Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Условия обучения воспитания, способствующие формированию позитивной Я – концепции подростка»

изучение особенностей нового поколения Z рассмотреть пути создания условий обучения воспитания, способствующие формированию позитивной Я – концепции подростка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Условия обучения

(воспитания),

способствующие

формированию позитивной

Я – концепции подростка»

Не бывает «трудных подростков», у подростков бывают трудности…

Автор: Васюкова Анна Леонидовна – преподаватель БПОУ «Вологодский областной медицинский колледж»

В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки, но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций.

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности; у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости, возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. Это период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, со взрослыми. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, она важна в личностном развитии подростка.

В современной психологии Я – концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я – концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л.П., 1986, с.197). Я – концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки выделяются три главных ее элемента:

1.Образ Я – представление индивида о самом себе.

2.Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Выделяют три вида «Я –концепции» – реальную, идеальную и зеркальную. Реальное Я – представление о том, каков я на самом деле; идеальное Я – представление о том, каким я хотел бы быть; зеркальное Я – представление о том, как меня воспринимают другие. В большинстве случаев реальная и идеальная «Я-концепция» будут различаться, что может привести как к негативным следствиям, так и к позитивным. С одной стороны – рассогласование реального и идеального может стать внутриличностным конфликтом, с другой стороны, это же рассогласование будет являться источником самосовершенствования личности и самоустановок на развитие. Каждый вид складывается из аспектов: физическое Я; социальное Я; умственное Я; половая идентичность; психологическое Я.

Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других.

Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих (Райс.Ф., 2000,с.229).

Основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции (Бернс Р.,1986,с.227).

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества, т.е. подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Какое оно – сегодняшнее поколение Z? Интересное исследование провели в конце 2016 года Сбербанк совместно с агентством Validata среди людей от 5 до 25 лет. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего. Обработка информации

*Они родились с кнопкой на пальце. Онлайн – ведущее измерение реальности, формирующее актуальные тренды и ролевые модели. В онлайне легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи. В каждом классе, группе есть подросток, который понимает информатику лучше учителя. За актуальной повесткой дня следят через соцсети.

*Они воспринимают краткую и наглядную информацию

Их внимание быстро переключается: средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 секунд. В целом, информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями. Важна наглядность информации, так как иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.

*Долгосрочных трендов нет

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду – то, что модно сегодня, завтра сменяется новой модой. Нет устойчивых предпочтений, постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Отношения с родителями

* Конфликт поколений смазан

Родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуясь принципом “не ругать за плохое, а хвалить за нормальное”. И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом. Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят

*Взрослые – не безусловный авторитет

Взрослые признают, что дети превосходят их во многих навыках и лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни. А у молодых людей в свою очередь нет особого пиетета перед старшими, они общаются с ними свободно и на равных.

Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы.

*Центениалов гиперопекают

Родители жалеют детей и взваливают все бытовые обязанности на себя, оказывая на детей минимальное давление. В результате поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни. Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается….

Самовосприятие

*Не могут без социального взаимодействия

Важно постоянно быть на связи – дети поколения Z не бывают одни, да и не очень любят быть одни. В компании же ценятся те качества, которые помогают легко общаться. В любой ситуации очень важно беспроблемно взаимодействовать.

* Уверенность в собственной исключительности

Поколению Z прививается мысль об их уникальности – каждый ребенок талантливый и единственный в своем роде. Каждый считает себя непохожим на другого, увлечения описываются как необычные, отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

* Поколение мейнстрима

Они тотально следуют рекомендациям онлайн-СМИ и популярных блогеров, в результате чего отсутствуют ярко выраженные субкультуры, а все становятся похожими, несмотря на безграничную веру в собственную исключительность, вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

* Не видят себя единым поколением

Молодые люди не замечают того, что их объединяет. Каждый волен делать то, что хочет, потому что набор неких маркеров (хобби, музыка, кино) не воспринимаются как сигнал “свой-чужой”.

* Модель постепенного движения к успеху не работает

У них нет уверенности, что постепенные усилия приведут к цели. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так. При этом они знают, что успех может быть легким и быстрым: многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее.

