Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карсунская средняя школа им.Д.Н.Гусева
Тема: «Формирование гражданско – патриотических качеств обучающихся, средствами музейной и поисковой работы»
Выполнила:
Абубякирова Няфисе Усмановна,
методист МБОУ Карсунская сш им. Д.Н.Гусева
Карсун, 2023г
«Надо знать прошлое,
чтобы понимать настоящее
и предвидеть будущее»
В.Г. Белинский.
Когда Советский Союз развалился 1991 году, то в стране произошли кардинальные перемены. В экономической области началась либерализация цен, которая послужила началу шоковой терапии. В политической сфере запретили КПСС и КПРСФСР, ликвидировали систему народных депутатов. Распад советского государства вызвал структурные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Перемены коснулись не только политической системы, но и в первую очередь всей духовно-нравственной области. Эти события привели к экономическим, социальным, политическим, идеологическим и национальным противоречиям в постсоветском обществе. Постепенно многие проблемы стали разрешаться. Однако сложнее всего, оказалось, решить проблемы духовно-нравственного характера. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Кроме того, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его историческим корням. Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы со школьниками. Несомненно, одна из главных ролей в формировании патриотического воспитания принадлежит деятельности школьного музея. «Школьный музей – единственная школьная общественная структура, устоявшая в период различных социальных потрясений в стране».
Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Музей является большим помощником в обучении и воспитании детей. Он учит детей любить нашу малую Родину. Музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Основная функция школьного музея – образовательно-воспитательная.
Деятельность музея носит общественно-полезную гражданско-патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, организация и участие в различных акциях. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности ребёнка.
Музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по формам работы, многие из которых стали традиционными: уроки мужества, тематические выставки, проектные работы.
Такой спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания.
Музей рассматривается, с одной стороны, как средство гражданско-патриотического воспитания, а с другой – как условие для создания педагогических ситуаций, развивающих три стороны личности школьника: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.
Основы духовной нравственности ребенка закладываются в семье – это стало одним из направлений нашей работы. Совместно с родителями дети оформляют свои родословные «Древо рода», традиции рода. Учащиеся с большим удовольствием и гордостью рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках. Работа по составлению родословной обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей.
Таким образом, музейное дело помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края, города «изнутри», понять, как много сил и душ вложили их предки в культуру края. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Воспитательный процесс идёт через знакомство юного посетителя с коллекциями, экспонатами музея. Можно рассматривать его, как приобщение к прошлому и настоящему своей страны, к важным историческим этапам и событиям в жизни государства, края. Именно в музее осуществляется передача огромного исторического опыта, накопленного предками, молодому поколению.
Художественный – краеведческий музей в Карсуне занимает второй этаж строения. В нем оборудовано несколько экспозиций: в большом выставочном зале — картинная галерея, в коричневом зале — постоянные и сменные экспозиции об истории Карсуна с 1905 года по 1990 год. Зеленый зал — это постоянная экспозиция о истории основания города крепости Карсун до 1905 года, а овальный — экспозиция об Ю.Г.Самсонове. В зале музея семьи находятся сменные экспозиции из архива музея об семьях р.п. Карсуна, а две лестничные площадки, используются под небольшие художественные выставки.
На 1 января 2011 года в музее было 15273 единиц хранения. Основные направления научно-исследовательской, собирательской и экспозиционной работы — музея «Жизнь Карсунского района в годы Великой Отечественной войны» «Вклад карсунцев в Победу ВОВ», «Из истории карсунских семей», семейные архивы, а также художественные выставки.
В музее проходят экскурсии, лекции, встречи, круглые столы, беседы, прием документов в архив музея, клубы. Музей участвует в районных, областных, региональных и межрегиональных культурных акциях, и мероприятиях. Так, совместно с редакцией газеты «Карсунский вестник» были проведена научная исследовательская работа по теме: «Никто не забыт, ничто не забыто. Письма с фронта». Была открыта инновационная площадка — музей на колесах — для инвалидов войны и труда, тружеников тыла, солдатских вдов, ветеранов педагогического труда, детей войны на дому у каждого с индивидуальной выставкой и беседой.
В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих патриотическое воспитание. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. У некоторых из них сохранились исторические документы – фотографии, письма, почётные грамоты и т.д. Основным же источником для работы служат рассказы и воспоминания людей, прошедших годы войны и тех, чьё детство пришлось на годы войны.
Деятельность, которая осуществляется на базе музеев, способствует расширению кругозора детей, обогащает их духовно, формирует у них эстетический вкус. Разнообразная работа на базе музея помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации.