Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

Цель создание психолого-педагогических условий для формирования исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире. Задачи 1. Подготовка детей к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска. 2. Способность развитию творческих способностей у детей, приобретению детьми новых знаний, умений и навыков. 3. В процессе исследовательской деятельности поддерживать познание детьми окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

Педагог-психолог: Поклонова Наталия Геннадьевна

Актуальность

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние, он настроен на познание мира, он хочет его познавать, именно это – исследовательское поведение – и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвитие.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Но при создании системы массового образования подрастающего поколения эта особенность детской психологии учитываться не стала. Традиционное для большинства стран мира обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.

В общественном создании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, как родители впервые приведут его в детский сад.

Специалисты, изучавшие проблемы психосоматических расстройств, утверждают, что поисковая активность важна как фактор регулирования психического и соматического здоровья. В.С. Ротенберг и С.М.Бондаренко отмечают: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются». Неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям. Внешне насильственное ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей – потребности в исследовательском поиске.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых различных сферах жизни.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Познавательное развитие:

Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Расширение кругозора детей через знакомство с познавательными областями (представление о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воздуха, воды, песка и т.д.).

Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (лупа, чашечные весы, микроскоп и т.д.).

Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.

Социально-коммуникативное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, умение работать в группе, подгруппе, элементарного самоконтроля.

Ведущая идея опыта

Предполагается, что развитие исследовательских умений дошкольников будет успешным тогда, когда будут созданы необходимые условия для экспериментальной деятельности:

- создан центр экспериментирование и науки в группе , подобраны необходимые материалы и оборудования для исследовательской деятельности детей;

- организованна образовательная деятельность с детьми по обучению их методам экспериментирования, обследованию предметов и их свойств.

Теоретическая основа опыта

Место детского экспериментирования в жизни ребенка

Н.Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.

Им была сформулирована гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это приятно считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода ученый приводит ряд доказательств:

Технология опыта

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

Задачи:

Педагогические принципы

Для эффективности системы воспитательно-образовательной работы она строилась на следующих принципах:

Принципы исследовательского обучения

А. И. Савенковым сформулированы основные принципы исследовательского обучения:

Исследование дошкольников неизбежно включает

следующие основные этапы:

Правила сопровождения взрослыми детского исследования

а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Требование к исследуемому объекту

Содержание эксперимента проведенного в детском саду

Дайте анализ просмотренного эксперимента по плану:

Последовательность этапов учебного исследования

Специфические умения педагога – участника, помощника и консультанта в исследовательском обучении ребенка

План защиты содержания разработанного конспекта учебного исследования

Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте

Этапы экспериментирования

Подготовительная к школе группа

1-й этап

Осознание проблемы

Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами

2-й этап

Формулирование задачи

Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога

3-й этап Продумывание методики

Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов

4-й этап

Выслушивание инструкций и рекомендаций

Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей

5-й этап Прогнозирование результатов

Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента

6-й этап

Выполнение работы

Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой

7-й этап

Выполнение правил безопасности

Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствие действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности

8-й этап

Наблюдение результатов

Продолжительностью непрерывного наблюдения составляет 5-10 минут (в отдельных случаях до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов

9-й этап

Фиксирование результатов

Владеют многими практическими и графическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование

10-й этап

Анализ полученных данных

В простейших случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключение о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога

11-й этап

Словесный отчет об увиденном

Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых

12-й этап

Формулирование

По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр, и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потери всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам. Которые мы, взрослые. Считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Условия формирования опыта

Опыт формировался на базе ЧДОУ «Детский сад «Золушка» подготовительная группа №8.

В группе создана опытно-экспериментальная лаборатория, в которую входят:

В группе оформлен центр природы. На территории детского сада разбит хороший цветник, имеется огород, пруд, уголок леса. Есть метеорологическая площадка, где постоянно ведется исследовательская работа.

Организуются выезды с детьми за пределы города с целью исследовательских экспериментов.

Предполагаемый результат

Развитие познавательной активности, определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладеть способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходства и различия, обогащают опыт познания.

Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.

Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.

Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.

Доступность

Этот опыт можно использовать творчески работающим воспитателям в любом дошкольном образовательном учреждении, склонным к исследовательской деятельности и понимающим влияние этой деятельности на саморазвитие дошкольника.

Новизна опыта

Новизна заключатся в том, что мною были предприняты попытки выстроить образовательную деятельность с детьми на основе исследовательских методов обучения через познание дошкольниками окружающего мира и довести использование исследовательских методов как доминирующих над репродуктивными методами (т.е. традиционными).

Результативность

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от просто исполнителя.

В ходе работы по данной теме мною достигнуты следующие результаты:

развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Диаграмма овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности (2012-2013гг.)

Проведенное исследования развития исследовательских навыков было направлено на выявление умений и навыков детей: целеполагания, отношение к экспериментальной деятельности, планирования, реализации, рефлексии (см. Приложение).

Динамика развития умений экспериментальной деятельности в 2012-2013гг. составила: низкий уровень развития – снизился на 17%, средний уровень – снизился на 33%, высокий уровень развития – повысился на 50%.

Динамика развития умений экспериментальной деятельности в 2013-2014гг. составила: средний уровень – снизился на 12%, высокий уровень развития – повысился на 12%.

Диаграмма овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности (2013-2014гг.)

Таким образом система спланированной деятельности по обучению дошкольников исследовательским умениям, а также оборудованная среда (центр экспериментирования и науки) были эффективны и способствовали их развитию.

Литература

Приложение № 1

«Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности»

Приложение №2

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально -  исследовательской деятельности  в старшей группе»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Мир ткани

Цель: Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Растение

В тепле и холоде

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Вода

Цель: Использовать знания детей  о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу

Цель: сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга

октябрь

Электричество

Как услышать молнию?

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Животные

Цель: Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Вода

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Цель: Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

Растение

Где лучше расти

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу

ноябрь

Руки

Зачем человеку руки?

Цель: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Растение

С водой и без воды.

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Вода

Куда делась вода

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Магнит

Притягиваются – не притягиваются

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту

декабрь

Животные

Дышат ли рыбы?

Цель:

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Воздух

Живая змейка.

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Растения

Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Стекло

Стекло, его качества и свойства

Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

январь

Воздух

Подводная лодка.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Магнит

Необычная скрепка.

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Растение

Хитрые семена

Цель: Познакомить со способом проращивания семян.

Песок, глина.

Где вода?

Цель: Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.

февраль

Растение

Где лучше расти?

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Металл

Металл, его качества и свойства.

Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Бумага

Мир бумаги

Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Уши человека

Сколько ушей?

Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

март

Резина

Резина, ее качества и свойства

Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность)

Звук

Спичечный телефон.

Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Растения

Лабиринт

Цель: Установить, как растение ищет свет.

апрель

Почва

Могут ли животные жить в почве? 

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Вода

Дождик

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.

Электричество

Чудо – расческа

Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Орган обоняния

Умный нос

Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Май

Теплота

Как не обжечься.

Цель: Выяснить, что предметы, из разных материалов нагреваются по-разному.

Электричество

Волшебный шарик.

Цель: Установить причину статического электричества.

Вода

Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Свет

Солнечные зайчики.

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально -  исследовательской деятельности  в подготовительной  группе»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Вода.

Цель: познакомить со свойствами

воды, состоянием воды: твёрдое,

жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса,

 запаха, формы.

Опыт с водой.

Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров.

Почва.

Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.

Магнит.

Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает   железо), может двигать небольшие предметы.

октябрь

Дерево.

Цель: познакомить детей с поделками из дерева,  где их используют,

как называют рабочих, обрабатывающих дерево

Опыт с деревом.

Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

Земной шар.

Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.

Климатические зоны Земли

Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.

ноябрь

Камень.

Цель: познакомить детей с видами

камней, где его добывают, что из

него делают.

Опыт с камнем.

Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.

Движение. Скорость.

Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления.

Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше?

Солнечная система.

Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении.

декабрь

Песок.

Цель: познакомить детей с песком

разного цвета, объяснить, почему

он такой, из чего состоит песок,

где его используют.

Опыт с песком.

Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

Опыт с водой.

Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что

получится?

Опыт со снегом.

Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)

январь

Стекло.

Цель: познакомить с производством

стекла, где его используют, как

обращаться со стеклом.

