Тема: Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Педагог-психолог: Поклонова Наталия Геннадьевна
Актуальность
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние, он настроен на познание мира, он хочет его познавать, именно это – исследовательское поведение – и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвитие.
Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Но при создании системы массового образования подрастающего поколения эта особенность детской психологии учитываться не стала. Традиционное для большинства стран мира обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.
В общественном создании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.
Специалисты, изучавшие проблемы психосоматических расстройств, утверждают, что поисковая активность важна как фактор регулирования психического и соматического здоровья. В.С. Ротенберг и С.М.Бондаренко отмечают: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются». Неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям. Внешне насильственное ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей – потребности в исследовательском поиске.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых различных сферах жизни.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Познавательное развитие:
Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Расширение кругозора детей через знакомство с познавательными областями (представление о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воздуха, воды, песка и т.д.).
Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (лупа, чашечные весы, микроскоп и т.д.).
Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.
Социально-коммуникативное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, умение работать в группе, подгруппе, элементарного самоконтроля.
Ведущая идея опыта
Предполагается, что развитие исследовательских умений дошкольников будет успешным тогда, когда будут созданы необходимые условия для экспериментальной деятельности:
- создан центр экспериментирование и науки в группе , подобраны необходимые материалы и оборудования для исследовательской деятельности детей;
- организованна образовательная деятельность с детьми по обучению их методам экспериментирования, обследованию предметов и их свойств.
Теоретическая основа опыта
Место детского экспериментирования в жизни ребенка
Н.Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.
Им была сформулирована гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это приятно считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода ученый приводит ряд доказательств:
Технология опыта
Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
Задачи:
Педагогические принципы
Для эффективности системы воспитательно-образовательной работы она строилась на следующих принципах:
Принципы исследовательского обучения
А. И. Савенковым сформулированы основные принципы исследовательского обучения:
Исследование дошкольников неизбежно включает
следующие основные этапы:
Правила сопровождения взрослыми детского исследования
а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Требование к исследуемому объекту
Содержание эксперимента проведенного в детском саду
Дайте анализ просмотренного эксперимента по плану:
Последовательность этапов учебного исследования
Специфические умения педагога – участника, помощника и консультанта в исследовательском обучении ребенка
План защиты содержания разработанного конспекта учебного исследования
Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте
Этапы экспериментирования | Подготовительная к школе группа |
1-й этап Осознание проблемы | Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами |
2-й этап Формулирование задачи | Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога |
3-й этап Продумывание методики | Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов |
4-й этап Выслушивание инструкций и рекомендаций | Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей |
5-й этап Прогнозирование результатов | Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента |
6-й этап Выполнение работы | Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой |
7-й этап Выполнение правил безопасности | Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствие действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности |
8-й этап Наблюдение результатов | Продолжительностью непрерывного наблюдения составляет 5-10 минут (в отдельных случаях до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов |
9-й этап Фиксирование результатов | Владеют многими практическими и графическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование |
10-й этап Анализ полученных данных | В простейших случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключение о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога |
11-й этап Словесный отчет об увиденном | Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых |
12-й этап Формулирование | По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах |
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр, и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потери всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам. Которые мы, взрослые. Считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Условия формирования опыта
Опыт формировался на базе ЧДОУ «Детский сад «Золушка» подготовительная группа №8.
В группе создана опытно-экспериментальная лаборатория, в которую входят:
В группе оформлен центр природы. На территории детского сада разбит хороший цветник, имеется огород, пруд, уголок леса. Есть метеорологическая площадка, где постоянно ведется исследовательская работа.
Организуются выезды с детьми за пределы города с целью исследовательских экспериментов.
Предполагаемый результат
Развитие познавательной активности, определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладеть способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.
Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходства и различия, обогащают опыт познания.
Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.
Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.
Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.
