Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Речные и морские обитатели»
Задачи: Расширять знания детей о речных рыбах и обитателях морей, формировать умение составлять описательный рассказ про обитателей рек, озер и морей с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход занятия:
Воспитатель вносит глобус.
- Дети, давайте рассмотрим глобус, какого цвета на глобусе больше, что обозначает, голубой цвет
- Правильно, всё это: моря, реки, океаны (то есть вода).
Посмотрите внимательно на глобус, видите места, где голубой цвет переходит в синий, значит там очень глубоко, видите тонкие голубые ленточки, это реки. Подумайте, и скажите, чем отличается река от моря, море от океана.
Ребята, скажите, а вода в реке, озере, море одинаковая или отличается.
Ответы детей: в море вода соленая, в воде пресная.
Воспитатель: ребята, скажите, а кто живет в реке.
Дети рассказывают с опорой на иллюстрации, о рыбах и животных, живущих в реке и озере
Игра «Четвертый лишний»
Биоэнергопластика «Жил был язычок»
Воспитатель загадывает загадку:
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот и весь я ….
Воспитатель: Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие. Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания, нет плавников и хвоста для передвижения.
Но что же можно придумать чтобы спуститься на морское дно?
Ответы детей:
Приглашаю занять свои места в лодке.(Дети стоят друг за другом)
Воспитатель: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.(имитация покачивания)
На счет три погружаемся. Дети громко считают до трех.
Звучит «Шум моря»
Воспитатель: Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? ( имитируют погружение садятся на ковер).
Воспитатель: Ну вот мы и в подводном царстве. Посмотрите как здесь красиво, много ярких разноцветных рыбок. Рыбки плавают в воде быстро и проворно.
Что рыбкам помогает быстро плавать? (плавники и хвост). Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.( Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать). У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей. А еще здесь есть морские животные.
Ребята, расскажите каких вы животных видите.
Дети рассказывают с опорой на иллюстрации.
Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Логоритмика «Медуза»
Воспитатель: Что- то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.
Физкультминутка:
Море волнуется раз (дети сидя раскачивают руками влево -вправо)
Море волнуется два ( раскачивают руками сидя на коленях)
Море волнуется три (поднимаются на ноги)
Подводная лодка наверх ты всплыви.( прыжки на двух ногах)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами разговаривали про речных и морских обитателей, я предлагаю вам рассказать про того, обитателя рек или морей, который вам понравился больше всего.
Дети выбирают иллюстрацию и рассказывают с опорой на мнемотаблицу (где живет, каким цветом, какой формы, чем питается)