Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Н. А. Елоховский – выдающийся краевед и этнограф К 140 -летию со дня рождения

Познакомить с жизнью и деятельностью Николая Александровича Елоховского, выдающегося краеведа и этнографа, собравшего более 3000 этнографических записей, более 1000 песен. В настоящее время наследие Н.А. Елоховского мало изучено т.к. было передано в дар внуками музею ВИЭМ только в 2020 году.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ «Центр образования» г. Торжок

Н. А. Елоховский – выдающийся краевед и этнограф

(К 140 -летию со дня рождения)

Вид работы: реферативно – исследовательский

Направление: этнография

Автор работы: Крылова Кристина, 8 класс

Руководитель Болдырева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Торжок, 2023 г.

Н. А. Елоховский – выдающийся краевед и этнограф

(К 140 – летию со дня рождения)

Цель работы: рассказать о Н. А. Елоховском (1883 – 1949) – выдающемся представителе интеллигенции первой половины ХХ века, чья деятельность как этнографа, краеведа и педагога оказывает значимое влияние и на сегодняшний день.

Задачи: подчеркнуть связь Н. А. Елоховского с Новоторжским уездом Тверской области; познакомить с его рукописным наследием, а также показать значимость таких фольклорных жанров, как сказки, загадки, поговорки, записанные учениками краеведа – исследователя.

Актуальность работы заключается в том, что изучение этой темы мало освещено в материалах печати, библиотек, в интернете. В этом году отмечалось 140 – летие со дня рождения Н. А Елоховского, и хочется ещё раз привлечь внимание к его работам, рукописному материалу, хранящемуся в архивах Всероссийского историко-этнографического музея г. Торжок.

Николай Александрович Елоховский (псевдоним Николай Григоровец) родился 29 октября 1883 года в г. Вологда. Отец его, окончив местное реальное училище, трудился конторщиком, затем дослужился до главного бухгалтера в одном из крупных предприятий в Петербурге. Мать вышла из богатой в своё время семьи купца 2 гильдии Якова Юшина, закончила акушерские курсы в Петербурге, была разносторонне развита, любила читать.1

Раннее детство и начало обучения в гимназии Николай провёл в доме горячо любившей его бабушки в Вологде. Затем учёба в Новгородской сельскохозяйственной школе, первые печатные работы в газетах и журналах под псевдонимом «Николай Вологдин».2 В 1902 году вновь приезжает в Вологду, меняет несколько работ. И в 1913 году переселяется в Тверскую губернию, где и будет трудиться до конца своих дней.

Н. А. Елоховский посвятил свою жизнь изучению фольклора Вологодской, Тверской, Саратовской, Самарской губерний, сбору и систематизации самых разнообразных проявлений народного творчества – от редких пословиц и поговорок, сказок и загадок до свадебных, тюремных и разбойничьих песен. Более 15 лет Елоховский занимался собирательством фольклора русского севера, сделал более 3000 всевозможных этнографических записей, из них зафиксировав около 1000 песен, а также причеты, сказки, народные рассказы. Есть тексты песен и частушек, записанных в Новоторжском уезде, но, к сожалению, нот этих произведений нет и восстановить их в изначальном варианте пока невозможно. Среди самых ценных материалов – описание свадебного пира, ряд новоторжских сказок, а также описание сказочных гаданий.

«Для того, чтобы знать жизнь народа, его прошлое, а также для того, чтобы иметь возможность определить те пути, которыми пойдёт он в своём культурном развитии, - необходимо изучать произведения народного творчества, создания души народной, выливающиеся в песнях, сказках, легендах, поговорках и пословицах; нужно подмечать характерные стороны быта, вникать в религиозные обряды, взглянуть пытливым оком наблюдателя на суеверия как на пережиток прошлого,» - писал в своей брошюре «Романтический элемент в современной народной лирике» Н. А. Елоховский под псевдонимом «Ник. Григоровец».3 Именно в этой редкой брошюре, вышедшей в 1916 г., он предпринял оригинальный анализ русской любовной частушки.

