Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательская работа "Свободное время – время развития"

Перед работой поставлена цель выяснить необходимость занятий в кружках и секциях, целесообразность дополнительных занятий для школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Всероссийская научно-социальная программа школьников

и молодежи «Шаг в будущее»

Свободное время – время развития

(на III районный конкурс исследовательских работ «Юниор» )

Оглавление

Введение

Аннотация

I.Теоретическая часть

I. 1.Анализ научной информации...…………………………………………………………1-2

II.Практическая часть

II. 2.Анализ актуальности вопроса в обществе ….………………………………………….3-4

II. 3.Исследование пользы от дополнительных занятий……………………………………5-8

4.Анализ применения навыков........……………………. ……………………………………9

Заключение......…………………………. ……………………………………….…………….10 Список литературы………………………………………………………………………..…..11

Введение

Требования современной действительности довольно-таки жёсткие, и чтобы им соответствовать, ощущать себя полноправным членом общества, необходимо иметь очень разносторонние навыки и знания. Узкие специалисты уже давно не котируются, и будучи профессионалом в одной области, желательно быть компетентным и в смежных, а порой и совершенно противоположных областях. Поэтому внешкольное обучение играет огромную роль не только в развитии способностей ребенка, но и в формировании его характера, а также поиска цели в жизни и жизненного призвания.

Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающей личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его физические, природные способности. Всё это нужно учитывать при обучении детей уже на самых ранних стадиях. С малых лет надо развивать различные таланты и способности ребёнка. С поступлением в школу встаёт вопрос о выборе кружка или секции по интересам, которые дадут ребёнку возможность развития и самовыражения. Занятость ребёнка в свободное время, развитие творческих способностей, увлечённость любимым интересным делом - значительные плюсы кружковых занятий. Но не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых?

Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Учитывать ли его мнение при выборе дополнительных занятий?

Практическая значимость исследования:

1. Развитие интереса учащихся в дополнительном образовании;

2. Привлечение внимания родителей к данному вопросу с целью более детального пояснения положительных и отрицательных сторон дополнительного образования;

3. Анализа их структуры в конкретной школе и городе в целом;

4. Возможность использования полученных результатов при организации рекламы дополнительных занятий.

Свободное время – время развития

Тюменская обл., Сургутский район., г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3«В» класс.

Научные руководители: Гелеверя Елена Ивановна учитель начальных классов

Канюга Людмила Александровна

Аннотация

День современного школьника проходит порой в таком же стремительном темпе, как и трудовые будни его родителей. Школьные уроки, дополнительные занятия, спортивные секции и творческие студии дают ребенку возможность развивать свои способности, но и занимают много времени. Остается открытым вопрос: «Нужно ли заниматься ребенку в секциях или кружках? Что дадут такие занятия?»

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «Свободное время – время развития».

Исходя из этого, объектом исследования является отношение ребенка к системе дополнительного образования

Предмет исследования: уровень заинтересованности в занятиях дополнительного образования среди школьников и их родителей.

Гипотеза исследования: можно ли сказать, что дополнительные занятия оказывают исключительно положительное влияние на ребенка?

Перед работой поставлена цель: выяснить необходимость занятий в кружках и секциях, целесообразность дополнительных занятий для школьников.

Задачи исследования:

Для реализации задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; анкетирование; анализ продуктов деятельности учащихся;

В результате проделанной работы можно сказать, что дополнительные занятия оказывают исключительно положительное влияние на развитие ребенка.

Свободное время – время развития

Тюменская обл., Сургутский район., г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3«В» класс.

Научные руководители: Гелеверя Елена Ивановна учитель начальных классов

I.Теоретическая часть

I. 1Анализ научной информации по теме.

Общеизвестно, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание молодого человека заключается в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности. Одна из действенных его форм – дополнительное образование, расширяя кругозор, учащихся общеобразовательных школ, усиливает стартовые возможности для профессиональной ориентации и для последующего профессионального образования. 

Внешкольное обучение и воспитание направлено на развитие способностей детей, на удовлетворение их интересов, запросов в различных областях науки, техники, литературы, искусства, физической культуры и спорта. 

Что такое дополнительное образование? Обратившись к словарям, статьям в Интернете, удалось обнаружить достаточно много определений словосочетания «дополнительное образование». Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:

1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа.

«Дополнительное образование ― это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства»;

«Дополнительное образование ― это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности»;

«Дополнительное образование ― это построение пространства саморазвития»;

«Дополнительное образование ― это развивающее и реабилитирующее образование»;

«Дополнительное образование ― это сокращение пространства, решение проблемы занятости детей».

