Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Краевой детский центр «Созвездие»
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
КГБНОУ КДЦ Созвездие
_________А.Е. Волостникова
Приказ № 01–09/597
от 21.12.2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Твое декоративное пространство»
(художественная направленность)
Возраст обучающихся: 9-17 лет
Продолжительность реализации
программы: 5 дней
Автор-составитель программы:
Соколец Инна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Место реализации:
Хабаровский край, р. п. Переяславка,
дружина «Созвездие»
г. Хабаровск, 2023 г.
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Нормативной основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Твое декоративное пространство»» являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по её реализации»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России № 09–3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе КГБНОУ КДЦ Созвездие.
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
В настоящее время отмечается повышенный интерес общества к созданию изделий своими руками. В продаже появилось большое количество новых, ярких, необычных материалов для ручного творчества. Литература и интернет поражают разнообразием предлагаемых для изучения и овладения мастерством технологий и мастер-классов. Программа «Твое декоративное пространство» знакомит с технологией создания бумажной пластической массы и изготовления из нее креативного декора для оформления интерьера.
Направленность программы: художественная (декоративно-прикладное искусство).
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный).
Актуальность программы заключается и удовлетворении потребности обучающихся в получении необходимых базовых знаний и творческих навыков в области дизайна интерьеров и декоративно-прикладного искусства через изготовление элементов декора из папье-маше .
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся в результате совместной проектной деятельности. Знакомство с техниками лепки из папье-маше и инструментами декоративно-прикладного искусства расширяет кругозор обучающихся и способствует их творческому самовыражению.
Новизна программы
Отличительные особенности программы
Программа «Твое декоративное пространство» имеет ряд отличительных особенностей:
У каждому участника проекта есть уникальная возможность создать свой неповторимый и не похожий на другие элемент декора из бумажной массы, который будет включен в общий творческий проект оформления учебного пространства кабинета и создаст интерьерную композицию.
Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ предваряется подбором стиля, размера, образа и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 9-17 лет, участники краевой профильной смены, находящиеся в условиях временного детского коллектива.
Условия набора: по желанию участников краевой профильной смены и их родителей, с учетом возрастных особенностей детей, без специальных требований к уровню подготовленности и каких-либо ограничений.
Количество участников в группе: 20 человек.
Сроки освоения и объем программы: 5 дней, 10 академических часов.
Режим занятий. Занятия проводятся в соответствии с планом краевой профильной смены, продолжительность одного занятия – 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Продолжительность и режим занятий осуществляются в соответствии с СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Форма обучения - очная.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая работа в микро-группах;
- индивидуально-групповая работа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся в процессе изготовления декоративных элементов интерьера из пластической бумажной массы.
Задачи
предметные:
- формировать у обучающихся навыки создания декоративного украшения;
- формировать навыки работы с инструментами и материалами применяемыми в работе с папье-маше.
- научить изготавливать декор для интерьерных композиций.
метапредметные:
- формировать и развивать познавательные компетентности обучающихся (познавательный интерес, умение воспринимать, воспроизводить, перерабатывать, доводить информацию, объяснять порядок действий при выполнении здания, учиться самому и обучать других);
- формировать и развивать регулятивные умения (планирование, организация, анализ деятельности, презентация работы, способность к рефлексии);
- формировать и развивать коммуникативные навыки обучающихся (умение слушать и слышать окружающих, навыки установления коммуникации, культуры общения и взаимодействия в группе на основе этических норм).
личностные:
- развивать творческие способности, логическое, пространственное и образное мышление и воображение, умение конструировать, творческое созидательное начало в деятельности, художественно-эстетический вкус;
-воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты труда, самостоятельность.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Интерьерное пространство. Стили. Декор в интерьере. Эскиз декоративного элемента. | 2 | 0,5 | 1,5 | устный опрос, практическая работа | ||
Изготовление бумажной массы, лепка декоративного элемента. Уточнение деталей. Сушка. | 2 | 0,5 | 1.5 | практическая работа | ||
Уточнение деталей. Шлифование декора. Лакировка изделий. | 2 | 0,5 | 1.5 | практическая работа | ||
Подготовка общего композиционного фона для монтажа декора. | 2 | 0,5 | 1,5 | практическая работа | ||
Монтаж декоративных элементов в общую композицию. | 1,5 | 0.5 | 1,5 | практическая работа | ||
Итого | 10 | 2,5 | 7.5 |
Содержание программы
Тема 1. Интерьерное пространство. Стили. Декор в интерьере. Эскиз декоративного элемента.