* Тихое сопротивление VS открытый бунт

Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов, стараются формально следовать правилам. Поступают так, как сами считают нужным, не ставя в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

* Отсутствие гендерного равенства

Они придерживаются традиционного взгляда на взаимодействие полов: девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью. Продвинутые девушки считаются эгоистичными и требующими постоянной демонстрации того, чего ты стоишь. Заключать брак и создавать семью большинство планируют на 25-27 лет.

Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация

Установки и ценности

* Главное – найти свой путь

Установка на поиск себя задана не только родителями, но и педагогами. Более того, она активно транслируется через масскульт.

* Установка на гедонизм

Главный запрос от жизни – быть счастливым. Во главу угла ставится наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Стать счастливым можно, только если найдешь свой путь. А трудности означают, что путь выбран неверно.

* Счастье – это и есть успех

Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Привести к успеху может только “правильно выбранный свой путь”.

Успешность- это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек.

* Саморазвитие – это модно

Центениалы постоянно говорят о саморазвитии и самосовершенствовании. Саморазвитием считается любое увлечение, любая активность “по желанию”, путешествия, занятия музыкой и рисованием, походы в кино и театр, интерес к истории или фотография. 

* Жизнь хороша, когда разнообразна

Жизнь должна быть разнообразной – в ней должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек деградирует. Обязательно нужно пробовать разное, тогда и жизнь интереснее, и проще найти свой путь.  

* Работа должна быть в радость

Слова “карьера” и “престижная работа” практически не звучат, “вкалывать” молодые люди не готовы. Работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени.

* Установка на индивидуализм

Представители поколения Z не думают о том, чтобы менять мир или человечество, в первую очередь они хотят сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких.

Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома.

* Страстно хотят признания

Ожидают похвалы на любое действие и во взрослой жизни. Признание должно вести к социальной популярности на работе, среди друзей и в социальных сетях.

Мы по-другому живем, идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть.

*Модно быть умным

Модно уметь устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на различные темы и в целом быть нескучным.

* Апология семейных ценностей

Среди молодежи принято заявлять, что они любят свою семью, обожают родителей. Удачная семейная жизнь – признак состоятельности, и в конечном итоге, счастья. Создание хорошей семьи – более важная цель, чем профессиональная реализация.

Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой это те люди, на которых я реально могу положиться! 

Фрустрации и страхи

* Страх разочаровать родителей

Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и “веру в ребенка”, оказывается для молодых людей “позитивным давлением”. При этом они испытывают страх не оправдать возложенных на них надежд.

* Неправильный выбор – это катастрофа

“Правильный выбор” становится почти вопросом жизни или смерти, ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности. Центениалы испытывают постоянный страх необратимости сделанного выбора, им кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

*Свобода выбора – не помощь, а затруднение

Родители не помогают в выборе пути, они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем. Молодые люди при этом чувствуют растерянность, потому что стоят перед выбором, не имея никаких четких ориентиров. А путь родителей кажется рутиной и однообразием. 

Мы – растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением.

* Страх “обычной” жизни

Поколение Z испытывает страх, что взрослая жизнь будет однообразной, в которой они разучатся видеть радость в повседневности. А жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

* Страх одиночества и социального несоответствия

Идеальное будущее – семья и друзья. Быть “одиночкой” – это провал и выпадение из социума. Одиночество не означает независимость и свободу.

Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно.

Ожидания от будущего

*Минимальный горизонт планирования

Отдаленное будущее кажется поколению Z непонятным и пугающим. Горизонт планирования  работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

*Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

Поколение Z ставит перед собой неамбициозные цели, чтобы избежать разочарования. Главное ожидания от будущего – “Safe Choice”: нормальная жизнь, простое счастье, комфорт, благополучие, спокойствие, семья. 

Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье.

Выводом из этого исследования является то, что
подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, значит возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников. Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности являются необходимыми условиями положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х. Ремшмидт, 1994, с.212).

Исследования показали, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Позитивная Я-концепция – это представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности. Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, ощущению собственной ценности. Ее составляющие: *приближенный к действительности «Я-образ» подростка, *адекватная самооценка, * уверенность в себе, *способность к самоконтролю, *способность приобретать полезные привычки.

