Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивайка»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский межшкольный учебный центр

ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета МБУ ДО Мальчевский МУЦ

Протокол от «30 » августа 2023г

№ 1

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБУ ДО

Мальчевский МУЦ

_________ Головнев В.Н.

Приказ от «31» августа 2023 г.

№ 60/1

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Развивайка»

Направленность: социально-гуманитарная

Целевая группа программы: дети от 8 до 11лет

Срок реализации: 144 часа

Разработчик: педагог дополнительного образования Яцун Оксана Сергеевна

ст. Мальчевская

2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Развивайка» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для детей 8-11 лет. Программа «Развивайка» способствует повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности.

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с:

-Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 73-ФЗ;

-Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

-Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

-Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)

-СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Уставом и локальными актами учреждения;

-Уставом МБУ ДО Мальчевского МУЦ.

Актуальность программы

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому программа «Развивайка», развивающая логическое мышление, формирующая соответствующий стиль мышления, является важной и актуальной.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Значение логики велико.

Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.

Занятия по программе «Развивайка» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей младших школьников создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе. Поэтому появилась необходимость создания программы 1-го года обучения детей под названием «Развивайка».

Новизна программы «Развивайка»  заключается в том, что наряду с традиционным базовым содержанием учитывались современные подходы к обновлению содержания и методов образования с позиции комплексного развития личности обучающегося. Программа объединяет задачи обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов образования, таких как логика, развитие речи, с окружающим миром, изобразительная деятельность и др.

Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что занятия по общеобразовательной программе «Развивайка» направлены на развитие умственных способностей обучающихся, памяти, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.

Отличительные особенности программы.

Занятия по программе «Развивайка» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (познания, художественное творчество, социум). Особое внимание обращено на развитие логического мышления у обучающихся. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дети не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 8-11 лет.В группы принимаются все желающие по заявлению родителей (законных представителей). По данной программе допускается обучение детей с ОВЗ в общей группе.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Режим занятий: Занятия в группах 1-го года обучения проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым часом. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41):

-учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей.

Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа рассчитана на 1 год -144 часа, занятия 2 раза в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: теоретические, практические, творческие задания. Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая, парная, индивидуальная, индивидуально-групповая.

Обучение очное, на русском языке.

Основные формы проведения занятий: игра (дидактическая, сюжетная, игра – путешествие), конкурс, выставка, беседа, викторина, творческая мастерская, практическое занятие. В случае объявления карантина или низких температур в зимний период предусмотрена дистанционная форма обучения.

Оценка знаний и умений обучающихся осуществляется в ходе проведения входного и промежуточного контроля и итоговой аттестации, которые включают задания по основным вопросам курса. Форма подведения итогов реализации программы: игра - путешествие, викторина.

Методы обучения, используемые для организации занятия:

-   словесные: беседа, объяснение, устное изложение;

-   наглядные: показ иллюстраций, презентаций, видеоматериалов, наблюдение и др.;

-   практические: игры, конкурсы, тренировочные упражнения и др.;

-   занятия могут быть: комбинированного, практического, диагностического типов.

Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями в процессе обучения. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка.

Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий объединения «Развивайка» (см. Приложение 1)

В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

Цель - формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ); развитие психических процессов таких как память, внимание, мышление, воображение, восприятие; развитие образного и логического мышления, воображения.

Образовательные:

- обучение навыкам использования полученных знаний для решения практических вопросов;

- обучение навыкам самостоятельной работы;

- формирование познавательной и двигательной активности;

- формирование позитивной мотивации к обучению.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на процесс познания через игру;

- развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление, воображение;

- развитие координации движений и ориентировку в пространстве;

- развитие любознательности, как основу познавательной активности;

- развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка.

Воспитательные:

- развитие способности к взаимодействию;

- формирование способности работать в группе сверстников;

- воспитание культуры общения.

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Календарный учебный график.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

организации занятий

Формы

аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1.

Буриме, лимерики, загадки на логику.

12

3

9

собеседование

1.1.

Введение в программу. Буриме, как средство интеллектуального развития.

4

1

3

рассказ

упражнение

1.2.

Лимерики, как средство интеллектуального развития.

4

1

3

беседа упражнение

1.3.

Загадки, как средство интеллектуального развития.

4

1

3

рассказ

практические задания

2.

Вопросы, задачи на логику.

8

2

6

практическое задание

2.1.

Логические вопросы на развитие логики.

4

1

3

путешествие

упражнение

2.2.

Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».

4

1

3

беседа упражнение

3.

