Беседа: «Внешкольный этикет: что такое хорошие манеры»
Цели и задачи: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения.
Ход классного часа.
1. Вступление.
- Что значит вежливый человек?»
Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.
С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения, учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо, и что такое плохо».
2. Основная часть классного часа.
- Зачем быть вежливым?
Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу.
- Игра «Кто знает больше вежливых слов? (учащиеся по очереди называют слова)
6. Так называют человека, который не умеет вежливо вести себя в обществе.
7. Книга С. Михалкова для детей «Что такое хорошо, и что такое…»
8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.
9. Так нужно говорить, когда перед кем-то извиняешься.
10. Так называют мужчину (или мальчика), который очень внимательно относится к женщинам.
«Азбука вежливости»
1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела своё время.
2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Вдруг тебе когда-нибудь придётся защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.
3. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
4. Всегда уступай своё место в автобусе, трамвае и прочем транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.
5. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.
«Правила вежливого поведения»
1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.
(Это правило относится и к прекрасному полу)
2. Не следует разговаривать с набитым ртом.
3. Для того чтобы ребёнок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.
4. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать много еды)
5. Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая рука лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.
6. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
7. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.
8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.
9. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется.
10. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)
11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.
3. Подведение итогов.
1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?
2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?
3. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при прощании?
4. Кто кому должен уступать (в транспорте) место?
5. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр или в детскую библиотеку?
6. Можно ли и когда можно разговаривать в кино, театре и других общественных местах?