Особенностями Я – концепции являются самооценка и самоэффективность.

Самооценка.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Но самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Портрет человека с заниженной самооценкой:

*неуверенность в себе

*хорошо развито воображение

*богатый внутренний мир

*излишняя застенчивость

*проблемы с общением

*неумение высказать свое мнение

*высокий уровень тревожности

Портрет человека с завышенной самооценкой:

*уверенность в себе

*реальная самостоятельность

*новый взгляд на себя

*привычка быть первым

*некоторое высокомерие

*желание разобраться в себе, оценить себя

*иногда чрезмерная самоуверенность

Формирование самооценки человека начинается в семье:

*Условия формирования низкой самооценки. Низкая самооценка тесно связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желание других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности (Бернс Р., 1986,с.124).

*Условия формирования средней самооценки. Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели родителей этих детей позволяют им принимать детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается. По сравнению с детьми, обладающими высокой самооценкой, дети этой группы больше ориентируются на мнение других людей о себе (Бернс Р.,1986, с.125).

*Условия формирования высокой самооценки. Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого (Бернс Р., 1986, с.126).

Поэтому в основу семейного воспитания должны быть положены принципы:

*принятие ребенка – подросток понимает, что его любят несмотря ни на что; *признание ребенка – сохранение у подростка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах; одобрение, похвала, положительная реакция семьи на любое, пусть даже на самое незначительное усилие со стороны ребенка.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств и всегда носит субъективный характер.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с тем, что человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Родителям и педагогам, которые хотят сформировать у ребенка адекватную самооценку, ведущую к формированию позитивной Я – концепции, важно следовать практическим принципам, изложенным американскими авторами Дж. Кэнфилдом и Г. Уэлсом в их книге «100 путей развития позитивной Я-концепции в классе».

*Я-концепцию ребенка возможно изменить. Причем, педагог может очень сильно повлиять на нее как позитивно, так и негативно. Общеизвестно, что многие ученики любят тот или иной предмет постольку, поскольку учитель имеет влияние на этого ребенка, добр к нему, сопереживает ему в трудностях и радостях учебы. В то же время учитель, с уст которого не сходит насмешка и сарказм, зачастую отвращает учеников от своего предмета.

*Изменить Я-концепцию нелегко. Изменения происходят в течение длительного периода времени. Это не должно разочаровывать педагога. Изменения происходят незаметно, медленно накапливаясь в сознании и чувствах ребенка о самом себе.

*Усилия, которые направлены на ведущие ценности, оказывают наиболее сильное влияние, хотя ведущие ценности изменять труднее всего. Наше общество уделяет огромное внимание академическим (учебным) успехам детей. Если педагог хочет помочь ребенку достичь успеха в учебе, он должен обратить внимание на то, что значимо для ребенка кроме учебы, и помочь ему почувствовать себя компетентным, принятым, привлекательным благодаря тем позитивным качествам, которые у ребенка уже имеются.

*Полезен самый разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком в деятельности. Множество разнообразных успешных шагов необходимо сделать человеку, чтобы повысить свою самооценку. Важно развивать у ребенка самые разнообразные таланты, хвалить его за малейшее продвижение.

*Важно уметь связывать воедино разнообразные успехи и усилия ребенка. Например, за хорошо выполненную работу можно похвалить и так: «Ты сделал задание прекрасно. Я замечаю, что ты очень быстро научился работать с этими формулами». Здесь учитель связывает талант ребенка с его способностью быстро обучаться.

Самоэффективность – убеждение личности в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижение ожидаемых результатов. Выделяют три характеристики самоэффективности: уровень – как представления человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности; сила – как степень уверенности человека в своей возможности осуществлять определенную деятельность; широта – перенос убеждений в своей самоэффективности, сформированных в одной сфере деятельности, на другие сферы.

На формирование самоэффективности влияют следующие обстоятельства:

*непосредственный опыт, воспоминания о том, что нам приходилось делать в прошлом; успешные действия повышают самоэффективность, а неудачи способны понизить ее.

*косвенный опыт, полученный из наблюдения схожих ситуаций. Когда мы видим, как другие преуспевают, наша самоэффективность повышается, а когда мы узнаем, что некто, равный нам по способностям и подготовке, потерпел неудачу, наша самоэффективность понижается.