Задачи на развитие воображения, фантазии, памяти.

20

4

16

опрос

практическое задание

3.1.

Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

6

1

5

рассказ

тренинг

3.2.

Упражнения на развитие познавательных процессов 

4

1

3

упражнение

арт-терапия

3.3.

Игры на развитие зрительной памяти.

4

1

3

беседа

игра

3.4.

Коммуникативные игры на развитие внимания, воображения, памяти, общения.

6

1

5

диалог

игра

4.

Упражнения на развитие словесной памяти.

24

6

18

4.1.

Словесные игры. Упражнение «Бег ассоциаций».

Упражнение «Волшебный карандаш».

4

1

3

беседа упражнения

4.2.

Упражнение «Сочинение историй». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Наша обида”».

Полугодовой срез знаний.

4

1

3

рассказ

упражнение опрос

4.3.

Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

4

1

3

беседа упражнение

практические задания

4.4.

Упражнение «Вставить слово». Упражнение «Выражение мысли другими словами».

4

1

3

диалог упражнение

4.5.

Упражнение «Домино».

Упражнение «Заблудившийся рассказчик».

4

1

3

рассказ

упражнение

4.6.

Упражнение

«Конструирование пословиц». Упражнение «Лестница понятий».

4

3

беседа

упражнение

5.

Развитие вербального интеллекта, беглости, воображения.

20

4

16

5.1.

Упражнение «Не может быть!». Упражнение «Поиск аналогий».

4

1

3

диалог упражнение

5.2.

Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов».

4

4

рассказ упражнение

собеседование соревнование

5.3.

Упражнение «Подбор синонимов».

4

1

3

рассказ упражнение

5.4.

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение

«Поиск противоположных предметов».

4

1

3

беседа

упражнение

5.5.

Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу».

Упражнение «Существенные признаки».

4

1

3

рассказ упражнение

6.

Игры на развитие восприятия и внимания.

28

5

23

творческое задание

6.1.

Игра «Летает – не летает». Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос».

4

1

3

диалог

игра упражнение

6.2.

Упражнение

«Наблюдательность». Игра «Самый внимательный».

4

1

3

беседа

упражнение игра

6.3.

Упражнение «Трудное – запомни!»

Игра «Съедобное – несъедобное».

4

4

диалог

упражнение игра

6.4.

Упражнение «Концентрация». Упражнение «Корректура».

4

1

3

беседа упражнение

6.5.

Упражнение «Пальцы».

Упражнение «Селектор».

4

1

3

рассказ

упражнение

6.6.

Упражнение «Самый внимательный».

Упражнение

«Сверхвнимание».

4

1

3

рассказ

упражнение конкурс

6.7.

Упражнение

«Наблюдательность». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Добро”»

4

4

беседа

конкурс упражнение

7.

Игры на развитие понятийного мышления.

12

2

10

практические задания соревнование

7.1.

Упражнение «Сравнение понятий». Упражнение «Сказкотерапия ФеяРавнодушие и СтранаНадежды».

4

1

3

рассказ

упражнение

7.2.

Упражнение «Разные отношения».

4

4

беседа упражнение

7.3.

Упражнение «Определение понятия». Упражнение «Лестница понятий».

4

1

3

рассказ упражнение

8.

Развитие наблюдательности.

20

4

16

соревнование

8.1.

Упражнение «Построение системы причин».

Упражнение «Разведчик».

4

4

диалог упражнение

8.2.

Знакомство с алтайскими сказками алтайских поэтов.

4

1

3

рассказ

чтение

8.3.

Упражнение «Способы применения предмета».

4

1

3

беседа

упражнение конкурс

8.4.

Упражнение «Сходство и различие».

4

1

3

беседа упражнение

8.5.

Годовое итоговое занятие

4

1

3

практическое задание

опрос

Итого часов:

144

30

114

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Буриме, лимерики, загадки на логику.

1.1. Введение в программу. Буриме, как средство интеллектуального развития.

Теория. Правила поведения на занятиях. Знакомство с понятием «Буриме». Объяснение задания на примерах.

Практика. Придумать «Буриме» со словами «школьный – вольный», «пес – принес», «раскраски-сказки».

1.2. Лимерик, как средство интеллектуального развития.

Теория. Знакомство с понятием «Лимерик». Объяснение задания на примерах.

Практика. Придумать «Лимерик». По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии, третья и четвертая - само действие, пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа).

Придумайте свои лимерики.

1.3. Загадки, как средство интеллектуального развития.

