Маршрут по государственному Дарвиновскому музею
Пояснительная записка | |
Целевая аудитория | Обучающиеся 5 класса |
Предмет | История древнего мира |
Тема | Возникновение человечества |
Цель | Актуализация знаний по теме «Возникновение человечества»: закрепить пройденную тему, сформировать у обучающихся представление об антропогенезе и развитии первобытного хозяйства на наглядных примерах. |
Задачи | 1. формирование навыка работы с наглядным материалом; 2. формирования навыка анализа исторической информации; 3. закрепление знаний, полученных на уроке по данной теме. |
Предполагаемые образовательные результаты: | Предметные: знание понятий «эволюция», «антропогенез», «гоминизация» и т.п., стадии человеческой эволюции; умение находить внешние признаки первобытности; знание видов орудий труда первобытного человека; умение определять влияние хозяйства на природу. Метапредметные: навыки анализа полученной информации; умение проводить сравнение; умение формулировать высказывания, выдвигать предположения, формулировать идеи. Личностные: умение работать в команде; умение соотносить свою деятельность с целями командной работы; умение структурировать свою деятельность; умение ориентироваться в пространстве. |
Музей | Государственный Дарвиновский музей сайт: http://www.darwinmuseum.ru/ Адрес: Москва, ул.Вавилова, 57 Тел.: 8 (499) 783-22-53 Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24 Время работы музея: 10:00-18:00 кроме понедельника по четвергам работает с 13:00 до 21:00 Интерактивный центр «Познай себя — познай мир» по четвергам 13:00-20:00 |
Характеристика му-зея с точки зрения образовательных во-зможностей для ре-шения поставлен-ных целей и задач: | Государственный дарвиновский музей располагает огромной коллекцией археологических находок, в т.ч. антропологических, которые необходимы для изучения заявленной темы. Экспонаты основных выставок сопровождаются этикетками и экспликациями, содержащими необходимую информацию. Экспонаты размещены в хронологической последовательности, что позволяет легко идти по истории возникновения человечества. С точки зрения доступности, в музее есть лифты между этажами, проходы позволяют перемещаться людям с ограниченными возможностями. В каждом зале есть места. где можно посидеть, отдохнуть. Также музей имеет свой сайт, где представлена информация по выставкам и основной экспозиции. Для заявленной темы есть целый цикл видео-экскурсий «Виды людей». Если же говорить об интересе для школьников 5 класса, то путь к экспозиции, посвященной развитию человека, проходит через залы с древними животными динозаврами, что возбуждает интерес к исторической науке. В зале, в котором предполагается проводить занятие есть стульчики на группу из 25 человек, где можно отдохнуть, посмотреть фильм, подумать. |
Маршрутный лист
Привет!
Сегодня мы с вами познакомимся с древними людьми поближе, узнаем об их особенностях, о том, как они появились, как развивались. Вы увидите, чем древние люди отличались друг от друга, как они вели хозяйство.
Прежде чем приступить к работе, посмотри четыре легких правила работы в музее:
1. Постарайся не бегать и сильно не шуметь, здесь есть другие посетители.
2. Во время групповой работы обсуждайте задания вежливо и не повышая голоса. Быть дружелюбным – круто!
3. Если у тебя есть вопрос – обращайся к учителю: он твой друг и наставник в нелегком деле исторической науки.
4. Если ты потерялся – обратись к смотрителю выставки, они обычно носят одинаковую форму и у них бейджик на груди. Смотрители помогут тебе нас найти.
Что мы будем сегодня делать?
Сегодня мы побудем исследователями. Наша цель – изучить особенности первобытных людей, сравнить их орудия труда и хозяйство. Попробуем предположить, почему одни виды исчезли, а другие превратились в нас, в разумных людей, Homo Sapience.
Как мы будем работать?
Работать мы будем в команде, поэтому, важно определить свою роль, что ты будешь делать? Записывать или фотографировать? Предлагать идеи или помогать остальным ориентироваться в задачах? Может быть ты возьмешь на себя роль лидера и будешь всеми руководить или просто будешь делать все и сразу?