Дополнительное образование детей ― это неотъемлемая часть общего образования, которая предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

Проблемы содержания и организации внешкольной работы с детьми занимают важное место в истории педагогики и школьной практике нашего времени. В научно-педагогической литературе имеется немало научных разработок, посвященных истории становления и развития внешкольных детских учреждений, содержанию, методам и формам их работы. 

II. Практическая часть

II 2. Анализ актуальности вопроса в обществе.

"Ни один воспитатель, какой бы неусыпной ни была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли сами найти себе деятельность." ( К.Д.Ушинский)

Основное значение дополнительного образования - развитие мотиваций личности, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности,

создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Наличие огромного количества различных видов дополнительного образования, множества кружков, секций говорит об актуальности данного вопроса. Говорит о заинтересованности общества в повышении уровня образованности детей, их интеллектуальном развитии, повышении их эрудиции, ведь проходя «школу дополнительного образования», дети получают то, что им важно иметь в соответствующей ситуации жизни и развития с тем, чтобы с течением времени стать полноценной, состоявшейся личностью.

В пользу актуальности данного вопроса, говорят, например, результаты опроса, проведенного в интернете. Вопрос состоял в следующем: посещаете ли какие-то дополнительные занятия и сколько тратите на оплату в месяц? В опросе приняло участие 208 человек. Голоса распределились следующим образом: (см. Приложение№1. 1).

Результаты проведенного опроса, представленные в виде диаграммы: (см. Приложение№1.2.)

Анализируя полученные данные, можно сказать, что из 100% опрошенных 67,8% готовы не только посещать с ребенком дополнительные занятия, но и тратить на это до 5000 руб. в месяц. И лишь 3,8% участников опроса кроме школы никуда не ходят. На мой взгляд, это говорит об огромной заинтересованности родителей и детей в разностороннем развитии последних. Ведь ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Если говорить, конкретно, о нашем городе, то проведя анкетирование среди взрослых и детей, мы получили такие результаты. Нами было опрошено 50 взрослых и 50 детей. На вопрос о необходимости траты свободного времени ребенка на дополнительные занятия, лишь один человек из взрослых ответил, что подобные занятия не нужны. Среди детей таких оказалось двое. Из пятидесяти опрошенных детей, лишь 7 нигде не занимаются, но при этом 5 из них хотели бы посещать дополнительные занятия.

Предоставим результаты некоторых ответов, характеризующих отношение опрошенных к данному вопросу, в виде диаграмм:

Как видим по диаграмме, большинство считают, что это должна быть совместная работа школы и родителей. Кроме этого 11 человек возлагают такую работу исключительно на себя. Мне кажется, что такие данные могут свидетельствовать о желании родителей участвовать в диалоге со «школой».

Дети на вопрос о влиянии родителей на выбор занятий ответили так: (см.Приложение№1. 5.)

Сравнивая ответы на этот вопрос, можно сказать, что все-таки не все родители «слышат» своих детей. В пользу такого вывода говорит еще одна пара вопросов.

И еще один вопрос, характеризующий актуальность изучаемого вопроса.

Кроме этого в анкетах задавался вопрос о том, чем бы хотели заниматься дети, чего нет в г. Лянтор. Среди большого количества предложений выделим наиболее повторяющиеся. Это - фигурное катание, художественная гимнастика, брэйкданс. Также были предложены – мультипликация, прыжки в воду с трамплина, изучение компьютерных программ для детей в доступной форме, изучение иностранных языков в игровой форме, спортивные секции для младшего звена в школе.

Анализируя полученные результаты, можем сделать вывод, что изучаемый вопрос очень актуален в обществе в целом и в нашем городе в частности. Родители готовы и желают организовывать, участвовать, отслеживать результаты и появление новых видов организации досуга и развития детей. Заполняя свободное время ребёнка, родители тем самым хотят оградить его от безделья, от влияния улицы, наркомании и т.д.

II 3.Исследование пользы от дополнительных занятий, в т.ч. на примере спортивных секций, в частности – плавания.

Что же дает детям дополнительное образование, отнимая время от основного? Секции и кружки помогают детям развивать способности, предоставляют возможность почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе. Любому ребенку важно иметь место, отличное от школы и дома, где он может быть самим собой, где его уважают за особые достижения, где можно общаться со сверстниками в неформальной обстановке.

Кружки и секция – это смена вида деятельности: умственной – на физическую или творческую. Даже если ребенок предпочел шахматы, математический или литературный кружок, все равно он будет заниматься только тем, что ему нравится, что его интересует. Переключение поможет отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий

Занятия в кружке, секции – это достойный способ организации досуга ребенка, особенно для родителей, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У детей, посещающих внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки.