Теория. Знакомство с понятием «Загадка». Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением у ребенка умственного напряжения, смекалки, инициативы.

Практика. Разгадывание загадок на разные темы.

Раздел 2. Вопросы, задачи на логику.

2.1. Логические вопросы на развитие логики.

Теория. Познакомить ребят с понятиями логика и логические вопросы; научить их решать логические задачи; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Практика. Учимся отвечать на логические вопросы.

2.2. Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».

Теория. Научить детей решать логические задачи; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Практика. Решение логических задач. Упражнение «Логичность». 3. Задачи на развитие воображения, фантазии, памяти.

3.1. Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

Теория. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Практика. Знакомство с задачами.

3.2. Упражнение «Зеркальное рисование». Теория. Объяснение задания.

Практика. Выполнение задания.

3.3. Игры на развитие зрительной памяти.

Теория. Объяснение правил игры «Запомни предметы». Объяснение правил игры «Запомни соседа».

Практика. Развитие зрительной памяти с помощью игр.

3.4. Игры на развитие тактильной памяти.

Теория. Объяснение правил игры «Узнай предмет». Объяснение правил игры «Незаконченная картина».

Практика. Развитие тактильной памяти с помощью игр.

Раздел 4. Упражнения на развитие словесной памяти.

4.1. Словесные игры. Упражнение «Бег ассоциаций». Упражнение «Волшебный карандаш».

Теория. Знакомство с понятием ассоциации. Объяснение правил игры «Бег ассоциаций». Упражнение направлено на развитие беглости мышления, вербального интеллекта, памяти. Объяснение правил игры «Волшебный карандаш». Упражнение направлено на развитие фантазии и воображения.

Практика. Развитие мышления, вербального интеллекта, памяти. А также фантазии и воображения.

4.2. Упражнение «Сочинение историй».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сочинение историй».

Практика. Развитие вербального мышления, фантазии.

4.3. Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сочинение фантастических рассказов».

Практика. Развитие вербального мышления, фантазии.

4.4. Упражнение «Вставить слово». Упражнение «Выражение мысли другими словами».

Теория. Объяснение правил упражнения «Вставить слово». Объяснение правил упражнения «Выражение мысли другими словами».

Практика. Развитие вербального и интеллектуального мышления, фантазии.

4.5. Упражнение «Домино». Упражнение «Заблудившийся рассказчик».

Теория. Объяснение правил упражнения «Домино». Объяснение правил упражнения «Заблудившийся рассказчик».

Практика. Развитие вербального интеллекта.

4.6. Упражнение «Конструирование пословиц». Упражнение «Лестница понятий».

Теория. Объяснение правил упражнения «Конструирование пословиц». Объяснение правил упражнения «Лестница понятий».

Практика. Развитие вербального интеллекта.

Раздел 5. Развитие вербального интеллекта, беглости, воображения.

5.1. Упражнение «Не может быть!» Упражнение «Поиск аналогий».

Теория. Объяснение правил упражнения «Не может быть!» Цель: учить детей придумывать фантастические рассказы. Объяснение правил упражнения «Поиск аналогий». Цель: научить детей выделять свойства предметов, формирование умения классифицировать по признакам.

Практика. Сочинение фантастических историй. Тренировка вербального интеллекта.

5.2. Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов». Теория. Разбор понятия «омонимы». Объяснение правил упражнения «Подбор омонимов». Разбор понятия «антонимы». Объяснение правил упражнения «Подбор антонимов».

Практика. Составление связного рассказа из данных слов.

5.3. Упражнение «Подбор синонимов».

Теория. Разбор понятия «синонимы». Объяснение правил упражнения «Подбор синонимов».

Практика. Составление связного рассказа из данных слов.

5.4. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение «Поиск противоположных предметов».

Теория. Объяснение правил упражнения «Поиск предметов по заданным признакам». Цель: развить способность легко находить аналогии между различными предметами и явлениями. Объяснение правил упражнения «Поиск противоположных предметов». Цель: научить детей сравнивать предметы, находить похожие свойства, абстрагироваться.

Практика. 1) Ставится, задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. 2) Называется какой-либо предмет, например,

«дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

5.5. Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу». Упражнение «Существенные признаки».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сравнение пословиц по смыслу». Объяснение правил упражнения «Существенные признаки».

Практика. 1) Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу. 2) Закреплять умения детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству).

Раздел 6. Игры на развитие восприятия и внимания.

6.1. Игра «Летает – не летает». Игра «Ухо - нос».