С 1917 по 1937 г.г. в Никольской волости по его инициативе сбор этнографического материала осуществлял Кружок по изучению местного края. Участниками кружка были школьники, ученики Николая Александровича, он служил вплоть до своей смерти учителем немецкого языка в Никольской школе. Вместе они проводили большую работу «по сохранению остатков старины». Помимо учащихся руководитель хотел заинтересовать тех, как он писал: «…кому близко и дорого как прошлое, так и будущее нашей страны, для кого стремление и идеалы крестьянства могли дать многое для выяснения души народной и помогли бы приблизить её к душе, оторванной от земли русского интеллигента».4

Усилиями ребят были сделаны записи и собраны рукописи, все материалы переданы в Тверской губернский комитет научных библиотек, а также в Пушкинский дом. Заслуги Н. А. Елоховского были отмечены настольной бронзовой медалью Пушкинского дома Академии наук СССР.

В 2020 г. впервые эти материалы были расшифрованы сотрудниками Всероссийского историко-этнографического музея в городе Торжок. Там же хранится архив, переданный в 1999 г. в дар музею сыном Елоховского – Александром Николаевичем Елоховским.5

Мне было очень интересно узнать, какие пословицы и поговорки записали мои ровесники более 100 лет назад. Например, мы знаем поговорку: «Молодец среди овец, а на молодца так и сам овца». А школьники в своё время записали так: «Молодец для овец, для коров – не здоров, а для кобыл – тут и был».6 Современный вариант более упрощённый, доступный для понимания. Впервые я узнала и что такое речеломы. Это слова, как бы ломающие речь. Вот пример из словаря речений Яконовской волости – слово «шурыкать». Оно означает «подбрасывать ребёнка на руках».7

Очень интересны загадки, записанные членами школьного кружка. Некоторые мы можем узнать, иные уже трудно себе представить, так как в нашей жизни мы с отгадками почти не встречаемся. Вот ряд примеров:

1 ). Стоит дерево кривое, с него падают лимоны,

поднимают харитоны (дуб, жёлуди, кабаны)

2 ). По бокам коробки кругленькие кнопки,

тут же рядом в уголке ручки с трубкой на шнурке (телефон)

3). Дед Пахом сидит на коне верхом,

книжки читает, а грамоты не знает (очки)

4). Режу, режу – крови нету (лодка, плывущая по воде)

5). Стоит поп на мосту, кричит, всех напою (самовар)

6). Жил – людей кормил,

разбился – под плетнём очутился (горшок из глины)

Самое оригинальное в наследии Елоховского, на мой взгляд, сказки. Их услышали школьники в деревенских семьях. Ребята подробно записывали всё, что слышали от людей разных поколений. В архивах Всероссийского историко-этнографического музея хранятся эти пожелтевшие от времени, исписанные чернилами листочки, сохраняющие особенности говора, стиля речи той поры. Всего до музея дошли тексты 18 сказок. Есть те, которые мы легко можем узнать, хотя определённые различия в текстах прослеживаются. «Знакомые незнакомцы» - так называют их сотрудники музея, включая названия, сюжеты произведений в разработанные занятия и интерактивные мероприятия для посетителей. Вот названия узнаваемых сказок: «Три медведя» (записана Емельяновой Маней. Оригинальный текст Д.19 ВИЭМ коф. 1238/11 л.19), «Про красную шапочку» (записана Леотовой Ниной. ВИЭМ кофт 1238/12 л.40 об.), «Колобок» (Записана Соловьёвым А., Гуляевым Александром. ВИЭМ кофт 1238/11 л.61-62) и другие.

А вот названия сказок, которые я даже не слышала: «Несмеенная царица» (ВИЭМ кофт 1238/12 л.3,4,5), «Валентин и Валентина», «Швея и бес», «Шумотишка», «Ох», а также ещё несколько сказок.

Я была в музее на мероприятии «Сказки Елоховского» для обучающихся начальных классов, видела их горящие глаза, неподдельный интерес к увиденному. Всем без исключения, даже взрослым понравились инсценировки сказок, оригинальность текстов, дошедших до нас благодаря кропотливому труду юных исследователей из краеведческого кружка Николая Александровича Елоховского. Именно сказки, записанные в начале прошлого века, произвели на меня неизгладимое впечатление. Думаю, необходимо серьёзное изучение данного материала специалистами, а для нас как читателей – издание сказок отдельным сборником. Ведь сказка - это всегда загадка, это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, полный смысла, раскрыть который при первом чтении удаётся не всегда. Может, поэтому сказки остаются с нами на всю нашу жизнь.

Открыв для себя только малую часть того огромного труда, что сумел сделать Николай Александрович Елоховский, узнав о его непростой судьбе в трудное для страны время, я поняла, что необходима тщательная работа по изучению, популяризации его наследия.

Список использованных источников

(Расположение в списке в соответствии с пометами в тексте)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области