Дополнительное образование – это еще и дополнительное общение, причем в психологически комфортных условиях. Необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы

Посещая Вокальные студии или школу игры на фортепиано, ребёнок получает:

- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;

- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;

- дополнительные преимущества: ребенку поставят голос, научат технике пения.

Театральные студии. - физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;

- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Спортивные секции. - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;

- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Таких примеров можна привести большое количество.

Как видим, каждое из направлений приносит свою пользу, вносит свой вклад в развитие ребенка. Более детально рассмотрим пользу от дополнительных занятий на примере спортивных секций и в частности на примере плавания.

Спорт играет огромную роль в нашей жизни - укрепляет иммунитет, делает нас крепче и выносливее. Различные виды спорта по-разному влияют на наш организм, на детский организм. В какую же секцию записаться?

Как правило, родители многих мальчиков стремятся записать их в секции, где они научились бы постоять за себя. Занятия учат ловкости, координированности движений, развивают гибкость, скорость и быстроту реакций.

Хотите, чтобы у ребенка была красивая осанка, улучшилась работа опорно-двигательного аппарата? Запишите его в плавание, в секцию художественной гимнастики или фигурного катания, конноспортивную секцию или на волейбол.

Избавиться от плоскостопия (если оно запущено) помогут спортивная и художественная гимнастика, хоккей.

Детям, которые часто простужаются, с ослабленным иммунитетом, можно порекомендовать плавание, хоккей, фигурное катание, горные лыжи, греблю.

Укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивать выносливость помогут занятия футболом, баскетболом, волейболом, хоккеем. Кроме того, командные виды спорта воспитывают волевые качества, развивают социальное мышление, умение быть в команде, вырабатывать стратегию и тактику. У детей повышается самооценка и улучшается адаптация в обществе. Такому ребенку гораздо легче найти общий язык со сверстниками и избежать конфликтных ситуаций.

Если малыша укачивает в транспорте, а посещение аттракционов в парке не становится для него праздником, значит, нужно улучшать вестибулярный аппарат. Для таких детишек полезны занятия футболом, фигурным катанием, лыжами, художественной гимнастикой, многими видами единоборств, например дзюдо или карате.

Для укрепления нервной системы можно порекомендовать плавание, лыжи, верховую езду, ушу.

Развивать глазомер, выдержку, внимание поможет большой и настольный теннис. У ребенка, занимающегося настольным теннисом, совершенствуется мелкая моторика, и, как следствие, почерк становится красивее. Еще один плюс этого вида спорта – улучшение работы органов дыхания. Некоторые виды спорта оказывают поистине чудесное действие на весь организм в целом и могут быть рекомендованы как для профилактики, так и для лечения целого спектра заболеваний. Общеукрепляющим и закаливающим действием обладает плавание. Его можно назвать самым здоровым видом спорта. При горизонтальном положении тела работа сердца облегчается, что дает возможность выдерживать длительные физические нагрузки. Плавание также помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки (в воде происходит естественное вытяжение дисков позвоночника). Многие болезни, которые противопоказаны для занятий практически всеми видами спорта, можно лечить и уменьшить их негативное воздействие на организм с помощью плавания. Это близорукость, сахарный диабет, гастрит, ожирение, легкая форма бронхиальной астмы. Заниматься плаванием могут малыши с 3 лет при наличии специального «лягушатника». Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения. Это подтверждается результатами опроса, проведенного, в социальных сетях интернета. Было выявлено, что в результате обучения детей плаванию, заболеваемость ОРВИ снижается на 30%. Исходя из показателей этой таблицы безусловно, необходимо отметить, что плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.1

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

Справедливости ради необходимо отметить и аргументы «ПРОТИВ» занятий в секциях и кружках.

Если проанализировать анкетные данные, полученные в результате опроса взрослых и детей в нашем городе, то можно сказать, что большинство опрошенных видят исключительно положительное влияние дополнительного образования. Приведем результаты опроса в виде диаграмм.

На вопрос «Помогает ли занятие в кружках и секциях в общении со сверстниками?» дети ответили так: (см. Приложение № 1. 8.)

7.На вопрос «Какую пользу приносят дополнительные занятия?» ответы распределились следующим образом: (см. Приложение № 1.9.)

Подводя итоги изучения пользы или вреда от дополнительных занятий детей, можем сказать, что польза от таких занятий, несомненно, огромная. Но все же однозначного ответа на вопрос: «Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?»,- нет. Нет, потому, что все "за" и "против" придется взвешивать в каждом конкретном случае. Конечно, положительного влияния на ребенка, на его развитие гораздо больше. Большинство опрошенных и взрослых, и детей отмечают исключительно положительные стороны внешкольного образования, не смотря на то, что в анкетах были предложены и отрицательные ответы о влиянии последнего. Главное в этом вопросе не переусердствовать. Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания.