Теория. Объяснение правил игры «Летает – не летает». Объяснение правил игры «Выражение мысли другими словами».

Практика. Усвоение на практике детьми правил игр. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание. 6.2. Упражнение «Наблюдательность». Игра «Самый внимательный».

Теория. Объяснение правил упражнения «Наблюдательность». Объяснение правил игры «Самый внимательный».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.3. Упражнение «Трудное – запомни!» Игра «Съедобное – несъедобное».

Теория. Объяснение правил упражнения «Трудное – запомни!» Объяснение правил игры «Съедобное – несъедобное».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.4. Упражнение «Концентрация». Упражнение «Корректура».

Теория. Объяснение правил упражнения «Концентрация». Объяснение правил игры «Корректура».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.5. Упражнение «Пальцы». Упражнение «Селектор».

Теория. Объяснение правил упражнения «Пальцы». Объяснение правил упражнения «Селектор».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.6. Упражнение «Самый внимательный». Упражнение «Сверхвнимание». Теория. Объяснение правил упражнения «Самый внимательный». Объяснение правил упражнения «Сверхвнимание».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

6.7. Упражнение «Наблюдательность». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Добро”»

Теория. Объяснение правил упражнения «Наблюдательность». Объяснение правил упражнения «Сказкотерапия на тему “Добро”»

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнений. Развитие посредством игры психических процессов: восприятие и внимание.

Раздел 7. Игры на развитие понятийного мышления.

7.1. Упражнение «Сравнение понятий».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сравнение понятий».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

7.2. Упражнение «Разные отношения».

Теория. Объяснение правил упражнения «Разные отношения».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

7.3. Упражнение «Определение понятия». Упражнение «Лестница понятий». Теория. Объяснение правил упражнения «Определение понятия». Объяснение правил упражнения «Лестница понятий».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры понятийного мышления.

Раздел 8. Развитие наблюдательности.

8.1. Упражнение «Построение системы причин».

Теория. Объяснение правил упражнения «Построение системы причин». Объяснение правил упражнения «Лестница понятий».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.2. Упражнение «Разведчик».

Теория. Объяснение правил упражнения «Разведчик».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.3. Упражнение «Способы применения предмета».

Теория. Объяснение правил упражнения «Способы применения предмета».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.4. Упражнение «Сходство и различие».

Теория. Объяснение правил упражнения «Сходство и различие».

Практика. Усвоение на практике детьми правил упражнения. Развитие посредством игры наблюдательности.

8.5. Годовое итоговое занятие

Практика. Итоговая диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков по предмету, личностного развития учащегося. Подведение итогов работы за учебный год. Вручение грамот, благодарственных писем учащимся и их родителям.

Календарный учебный график

Календарный учебный график см. в Приложении 2.

Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям реализации программы "Развивайка" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН2.4.3172 –14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности.

Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат.

Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, книги, журналы, стихи и сценарии мероприятий.

Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование.

Формы контроля и аттестации

Для проверки эффективности и качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются различные виды контроля и формы отслеживания результатов: наблюдение, опрос, игры, выполнение практических и творческих работ.

Виды контроля включают: 

1) входной контроль - проводится в начале курса обучения для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков, для формирования групп обучения;

2)промежуточная аттестация -отслеживаются знания тематического содержания программы. По результатам промежуточного контроля, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана. Сведения доводятся до родителей в индивидуальных беседах и на групповом собрании;

 3) итоговая аттестация - проводится в конце учебного года, позволяет оценить результативность освоения программы.

Программа предусматривает использование следующих методов диагностики: первичная диагностика в начале учебного года (выявляет исходный уровень по основным исследуемым характеристикам);

диагностика в конце учебного года (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят у детей).

Личностные планируемые результаты:

- эмоционально-целостное отношение к окружающему миру;

обогащение опыта восприятия окружающего мира, его оценки;

формирование нравственных и этических чувств на основе знакомства и применения игровой деятельности.

Метапредметные планируемые результаты:

- находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, дружбы и взаимопомощи;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

- правильно выполнять условия игрового задания, использовать их в игровой и конкурсной деятельности.

Предметные образовательные результаты:

- выполнение задания по инструкции и самостоятельное составление инструкции по выполнению задания;

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;

- повышение устойчивого интереса к различным видам игр и театрализованной деятельности;

- развитие личностных качеств: уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- развитие творческих способностей детей.

IV.Методическое обеспечение

В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Возрастные особенности обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. Для этого на занятиях используются различные видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы, тренинги, игры, игры-путешествия, практикумы, викторины, презентации.