Опыт со стеклом.

Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным

Опыт со снегом и льдом.

Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд? (Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

Ландшафт.

Цель: дать детям понять, что такое ландшафт? ( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте.

февраль

Резина.

Цель:  из чего производят резину,

что из неё делают, где используют.

Опыт с резиной.

Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.

В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?

Замерзание воды.

Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.

Опыт с мыльными пузырями.

Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

март

Пластмасса.

Цель: познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где

её используют.

Опыт с зеркалом.

Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

Испарение воды.

Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?

Закон сохранения вещества

Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром).

апрель

Знакомство с металлом.

Цель: познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его

получают, где используют.

Опыт с металлом.

Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает

Опыт с парафином.

Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. 

Как работает термометр.

Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания.

Май

  Воздух.

Цель: познакомить детей с тем, что

воздух это смесь газов, в основном

кислород, которым мы дышим. Где

используют газ? Газ бывает и ядовитым (угарный газ). С помощью

газа надувают воздушные шарики.

Ветер.

Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?

Опыт: как растение дышит.

Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Опыт с дождевыми червями

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность

План совместной деятельности родителей с детьми дома

Период деятельности

Цели совместной деятельности

Первый год обучения

Осень

Расширять кругозор детей в области видов транспорта, названий растений и их плодов во время осенних экскурсий в лес, парк, город; ставить перед детьми вопросы приводящие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким либо выбранным объектом по пути в детский сад

Зима

Развивать умение систематизировать, употреблять обобщающие слова на примере товаров при посещении магазинов.

Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках.

Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно.

Весна

Закреплять знание детей об условиях жизни растительных и животных организмов, привлекая их к ухаживанию за домашними растениями и животными.

Содействовать поисково-исследовательской деятельности в изучении свойств живых организмов и использовании их человеком ( в книгах, теле-, радиопрограммах, Интернете).

Отгадывать загадки и придумывать их самим, выявляя черты объектов.

Лето

Стремится к развитию речи детей при описании увиденного, выдвижении гипотез и доказательств во время летних путешествий.

Поощрять работу и наблюдения на даче, наблюдения в лесу, море, реке, озере, горах, говоде во время отдыха.

Второй год обучения

Осень

При посещении больницы (поликлиники) акцентировать внимание на своевременном лечении, проведении закаливания и бережном отношении к своему здоровью и окружающих людей.

При записывании в спортивную секцию обращать внимания на физические способности ребенка и его развития.

Записаться с ребенком в библиотеку, прививать интерес к чтению, познанию нового и поиску ответов в книгах

Зима

Проделать опыты с тушением огня различными способами (вода, песок, одеяло, огнетушитель, растаскивание) для приобретения навыков поведения в экстремальной ситуации; закрепить знание телефона службы спасения.

Проводить сравнение передаваемых прогнозов погоды и действительных данных.

Путешествовать по карте города по вечерам, развивать абстрактное мышление, умение читать условные обозначения.

Обращать внимание на планы маршрутов городского транспорта во время поездок в нем.

Побуждать к самостоятельному экспериментированию с мороженым, чаем в термосе, сохранением продуктов замороженными при размораживании холодильника.

Развивать наблюдательность и умение делать выводы при рассмотрении накопления снега на крышах различного вида.

Активизировать практическое использование линейки, весов, выполняя бытовые поручения на кухне, при рукоделии

Весна

Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, людей в разных уголках земного шара для выступления перед группой.

Проверить распространение звука по батареям дома, подтолкнуть к поиску других способов демонстрации распространения звука.

Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного города

Лето

Понаблюдать проходимость различных видов транспорта по шоссе и грунтовым дорогам в сухую и дождливую погоду; дать детям возможность сделать самостоятельно выводы о проходимости и безопасности.

При посещении музыкального театра, концертов обратить внимание на акустику и звучание различных музыкальных инструментов.

В лесу обратить внимание на усиление крика «ау» с помощью рук, воронки из газеты; в горах – на эхо.

При работе на даче использовать умение отмерять нужный объем воды, умение рассортировывать по указанным признакам.

Поощрять самостоятельное экспериментирование с различными объектами, но обращать внимание на обязательную безопасность для себя и окружающих

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области