Теория: Стили в интерьере. Лофт. Прованс. Декоративные элементы Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика: Эскиз декоративного элемента.
Тема 2. Изготовление бумажной массы, лепка декоративного элемента. Уточнение деталей. Сушка.
Теория: Технология изготовления бумажной массы для лепки.
Практика: Лепка декоративного элемента. Уточнение деталей. Сушка.
Тема 3. Уточнение деталей. Шлифование декора. Лакировка изделий.
Теория: Фактура и текстура. Различия.
Практика: Уточнение деталей. Шлифование декора. Лакировка изделий.
Тема 4. Подготовка общего композиционного фона для монтажа декора.
Теория:Пространство фон и элементы декора в интерьере. Соразмерность.
Практика:
Тема5. Монтаж декоративных элементов в общую композицию.
Теория: Общее целое. Совокупность деталей.
Практика: Монтаж декоративных элементов в общую творческую композицию. Промежуточная аттестация.
предметные:
- у обучающихся сформированы навыки создания декоративных интерьерных композиций из папье-маше;
- обучающиеся умеют:
- работать с инструментами и материалами для изготовления изделий из папье-маше;
- изготавливать декор из папье-маше по собственному эскизу.
метапредметные:
- улучшены познавательные компетентности обучающихся (познавательный интерес, объяснять порядок действий при выполнении здания, учиться самому и обучать других);
- улучшены регулятивные умения (планирование, организация, анализ деятельности, презентация работы, способность к рефлексии);
- улучшены коммуникативные навыки обучающихся (умение слушать и слышать окружающих, навыки установления коммуникации, культуры общения и взаимодействия в группе на основе этических норм).
личностные:
- улучшены творческие способности, логическое, пространственное и образное мышление и воображение, умение конструировать, творческое созидательное начало в деятельности, художественно-эстетический вкус;
-обучающиеся проявляют трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты труда, самостоятельность.
II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
2.1. Формы контроля результатов обучения
-Диагностика художественного воображения (Приложение1)
- текущий контроль: устный опрос, творческая работа, практическая работа, презентация.
- промежуточная аттестация: участие в выставке работ декоративно-прикладного творчества.
Отслеживание результативности происходит в форме:
- педагогического мониторинга и анализа личностных достижений обучающихся в процессе выполнения практических работ;
- оценки уровня проявления интереса к изучаемому материалу;
- способности и готовности к самостоятельной творческой работе, к коммуникации и взаимодействию в группе;
Основными формами представления результатов обучения являются:
- презентация (показ), демонстрация изделий, выставка;
-оценивание деятельности участников (качественная оценка и количественная оценка в соответствии с условиями программы краевой профильной смены);
- рефлексия обучающихся (беседа);
- журнал учёта посещаемости занятий, анализ работы, соблюдение правил техники безопасности на занятиях.
2.2. Оценочные материалы:
- Журнал учета посещаемости занятий. Анализ работы.
- Правила техники безопасности (Приложение 1).
- Критерии выставления количественной оценки деятельности обучающихся на занятии (согласно условиям программы краевой профильной смены).
- Выполненная работа, готовые изделия.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы оценивается по трем уровням:
- Высокий уровень. Обучающийся свободно отвечает на теоретические вопросы, имеет практические навыки декоративно-прикладного творчества по заданной теме, умеет самостоятельно изготовить изделие, знает особенности работы с необходимыми принадлежностями и инструментами. В работе демонстрирует аккуратность, заинтересованность, старательность, креативность.
- Средний уровень. Обучающийся способен ответить на основные теоретические вопросы. Знает технологию выполнения работы, но в практической деятельности ему требуется помощь педагога. Знает и соблюдает технику безопасности при работе с материалами и принадлежностями, необходимыми в работе. Умеет самостоятельно (с незначительной помощью педагога) изготовить изделие.
- Низкий уровень.Обучающийся практически не отвечает на теоретические вопросы, неэкономно расходует выданный материал, при работе проявляет неаккуратность. Не демонстрирует заинтересованность в деятельности, пассивно относится ко всем предложениям, не проявляет творчества. Практические работы выполняет с постоянной помощью педагога.
Отслеживание результативности происходит в форме педагогического наблюдения и анализа выполненных работ учащихся с помощью диагностического листа.
Диагностический лист для участников
1 | ФИО | Оценка |
11 | Четкость форм, линий | |
22 | Оригинальность декора | |
43 | Участие в совместном проекте |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
№ | Фамилия, имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий:
- кабинет (место для проведения занятий);
- индивидуальное место для работы каждому обучающемуся.