В ходе реализации программы «Развивайка» используются следующие педагогические технологии: игровое обучения, технология развития лидерских и диалогических способностей, технология развития межличностного общения в коллективе, интеграция в процессе создания коллективного творческого продукта, технология проектного обучения, здоровьесберегающая технология.

Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Алгоритм учебного занятия: I этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала.

Комбинированное занятие включает:

Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:

Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).

Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся.

Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующий диагностический инструментарий: опросные листы, диагностические карты Приложение №3, методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) Приложение № 4.

1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273).

10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки

качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».

13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с.

Основная и дополнительная литература

2. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 320 c.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c.

4.Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2015. - 436 c.

5. Кугач, А. Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / Кугач А. Н. - М.: Феникс, 2017. - 813 c. 9. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.

6. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. - М.: Речь, 2016. - 144 c.

7. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89, 2013. - 160 c. 12. Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2017. - 827 c. 13. Чукавина, И.А. Задушевное чтение. Хрестоматия для младших школьников / И.А.

Список литературы для обучающихся

1. Авилова С.А., Калинина Т.В. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», «Учитель», 2007

2. Белякова О.В. «100 лучших игр для подготовки к школе», «Айриспресс», М. 2007

3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / – М.: Просвещение, 1991.

4. Бурдина С.В. «Логопедическая тетрадь» - «Вятка»

5. Вакуленко Ю.А. «Физкультминутки», «Учитель», 2006

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», - «Учитель», 2009

Список литературы для родителей

1. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л. «Тренажер по развитию речи», «Росмен», 2015г. 2. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л. «Тренажер. Внимание, память», «Росмен», 2009г.

3. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л. «Тесты» - «Росмен», 2008г.

4.Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - «Вятка»

Интернет-источники

1.Международный образовательный портал «МААМ.RU»:

2.Интернетжурнал «Планета детства»: http://planetadetstva.net/

3. Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога»

4.Социальная сеть работников образования: insportal.ru

VII. Приложения

Приложение 1

Список воспитательных мероприятий объединения «Развивайка»

месяц

тематика

мероприятие

ноябрь

День матери

Акция «Подарки самым любимым»

декабрь

Мастерская деда мороза

Изготовление игрушек на елку из различных материалов

февраль

День защитников отечества

Конкурсно-развлекательная программа

«Будущие защитники Отечества»

март

Международный женский день

Акция «От всей души»

апрель

Праздник Пасхи

Подготовка к муниципальному конкурсу «Пасху празднует Россия!»

май

День Победы

Акция «Окна Победы»

Приложение 2

Календарный учебный график

п/п

Дата

Название раздела, темы

Кол-во час

Время провед.

Формы

организации занятий

Место проведения

Формы

аттестации/ контроля

1

7.11.23

10.11.23

Введение в программу. Буриме, как средство интеллектуального развития.

4

14-20

15-40

рассказ

упражнение

Учебная аудитория

собеседование

2.

14.11.23

17.11.23

Лимерики, как средство интеллектуального развития.

4

14-20

15-40

беседа упражнение

Учебная аудитория

собеседование

3.

21.11.23

24.11.23

Загадки, как средство интеллектуального развития.

4

14-20

15-40

рассказ

практические задания

Учебная аудитория

собеседование

4.

28.11.23

1.12.23

Логические вопросы на развитие логики.

4

14-20

15-40

путешествие

упражнение

Учебная аудитория

практическое задание

5.

5.12.23

8.12.23

Логические задачи на развитие логики. Упражнение «Логичность».

4

14-20

15-40

беседа упражнение

Учебная аудитория

практическое задание

6.

12.12.23

15.12.23

19.12.23

Упражнения-разминки в процедуре группового тренинга на развитие воображения.

6

14-20

15-40

рассказ

тренинг

Учебная аудитория

опрос

практическое задание

7.

22.12.23

26.12.23

Упражнения на развитие познавательных процессов 

4

14-20

15-40

упражнение

арт-терапия

Учебная аудитория

опрос

практическое

задание

8.

29.12.23

9.01.24

Игры на развитие зрительной памяти.

4

14-20

15-40

беседа

игра

Учебная аудитория

опрос

практическое

задание

9.

12.01.24

16.01.24

19.01.24

Коммуникативные игры на развитие внимания, воображения, памяти, общения.

6

14-20

15-40

диалог

игра

Учебная аудитория

опрос

практическое

задание

10.

23.01.24

26.01.24

Словесные игры. Упражнение «Бег ассоциаций».