Доступность
Этот опыт можно использовать творчески работающим воспитателям в любом дошкольном образовательном учреждении, склонным к исследовательской деятельности и понимающим влияние этой деятельности на саморазвитие дошкольника.
Новизна опыта
Новизна заключатся в том, что мною были предприняты попытки выстроить образовательную деятельность с детьми на основе исследовательских методов обучения через познание дошкольниками окружающего мира и довести использование исследовательских методов как доминирующих над репродуктивными методами (т.е. традиционными).
Результативность
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от просто исполнителя.
В ходе работы по данной теме мною достигнуты следующие результаты:
развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Диаграмма овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности (2012-2013гг.)
Проведенное исследования развития исследовательских навыков было направлено на выявление умений и навыков детей: целеполагания, отношение к экспериментальной деятельности, планирования, реализации, рефлексии (см. Приложение).
Динамика развития умений экспериментальной деятельности в 2012-2013гг. составила: низкий уровень развития – снизился на 17%, средний уровень – снизился на 33%, высокий уровень развития – повысился на 50%.
Динамика развития умений экспериментальной деятельности в 2013-2014гг. составила: средний уровень – снизился на 12%, высокий уровень развития – повысился на 12%.
Диаграмма овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности (2013-2014гг.)
Таким образом система спланированной деятельности по обучению дошкольников исследовательским умениям, а также оборудованная среда (центр экспериментирования и науки) были эффективны и способствовали их развитию.
Литература
Приложение № 1
«Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности»
Приложение №2
Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в старшей группе»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Мир ткани Цель: Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | Растение В тепле и холоде Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | Вода Цель: Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | Органы чувств Как органы человека помогают друг другу Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга |
октябрь | Электричество Как услышать молнию? Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Животные Цель: Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Вода Как достать предмет, не опуская руку в воду. Цель: Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы | Растение Где лучше расти Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу |
ноябрь | Руки Зачем человеку руки? Цель: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Растение С водой и без воды. Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода). | Вода Куда делась вода Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). | Магнит Притягиваются – не притягиваются Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту |
декабрь | Животные Дышат ли рыбы? Цель: Установить возможность дыхания рыб в воде. | Воздух Живая змейка. Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Растения Может ли растение дышать? Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Стекло Стекло, его качества и свойства Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). |
январь | Воздух Подводная лодка. Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Магнит Необычная скрепка. Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться. | Растение Хитрые семена Цель: Познакомить со способом проращивания семян. | Песок, глина. Где вода? Цель: Выявить, что песок и глина по разному впитывают воду. |
февраль | Растение Где лучше расти? Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу. | Металл Металл, его качества и свойства. Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Бумага Мир бумаги Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Уши человека Сколько ушей? Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. |
март | Резина Резина, ее качества и свойства Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) | Звук Спичечный телефон. Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. | Хлеб Заплесневелый хлеб. Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Растения Лабиринт Цель: Установить, как растение ищет свет. |
апрель | Почва Могут ли животные жить в почве? Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Вода Дождик Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. | Электричество Чудо – расческа Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. | Орган обоняния Умный нос Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. |
Май | Теплота Как не обжечься. Цель: Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному. | Электричество Волшебный шарик. Цель: Установить причину статического электричества. | Вода Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Свет Солнечные зайчики. Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | Вода. Цель: познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы. | Опыт с водой. Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров. | Почва. Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. | Магнит. Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы. |
октябрь | Дерево. Цель: познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево | Опыт с деревом. Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | Земной шар. Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. | Климатические зоны Земли Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные. |
ноябрь | Камень. Цель: познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают. | Опыт с камнем. Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет. | Движение. Скорость. Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления. Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше? | Солнечная система. Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении. |
