этап. Оценка результатов (рефлексия). Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы.

Ключевая идея проекта - изучение исторического события как основы гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и помогает привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.

В процессе подготовки и организации проектной деятельности решались следующие педагогические задачи:

В реализации проекта задействованы учащиеся 4 класса МБОУ СОШ № 30, родители учеников.

Результаты проектной деятельности представлены участниками проекта в форме, рисунков, газеты, презентации.

Реализация проекта предполагала организацию участия школьников и родителей в подготовке и проведении разнообразных мероприятий:

1. Прогулки и экскурсии по улицам родного города.

2.Создание стенных газет «Их именами названы улицы города».

3. Экскурсия в районную библиотеку им. Кирива, с целью знакомства с героями родного края.

4. Коллективное творческое дело совместно с родителями в поиске материалов для создания презентаций и стенных газет.

5. Экскурсия в краеведческий музей.

6. Экскурсия «Памятники моего города»

7. Встречи с интересными людьми нашего города. (Клуб ветеранов «Надежда»)

8. Заключительное занятие – презентация «К 80-летию освобождения Калинина: героическая оборона города».

В качестве значимых результатов реализации проекта отмечается:

- все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы;

- дети расширили знания о своем родном крае, с гордостью делились информацией об этом;

- дети участвовали в презентации выполненных работ.

Таким образом, проектная деятельность не только обеспечивает формирование чувства патриотизма и любви к малой родине у обучающихся, и способствует совместной работе семьи и школы в процессе решения задач воспитания.

Собственно деятельность учителя, направленная на формирование у четвероклассников патриотических чувств включала несколько направлений:

Все направления были реализованы в течение двух месяцев. В их проведении были задействованы ветераны войны, учащиеся класса, родители детей, психолог школы, библиотекарь, художник-оформитель и руководитель всего проекта - классный руководитель (автор данной работы).

Для формирования когнитивного компонента патриотизма как личностного качества был реализован план патриотических мероприятий, охватывающий целый учебный год. Дети должны были, как можно больше узнать о войне, о героях, о роли каждого в судьбе своей Родины. Именно в процессе проведения комплекса данных мероприятий дети переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, что способствовало формированию у них патриотических взглядов и убеждений. Знания, полученные в ходе проведённых мероприятий, выступают также в качестве мотивов и установок поведения, формируют личность патриота и гражданина.

Исследовательская деятельность, является мощным средством формирования патриотизма младших школьников. Это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Защиту работы решено было приурочить к празднику, посвящённому 80-летию освобождения Калинина от фашистских захватчиков.

Представленный опыт формирования патриотических чувств у детей свидетельствует о том, что работа по патриотическому воспитанию в образовательной организации должна строиться системно и последовательно. Среди множества разнообразных форм и методов организации патриотического воспитания метод проектов является наиболее значимым, так как позволяет вовлечь обучающихся в исследовательскую и творческую деятельность, целенаправленно формировать все компоненты чувства патриотизма.

Данная работа свидетельствуют о целесообразности развития чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса во внеурочное время; доказывает эффективное влияние проектной деятельности на формирование чувства патриотизма младших школьников.

С младшего школьного возраста классному руководителю следует формировать знания ребят о защите Отечества, которое должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по её защите. Задача учителя состоит в том, чтобы опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развивать чувство любви к ней, её защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества посредством проведения внеклассных занятий.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области