Навигация
Посмотри на схему 3 этажа. Мы с пойдем в зал №7 – «Макроэволюция».
Основная работа будет вестись между стендами 25-41. Постарайся не уходить дальше этих стендов. если вдруг тебе захочется посмотреть другие залы – спроси учителя.
Лист групповой работы и задания
1. Придумайте название вашей команды
________________________________________________________________
2. Состав группы
Запишите ваши фамилии и имена | Что вы делали? (фотографировали, записывали, решали конкретные задания и т.п.) Запишите роль каждого участника группы |
Задания
1. Найди витрину, под названием «Закономерности макроэволюции». Сверху вы увидите название периодов в истории эволюции. Найдите, как называется период появления человека и запишите его.
________________________ - это период эволюции, который привел к появлению человека разумного.
Посмотрите в словаре (в конце заданий), как можно перевести это слово с греческого? Запишите получившееся слово (словосочетание):
__________________________________________________________________
2. Подойдите к витрине №25 и посмотрите экспликацию. (Вы забыли, что такое экспликация? Это описание, в котором представлена краткое разъяснение о том, что представлено внутри каждой витрины)
Ответьте на вопрос, что такое гоминизация.
Гоминизация – это __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Посмотрите сравнение кисти и стопы современного человека и шимпанзе. Выскажите 2-3 предположения, чем такое строение помогало человеку для выживания в дикой природе. Вам помогут материалы урока.
Такое строение руки и стопы нужно было человеку для: ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Посмотрите витрины №28 и 30. В них представлены неандертальцы и кроманьонцы, примеры их орудий труда и стоянки. Как вы думаете, почему в конечном итоге неандертальцы вымерли, а кроманьонцы продолжили свое развитие? Выскажите свои предположения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Посмотрите витрину 32. В ней представлен пример современного австралийского аборигена. Сравните их с кроманьонцами. Что между ними общего, что различного?
Общие черты | Различия |
Предположите, почему жизнь современных аборигенов мало отличается от первобытной?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вспомните, какой быт и хозяйство вели первобытные люди. Как вы думаете, какое влияние на природу оказывало хозяйство первобытных людей? Сильное, вымирали ли окружающие животные, загрязнялись ли реки, воздух? А как влияла природа на человека в то время? Сложно ли было первобытным людям справляться с дождем, холодом, дикими животными?
Посмотрите витрину №36 и витрины №39-40. Сравните, какое влияние оказывала природа на человека сейчас и в первобытности, какое влияние оказывал первобытный человек на природу, а какое влияние оказывает современный человек. Вы можете посмотреть фильм, который транслируется в конце зала, вспомнить что-то, что вы знаете из других предметов, например из географии. Заполните табличку:
Влияние природы на человека | Влияние человека на природу | ||
Первобытный человек и первобытное хозяйство | Положительное, хорошее | ||
Отрицательное, плохое | |||
Современный человек и современное хозяйство | Положительное, хорошее | ||
Отрицательное, плохое |
6. Давайте подведем итог всего того, что вы узнали на предыдущем уроке и сегодня в музее, какие черты и особенности разных стадий развития человека и хозяйства вы можете назвать? Заполните таблицу:
№ вит-рины | Название на русском языке | Название на латыни | эра | особенности тела, внешности | орудия труда | особенности быта |
26 | Человек умелый | Homo habilis | ||||
27 | Человек прямоходящий | Homo erectus | ||||
28 | Человек разумный - неандерталец | Homo sapiens neanderthalensis | ||||
30 | Человек разумный - кроманьонец | Homo sapience |
Спасибо! Вы справились со сложными заданиями! Вы настоящие исследователи и антропологи!
Словарик
Antropos (антропос) – «человек» на греческом
Erectus (эректус) – «выпрямленный» на латыни
Genesis (генезис) – «бытие, создание» на латыни, означает жизнь, с английского переводится как «происхождение»
Habilis (хабилис) – «способный, умелый» на латинском.
Homo (хомо/гомо) – «человек» на латыни
Neanderthalensis (неандерталенсис) – «неандерталец»
Neos (нэос) – «новый» на греческом
Sapience (сапиенс) – «разум» на латыни