Упражнение «Волшебный карандаш».

4

14-20

15-40

беседа упражнения

Учебная аудитория

практические задания

11.

30.01.24

2.02.24

Упражнение «Сочинение историй». Упражнение «Сказкотерапия на тему “Наша обида”».

Полугодовой срез знаний.

4

14-20

15-40

рассказ

упражнение опрос

Учебная аудитория

практические задания

12.

6.02.24

9.02.24

Упражнение «Сочинение фантастических рассказов».

4

14-20

15-40

беседа упражнение

Учебная аудитория

практические задания

13.

13.02.24

16.02.24

Упражнение «Вставить слово». Упражнение «Выражение мысли другими словами».

4

14-20

15-40

диалог упражнение

Учебная аудитория

практические задания

14.

20.02.24

1.03.24

Упражнение «Домино».

Упражнение «Заблудившийся рассказчик».

4

14-20

15-40

рассказ

упражнение

Учебная аудитория

практические задания

15.

5.03.24

12.03.24

Упражнение

«Конструирование пословиц». Упражнение «Лестница понятий».

4

14-20

15-40

беседа

упражнение

Учебная аудитория

практические задания

16.

15.03.24

19.03.24

Упражнение «Не может быть!». Упражнение «Поиск аналогий».

4

14-20

15-40

диалог упражнение

Учебная аудитория

собеседование соревнование

17.

22.03.24

26.03.24

Упражнение «Подбор омонимов». Упражнение «Подбор антонимов».

4

14-20

15-40

рассказ упражнение

Учебная аудитория

собеседование соревнование

18.

29.03.24

2.04.24

Упражнение «Подбор синонимов».

4

14-20

15-40

рассказ упражнение

Учебная аудитория

собеседование соревнование

19.

05.04.24

9.04.24

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам». Упражнение

«Поиск противоположных предметов».

4

14-20

15-40

беседа

упражнение

Учебная аудитория

собеседование соревнование

20.

12.04.24

16.04.24

Упражнение «Сравнение пословиц по смыслу».

Упражнение «Существенные признаки».

4

14-20

15-40

рассказ упражнение

Учебная аудитория

собеседование соревнование

21.

19.04.24

23.04.24

Игра «Летает – не летает». Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос».

4

14-20

15-40

диалог

игра упражнение

Учебная аудитория

Творческие задания

22.

26.04.24

30.04.24

Упражнение

«Наблюдательность». Игра «Самый внимательный».

4

14-20

15-40

беседа

упражнение игра

Учебная аудитория

Творческие задания

23.

7.05.24

14.05.24

Упражнение «Трудное – запомни!»

Игра «Съедобное – несъедобное».

4

14-20

15-40

диалог

упражнение игра

Учебная аудитория

Творческие задания

24.

17.05.24

21.05.24

Упражнение «Концентрация». Упражнение «Корректура».

4

14-20

15-40

беседа упражнение

Учебная аудитория

Творческие задания

25.

24.05.24

28.05.24

Упражнение «Пальцы».

Упражнение «Селектор».

4

14-20

15-40

рассказ

упражнение

Учебная аудитория

Творческие задания

35.

31.05.24

Годовое итоговое занятие

2

14-20

15-40

практическое задание

Учебная аудитория

опрос

Приложение 3

Диагностическая карта результативности обучающихся

Ф.И. обучающегося

Критерии оценки результатов

Ребенок владеет терминолог ией в рамках изученных тем

Само-но объясняет связь фактов

Может упорядочить                 и систематизирова ть                 конкретные материалы 

Само-но устанавливает причинноследственные

связи             (если,

то...)

Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для                 проведения опыта,                 делает

соответствующи е              выводы                 по завершению опыта.

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

Критерии оценки результатов:

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Высокий уровень – 3 балла

1.  Владеет терминологией в рамках изученных тем.

2.  Самостоятельно        объясняет       связь   фактов            (использует    причинно-следственное рассуждение потому что…).

3.  Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.

4.  Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если, то...)

5.  Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.

Средний уровень – 2 балла

1.  Владеет терминологией в рамках изучаемых тем.

2.  При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

3.  Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы. 4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

5. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.

Низкий уровень – 1 балл

1.  Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.

2.   При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

3.  Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.

4.  При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

5.  Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.

Приложение 4

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика   исследует       предпочитаемый       вид      деятельности,        выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1  – игровая;

2  – чтение книг;

3  - изобразительная;

4  - детское экспериментирование;

5- труд в Уголке природы;

6 - конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области