декабрь | Песок. Цель: познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют. | Опыт с песком. Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. | Опыт с водой. Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что получится? | Опыт со снегом. Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) |
январь | Стекло. Цель: познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом. | Опыт со стеклом. Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным | Опыт со снегом и льдом. Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд? (Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) | Ландшафт. Цель: дать детям понять, что такое ландшафт? ( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте. |
февраль | Резина. Цель: из чего производят резину, что из неё делают, где используют. | Опыт с резиной. Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему? | Замерзание воды. Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду. | Опыт с мыльными пузырями. Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? |
март | Пластмасса. Цель: познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют. | Опыт с зеркалом. Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? | Испарение воды. Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода? | Закон сохранения вещества Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром). |
апрель | Знакомство с металлом. Цель: познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его получают, где используют. | Опыт с металлом. Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает | Опыт с парафином. Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. | Как работает термометр. Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания. |
Май | Воздух. Цель: познакомить детей с тем, что воздух это смесь газов, в основном кислород, которым мы дышим. Где используют газ? Газ бывает и ядовитым (угарный газ). С помощью газа надувают воздушные шарики. | Ветер. Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)? | Опыт: как растение дышит. Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух. | Опыт с дождевыми червями Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность |
План совместной деятельности родителей с детьми дома
Период деятельности | Цели совместной деятельности |
Первый год обучения | |
Осень | Расширять кругозор детей в области видов транспорта, названий растений и их плодов во время осенних экскурсий в лес, парк, город; ставить перед детьми вопросы приводящие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким либо выбранным объектом по пути в детский сад |
Зима | Развивать умение систематизировать, употреблять обобщающие слова на примере товаров при посещении магазинов. Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках. Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно. |
Весна | Закреплять знание детей об условиях жизни растительных и животных организмов, привлекая их к ухаживанию за домашними растениями и животными. Содействовать поисково-исследовательской деятельности в изучении свойств живых организмов и использовании их человеком ( в книгах, теле-, радиопрограммах, Интернете). Отгадывать загадки и придумывать их самим, выявляя черты объектов. |
Лето | Стремится к развитию речи детей при описании увиденного, выдвижении гипотез и доказательств во время летних путешествий. Поощрять работу и наблюдения на даче, наблюдения в лесу, море, реке, озере, горах, говоде во время отдыха. |
Второй год обучения | |
Осень | При посещении больницы (поликлиники) акцентировать внимание на своевременном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и окружающих людей. При записывании в спортивную секцию обращать внимания на физические способности ребенка и его развития. Записаться с ребенком в библиотеку, прививать интерес к чтению, познанию нового и поиску ответов в книгах |
Зима | Проделать опыты с тушением огня различными способами (вода, песок, одеяло, огнетушитель, растаскивание) для приобретения навыков поведения в экстремальной ситуации; закрепить знание телефона службы спасения. Проводить сравнение передаваемых прогнозов погоды и действительных данных. Путешествовать по карте города по вечерам, развивать абстрактное мышление, умение читать условные обозначения. Обращать внимание на планы маршрутов городского транспорта во время поездок в нем. Побуждать к самостоятельному экспериментированию с мороженым, чаем в термосе, сохранением продуктов замороженными при размораживании холодильника. Развивать наблюдательность и умение делать выводы при рассмотрении накопления снега на крышах различного вида. Активизировать практическое использование линейки, весов, выполняя бытовые поручения на кухне, при рукоделии |
Весна | Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, людей в разных уголках земного шара для выступления перед группой. Проверить распространение звука по батареям дома, подтолкнуть к поиску других способов демонстрации распространения звука. Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного города |
Лето | Понаблюдать проходимость различных видов транспорта по шоссе и грунтовым дорогам в сухую и дождливую погоду; дать детям возможность сделать самостоятельно выводы о проходимости и безопасности. При посещении музыкального театра, концертов обратить внимание на акустику и звучание различных музыкальных инструментов. В лесу обратить внимание на усиление крика «ау» с помощью рук, воронки из газеты; в горах – на эхо. При работе на даче использовать умение отмерять нужный объем воды, умение рассортировывать по указанным признакам. Поощрять самостоятельное экспериментирование с различными объектами, но обращать внимание на обязательную безопасность для себя и окружающих |