Учитель – особенная профессия, занимающая важное место в любой мировой культуре. Современное, высокотехнологическое информационное общество предъявляет новые требования к учителю, как к личности и профессионалу, способному осуществлять обучение и развитие подрастающего поколения.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Поэтому в школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.
Поступая на работу в школу, молодой педагог активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений. Он коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, самоорганизован, инициативен, владеет современными средствами ИКТ. … Но! Испытывает трудности: профессионально-методические, психологические и социальные. И в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника.
Кто такой наставник? Толковый словарь В. И. Даля дает такое определение: «Наставник-учитель, руководитель, воспитатель. Наставить - научить кого-то чему-то хорошему». В педагогической энциклопедии наставник – это лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональные обучение на рабочем месте, высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого молодые педагоги могут получить совет или поддержку.
Наставником для молодых педагогов я стала относительно недавно, хотя негласно и опосредованно я так или иначе передавала опыт молодым коллегам.
Целью наставничества в целом для меня является создание условий (организационных, методических и др.) для успешной адаптации молодого специалиста в условиях школы и повышение уровня его профессиональной компетентности.
Задачи наставничества:
-помочь адаптироваться молодому специалисту в педагогическом коллективе
-определить уровень его подготовки
-выявить затруднения в педагогической практике, оказать методическую помощь
-создать условия для развития профессиональной компетентности молодого специалиста
-развивать потребности молодого специалиста к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Мой опыт работы показывает, что наибольшие сложности у моих подопечных вызывали вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающегося, осуществление классного руководства.
Наставничество является двусторонним процессом и основным условием эффективности обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
Я на личном примере способствую раскрытию профессионального потенциала молодых специалистов, привлекаю их к участию в общественной жизни коллектива, формирую у них общественно значимые интересы, содействую развитию общественного и профессионального мастерства.
В качестве наставника систематически провожу для молодых специалистов консультации, на которых вместе анализируем учебные программы, рассматриваем методические и дидактические аспекты современного урока. Помогаю определиться с выбором методической литературы, даю рекомендации по вопросам самообразовательной деятельности, оказываю помощь в подготовке и подборе дидактического материала, наглядных пособий, контрольных текстов.
Я стараюсь работать в диалоге, быть дипломатичной. Никогда не осуждать и не критиковать, а предлагать решение и поддерживать. Всегда помню, что во многом от меня, наставника, зависит, каким учителем станет молодой специалист.
Примером моего сотворчества с молодыми учителями можно назвать открытые уроки «Традиции и обычаи Великобритании» - 5 класс и «Любимая еда» - 6 класс. Мои наставники уже выступали на ШМО учителей лингвистического направления. Они успешно участвуют в различных конкурсах.
Подводя итог моего, пока не очень долгого, наставничества следует отметить, что совместная работа и общение обогатили и меня, и моих наставников. Мы нашли с каждым из них общую идею в нашей совместной деятельности, что вселяет надежду и дает новые силы на дальнейшие продолжение наставничества.