Анализировать применение навыков, полученных детьми в секциях и кружках довольно сложно. Этому можно посвятить отдельную работу, потому, что существует, как уже говорилось выше, огромное множество увлечений, кружков, студий. Каждое занятие способно если не сделать из ребенка чемпиона, то помогает в развитии какого-то жизненно-важного в социуме навыка: театральная студия поднимает самооценку, развивает навыки общения, помогает преодолеть излишнюю скромность, неловкость, зажатость; занятия спортом тренируют силу и выдержку, закаляют характер, укрепляют здоровье; иностранные языки стимулируют общение и создают успех в классе. Подобных примеров можно привести великое множество, но есть и один общий «плюс» в хобби ребенка — это навык самоорганизации, начала самоконтроля, самодисциплины, развитие твердости и стойкости характера. В этом, в первую очередь и начинается применение навыков. А далее, каждое из направлений, оказывает свое влияние. Например, занятия боевыми искусствами. Боевые искусства — не просто драка, накачивание мышц, а всестороннее и гармоничное развитие личности – физическое, нравственное, эмоциональное, духовное. Например, моральные правила тхэквондо гласят: «Люби своих братьев и сестер, будь верен друзьям, уважай старших, хорошо подумай, прежде чем убить любое живое существо». Занятия карате неизменно начинаются с поклонов — учителю, залу, друг другу. Воспитанный на таких принципах ребенок сможет постоять за себя, за слабых возле себя, и в то же время останется чутким к боли, ему не чуждо будет сострадание, любовь к животным, он будет уважать старших и т.д. Занятия боевыми искусствами помогают детям вырабатывать наиболее важные черты характера, которые  и в дальнейшем будут способствовать успешности и приспособленности в жизни.

Важно отметить, что при проведении анкетирования в нашем городе среди детей, на вопрос о применении навыков 97% опрошенных дали положительный ответ. Дети видят, ощущают и умеют применять полученные навыки на практике. И это еще один стимул к развитию внешкольного образования вообще и в нашем городе в частности.

5.Заключение

Внешкольное обучение играет огромную роль не только в развитии способностей ребенка, но и в формировании его характера, а также поиска цели в жизни и жизненного призвания. Поэтому внешкольное обучение — это:

Вывод.

Отвечая на вопрос гипотезы исследования: можно ли сказать, что дополнительные занятия оказывают исключительно положительное влияние на ребенка, мы говорим «ДА», при условии разумного подхода к организации процесса дополнительного образования.

Список литературы

1.Шацкий С. Т. «Наше педагогическое течение»

2.Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника Москва

3.Бруднов А.К. «ОТ внешкольной работы к дополнительному образованию»

Внешкольник 1996 № 31

4.Аникеев Н.П. «Воспитание игрой» Новосибирск 1994г

5. Интернет festival.1september.ru

Приложение № 1

1.Посещаете ли какие-то дополнительные занятия и сколько тратите на оплату в месяц?

Нисколько. Не ходим никуда кроме школы

3.8%

Нисколько. Ходим только на бесплатные

5.8%

До 1000 руб. в мес

11.1%

До 2000 рубл. в месяц

17.8%

До 5000 рублей в месяц

38.9%

До 8 000 рублей в месяц

12.5%

До 12 000 рублей в месяц

7.7%

Более 12 000 рублей в месяц

1.4%

Более 20 000 рублей в месяц

1%

2.Результаты проведенного опроса, представленные в виде диаграммы:

3.Как Вы считаете – это задача школы или родителей организовывать внешкольные занятия и привлекать детей к ним (вопрос из анкеты для взрослых)?

4.Учитываете ли мнение ребенка при выборе занятий и следите ли потом за посещаемостью (вопросы из анкеты для взрослых)?

5.Влияние родителей на выбор занятий.

6.Помогают ли такие занятия наладить контакт с детьми – для взрослых; и помогают ли занятия в общении с родителями – для детей.

7.Готовы ли Вы отслеживать, изучать информацию о появлении новых видов занятий и предлагать их ребенку (вопрос из анкеты для взрослых)?

8.Помогает ли занятие в кружках и секциях в общении со сверстниками?

9.Какую пользу приносят дополнительные занятия?


Министерство образования и науки Красноярского края КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №2» Отделение «Дошкольное образование» ПЦК педагогических дисциплин Научная работа на тему: Обучение детей плаванию в раннем и школьном возрасте как средство закаливания и укрепления организма.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области