*общественное мнение – мнение, высказанное другими. Результативность внушения прямо связана с тем, какой статус и авторитет имеет для нас человек, высказывающий свое мнение.

*физическое и эмоциональной состояние – сильные эмоции мешают деятельности; когда человек испытывает сильный страх, острую тревогу или находится в состоянии стресса, его уверенность в своей эффективности обычно понижается.

Я-концепция может быть положительной, отрицательной, амбивалентной (противоречивой).

Человек с отрицательной Я-концепцией личности часто самокритично высказывается, имеет негативные ожидания в ситуации соперничества, склонен подчеркивать недостатки других, критично относиться к успехам других, не желает признавать свою оплошность или вину, не способен принять похвалу, отказывается от попыток добиться успехов.

При амбивалентной Я-концепции представления, чувства или идеи вступают в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, что приводит к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

Человек с положительной (позитивной) Я-концепцией видит мир и живёт в этом мире совершенно иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной концепцией: проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей компетентности, считает, что напряженно трудится, ставит перед собой реальные цели, принимает на себя ту или иную ответственность.

К базовым потенциалам позитивно ориентированной личности относятся нравственный, познавательный, коммуникативный, физический и эстетический потенциалы. *Нравственный потенциал личности учащегося включает в себя нравственную воспитанность (мотивация, самооценка, система ценностей, становление мировоззрения), правовую культуру, гражданско-патриотическую позицию. *Познавательный потенциал сформирован понятиями: обучаемость, обученность, сфера склонностей и интересов, мотивация к обучению. *Коммуникативный потенциал представляет собой навыки и умения межличностного взаимодействия, которые и определяют культуру коммуникации. *Физический потенциал опирается на сформированность навыков и потребности к здоровому образу жизни, формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости. *Эстетический потенциал позволяет развиваться потребности воспринимать все прекрасное, гармоничное в окружающем мире, способствует стремлению к созидательной деятельности.

Большое влияние на формирование положительной Я-концепции оказывают следующие факторы: *создание психологически благоприятной среды, способствующей личностному росту учащихся; *организация социально-педагогической работы во внеурочное время с различными группами школьников; *социальная защита прав ребенка; *развитие творческого мышления, навыков исследовательской деятельности.

Показатели положительной Я-концепции личности: *Проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, *Уверен в своей компетентности, *Считает, что напряжено трудиться, ставит перед собой реальные цели, *Принимает на себя ту или иную ответственность,

Так как «Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития, то в процессе формирования положительной Я-концепции подростка очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать.

Педагогическое руководство формирования положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить подростка следующим последовательным действиям: *определить собственные личностные свойства и качества

*выявить, какие качества преобладают;

*осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств;

*определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств.

Педагогу нужно помнить, что формирование положительной Я-концепции подростка – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на занятиях и вне них.

Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших критериев эффективности его работы и способствует формированию у детей адекватной Я-концепции. Благодаря умелой работе таких педагогов, в образовательном учреждении могут быть созданы условия для нормального развития личности подростка.

Качествами такого педагога являются:

*Способностью к эмпатии, вниманием к потребностям детей.

*Умением придать личностную окраску преподаванию, общению с учащимися.

*Владением стилем лёгкого, неформального общения с обучающимися.

*Эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, жизнерадостностью, умением создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия.

По отношению к подросткам важными условиями развития их позитивного самовосприятия являются:

*умение педагога найти индивидуальный подход к ребёнку;

*в центре внимания педагога должна стоять эмоциональная жизнь ученика, неудачи школьников чаще всего связаны с эмоциональными затруднениями, поэтому сочувствие со стороны учителя поможет учащимся избежать чувства страха;

*максимальная вовлечённость ребёнка в разнообразные виды деятельности повышает самооценку ученика, но при условии, что род деятельности школьник должен выбрать самостоятельно;

*важным условием формирования положительной Я-концепции в образовательном учреждении является способность педагога выдвигать достижимые цели работы и помогать в целеполагании обучающемуся;

*педагог должен научиться принимать ребёнка таким, какой он есть;

