Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
Практика учебная:
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
отчёт
по направлению подготовки
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
профиль - Логопедия
Руководитель
__________/ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________20__ г.
студент гр. ________________
__________/ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
“___”________________20__ г.
Содержание
Приложения (сертификат)
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Современная педагогическая практика опирается на исследования в области психологии и педагогики, которые теоретически обосновывают сущность и значение формирования коммуникативных способностей в развитии ребенка дошкольного возраста.
Установление контакта с окружающими как первоначальная функция речи ребёнка, функция общения, была отмечена ещё Л.С. Выготским [3]. Умение использовать речь относят к области отношений в обществе, оно соотносится с качествами личности ребёнка, которые позволяют ему взаимодействовать с другими детьми, а также взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать целей. Специфика развития речи детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром. Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Это различные сложные расстройства речи, при которых наблюдается нарушение формирования всех составляющих речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введён в 50- 60 годах ХХ века основоположником логопедии в России Р.Е. Левиной [25].
Общее недоразвитие речи отмечается при таких сложных формах патологии детской речи как: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. Формирование коммуникативных умений у данной категории детей изучали такие учёные, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. В работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. представлен сравнительный анализ развития коммуникативных умений при нормальном и нарушенном речевом развитии [19]. Данные нарушения могут обуславливать сложности в общении с окружающим миром, а в дальнейшем способны повлечь за собой определённые изменения в личности в цепи развития «ребёнок -подросток - взрослый», то есть привести к формированию у детей комплексов, осложняя их обучение и раскрытие свои природных способностей и интеллектуальных возможностей, если не исправить их вовремя в детстве.
Коммуникативные умения являются важнейшей составляющей развития ребенка, так как они определяют его способность взаимодействовать с окружающими людьми и успешно адаптироваться в обществе. У детей с общим недоразвитием речи III уровня эти умения могут быть серьезно нарушены, что затрудняет их социальную адаптацию и учебный процесс. В данной курсовой работе будут рассмотрены особенности, которые существуют в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, и предложены методы, которые помогут таким детям в развитии и улучшении их коммуникативных умений [14].
Коммуникативные умения, такие как умение общаться, эффективно слушать и понимать, а также умение выражать свои мысли, являются одними из самых важных умений, которые ребенок должен освоить в раннем возрасте для успешной адаптации в обществе. Однако у детей с общим недоразвитием речи III уровня эти умения могут быть нарушены, что в свою очередь может привести к затруднениям в общении с окружающими и ограничениям в социальной адаптации. Исследование детей с общим недоразвитием речи III уровня чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные способы активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей [8].
Приложения (сертификат)