Инструменты и материалы:
Полотенца одноразовые «Зиг-заг» - 8 пачек Клей ПВА универсал-2 литра Пленка пищевая рулон Джут льняной 2 мотка Бумага шлифовальная на тканной основе влагостойкая зернитостость бумаги 80 грид -6 листов, 120 грид-6 листов. Салфетки влажные 200 листов – упаковки Лак акриловый спрей КУДО- 2 шт. Маркеры черные 10 штук тонкие Перчатки резиновые 15 пар |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим образованием и уровнем подготовки в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
2.4. Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
- информационные (словесные, демонстрационные);
- метод управления деятельностью обучающихся (эвристическая беседа, алгоритмы);
- практические методы (репродуктивные, практическая работа, кейс-задание, самостоятельная творческая работа);
- аналитические (анализ, оценивание работы, презентация – показ работы, выставка, рефлексия участников).
Приемы обучения:
- создание ситуации для решения творческой задачи;
- приемы визуализации материала (наглядный иллюстративный материал, презентация, видеоматериал);
- алгоритм выполнения задания;
- консультация;
- поощрение.
Педагогические технологии:
- технология обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология практико-ориентированного подхода.
Алгоритм занятия:
- презентация,
- показ образца или наглядных элементов,
- анализ полученной информации.
- показ педагогом процесса изготовления работы;
- самостоятельное выполнение детьми творческого задания;
- анализ проделанной работы, рефлексия.
Алгоритм создания декоративного панно:
Список литературы
Приложение 1
Методика для изучения процессов художественного воображения.
Художественное воображение — универсальная способность человека
к построению новых образов путем преобразования практического,
чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.
Художественное воображение характеризуется:
• эффектом новизны, неповторимостью образов, продуктивностью,
способностью к конструированию новой художественной реальности;
• яркостью образов, их реалистичностью, жизненностью,
достоверностью;
• эмоциональной насыщенностью как процесса воображения, так и
результата;
• обусловленностью системы художественного языка;
• духовной содержательностью;
• интуитивностью и осмысленностью.
Пиктограмма («Нарисуй слово»)
Методика предназначена для изучения процессов воображения,
выявляет уровень его развития, а также процессы символизации, способность
к перекодированию стимула (слова: счастье, горе, доброта, обман, дружба,
страх и т.д. дети пробуют нарисовать цветными красками).
Меатериал: несколько (в зависимости от количества слов) листов бумаги,
на обороте которых написано слово, цветные карандаши.
Инструкция: «Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано
на обороте листа. Используйте различные цвета.
Стимульный материал: счастье, горе, доброта, обман, дружба, страх,
обман, богатство.
Интерпретация: Все изображения классифицируются на пять основных
видов:
• абстрактные (А)-не оформленные в образ линии;
• знаково-символические (З)-знаки и символы;
• конкретные (К) -конкретные предметы;
• сюжетные (С)-изображаемые предметы, персонажи объединяются в
какую-либо ситуацию, сюжет, персонаж..;
• метафорические (М)-изображения в виде метафор, художественного
вымысла.
При обработке результата исследования рядом с каждым рисунком
проставляется буквенное обозначение.
Данная методика позволяет определить с помощью классификации
Изображений (абстрактное, знаково-символичное, конкретное, сюжетное,
метафорическое) типы мышления ребенка:
А и З -«мыслитель» (обобщение, синтез в информации, высокий уровень
абстрактно-логического мышления);
С и М -«художественный» тип (высокий уровень абстрактно-образного
мышления);
К-«практик» (конкретно-действенное практическое мышление).
Техника безопасности на занятиях мастерской
«Твое декоративное пространство»
1.Общие требования безопасности
1.1. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.2. Перед началом работы необходимо убедиться в наличии всех инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
1.3. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
2.Требования безопасности перед началом работы
2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.
2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления, разложить шаблоны и краски.
3.Техника безопасности во время работы
3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.
3.2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.3. Соблюдать порядок на рабочем месте.
3.4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на занятии материалами.
3.5. При работе с клеем и красками стол закрывать клеёнкой.
3.6 Банку с клеем (краской) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
3.7. Избегать попадания клея и краски в глаз, в рот, на слизистые носа.
3.8. При попадании клея или краски в глаза промыть их водой.
3.9 При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
4.Требования безопасности по окончании занятий
4.4. После окончания работы произвести уборку своего места.
4.5. Вымыть руки с мылом (при необходимости и лицо)
5.5. Пожелания и недостатки занятий сообщите преподавателю.
Приложение 2
Образцы работ