*создавать для детей ситуацию успеха;

*поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным;

*позитивная Я-концепция школьников всегда связана с успеваемостью, а ожидания учителя способны улучшить, упрочить или, наоборот, снизить самооценку учащегося. Задача учителя – внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему;

*важнейшим источником формирования позитивного представления о собственном «Я» является внешний облик ребёнка, его физическое и психическое здоровье, поэтому педагог должен быть аккуратен в своих высказываниях, касающихся внешности детей;

*имя также играет роль во влиянии на него. Частое обращение педагога к ребёнку по фамилии воспринимается как пренебрежительное отношение к нему, что зачастую приводит к снижению самооценки.

Насколько педагог искренен и открыт к восприятию подростка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать себя, уважать себя, любить себя. Только дух поддержки, доверия, принятия подростка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию, и здесь исключительную роль играет позиция педагога.

Сегодня существует масса разнообразных упражнений, методов арт-терапии, программ, тренингов, которые помогут педагогу создать в группе атмосферу доверия, уважения, признания, доброты; дадут возможность подростку стать уверенным, доброжелательным, задуматься о себе и в себе же искать силы и мудрость жизни. Учить молодого человека быть успешным.

Это путь педагога, верящего в свою собственную успешность, личностную и профессиональную. Изучение успешных людей приводит к выводу, что большинство из них практикуют то, что Дж. Кэнфилди Г. Уэлс называют “десять шагов ку спеху”. Этим шагам можно и нужно учиться в любом возрасте.

Десять шагов к успеху:

1. Позитивное признание прошлого. Отпусти прошлое из своего сердца (Почувствуй его... прости...и забудь). Делай упражнения перед зеркалом каждый вечер и каждое утро. Веди “журнал успехов” – записывай все свои успехи задень.

2. Позитивные разговоры. Употребляй только позитивные выражения (“Я могу...” и “Я сделаю...”). Не употребляй выражения типа “Я не могу...”, “Я никогда не сделаю...”, “Они делают меня...”. Если кто-либо унижает тебя, скажи, “Чтобы вы ни говорили или делали, я все равно достойная личность”.

3.Узнай и развивай свои сильные стороны. Запиши все свои сильные стороны. Спроси других, что они считают твоими сильными сторонами. Пересматривай свой список каждую неделю

4. Проясни свои ценности. Реши, что является для тебя важным. Определи, кем ты восхищаешься, что тебе так нравится в этом человеке. Спланируй свои действия, чтобы стать более похожим на него.

5. Планируй свое будущее. Поставь перед собой цели. Запиши их в порядке важности.

6. Утверждайся в своем успехе. Произнеси утвердительно то, чего ты хочешь достичь. Закрой глаза и представь себя победителем. Делай это каждый день несколько раз.

7. Действуй! Действуй немедленно! Держи себя так, будто ты уже достиг этой цели. Спрашивай, ищи, добивайся до тех пор, пока не добьешься.

8. Отвечай за последствия. Осознай последствия. Помни, что делать ошибки – норма. Учись на ошибках.

9. Упорно стремись к своей цели. Никогда не отказывайся от своей мечты. Продолжай действовать. Помни, нет поражения. Поражение означает следующий шанс достичь своей цели.

10. Пожинай плоды успеха. Когда ты достиг своей цели, награди себя. Поблагодари других людей, которые помогли тебе.

Как пишет Р. Бернс, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости (6 ,с. 27). Но даже если самооценка ученика занижена, если он относится к себе с явным пренебрежением и нелюбовью, Я-концепция личности всегда стремится к внутренней согласованности. Поэтому, создавая ситуацию успеха и другие условия для нормального развития подростка, педагоги и родители имеют реальный шанс направить его Я-концепцию в сторону позитивного развития.

Список источников:

* Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986

* Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. – Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.

* Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов). – Свердловск: СИПИ, 1990.

*Майерс Дэвид. Социальная психология. – С. Петербург: Питер, 2002.

*Л.А. Николенко На пути к личности Учебное пособие Псков 2000 министерство образования РФ Псковский государственный педагогический институт имени С.М. Кирова PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

*Психология. Словарь. М., 1990, с.475 – 476.PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области