Краткосрочный проект
Тема: «Игра как средство общения школьников с ОВЗ»
Автор: Соколова Светлана Александровна
Организация: ГБОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Актуальность:
Игра – это деятельность ребенка, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве действенного средства обучения и воспитания.
Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, дружбы, товарищества. Игра способствует самореализации ребенка в среде сверстников. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Игры формируют в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Игра способствует развитию коллектива детей. Коллективный характер игры создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов эффективного взаимодействия и положительного опыта.
Для ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных впечатлений и переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Особое значение в развитии социальной активности ребенка с ОВЗ занимает развитие общения со сверстниками. Межличностные отношения в детском коллективе оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Широта или бедность связей дошкольника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ребенок, общаясь и взаимодействуя со сверстниками, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.
Общение детей младшего возраста с ОВЗ в игре основывается в большинстве случаев на внешних обстоятельствах: внимание детей привлекла яркая игрушка, увлек чей-то замысел, действие. Играющая группа детей легко распадается, так же как легко возникает и новая группировка. Здесь воспитателю ориентироваться легче.
Значительно сложнее в старших группах, где внутренние причины и обстоятельства начинают преобладать над внешними: здесь уже имеют значение симпатии и антипатии, приобретает известный вес характер того или иного ребенка, его способности, авторитет играющего коллектива.
Процесс игры у школьников с ОВЗ требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях; развития отношений между детьми.
Когда воспитатель входит в центр детской жизни в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой той или иной игры.
Таким образом, правильно организованная и умело направляемая игра позволяет ребенку учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми.
Участники проекта: дети среднего школьного возраста с ОВЗ, воспитатели, родители.
Цель проекта: Использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у школьников с ОВЗ;
Задачи проекта:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития общения школьников средних классов в процессе игровой деятельности.
2). Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ средних классов;
3) Повысить компетентность родителей в вопросах развития коммуникативных умений школьников с ОВЗ.
Сроки проведения: сентябрь 2022г. - май 2023г.
Возраст детей: 12-14 лет
Вид проекта: долгосрочный
Продукт проектной деятельности: картотека игр на развитие навыков общения, картотека сюжетно-ролевых игр, пополнение развивающей среды группы оборудованием для игровой деятельности, в том числе, изготовленным руками родителей
Работа с родителями: консультации, выставки, сотрудничество.
Ожидаемые результаты для детей:
- Через игровую деятельность у детей сформируются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- У детей повысится интерес к коммуникативным и сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- Работа над темой проекта поможет повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей коммуникативных и игровых навыков, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по социально-коммуникативному развитию.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Выработается осознанная позиция в приобщении детей к игровой деятельности как средству общения, родители будут принимать активное участие в организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
− формирование коммуникативных навыков детей в соответствии с их возрастными возможностями.
− применение детьми коммуникативных навыков и умений в самостоятельной деятельности;
− осознание родителями важности формирования коммуникативных навыков у детей с помощью игровой деятельности, расширение знаний родителей об играх детей;
− развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (сентябрь):
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
2 этап – основной (октябрь-апрель):
Подбор игрового материала. Подбор настольно-печатных игр. Оформление уголка сюжетно-ролевых игр. Проведение коммуникативных и сюжетно-ролевых игр. Индивидуальные беседы с родителями.
3 этап – заключительный (май)
Выставка игрового материала, изготовленного руками родителей; подведение итогов реализации проекта.
Полученный результат:
В ходе проекта пополнена развивающая среда группы разнообразным игровым материалом, в том числе изготовленным руками родителей. Пополнен уголок сюжетно-ролевых игр. Разучены новые коммуникативные и сюжетно-ролевые игры. Повысился уровень коммуникативного общения детей.
Таким образом, развитая игровая деятельность детей, грамотно организованная пространственно-предметная среда способствуют успешному развитию коммуникативных навыков детей, формированию культуры общения, воспитанию навыков поведения, стимулирует развитие творческого воображения.
План реализации проекта
№ п/п | Виды деятельности | Цели и задачи | Форма регистрации результата |
Сентябрь | |||
1. | Изучение методической литературе по теме, поиск материала в интернете. | Подбор методического материала по данной проблеме. | Составление плана работы проекта |
2. | Индивидуальные беседы с родителями о поведении, навыках общения детей | Повышение педагогической компетентности родителей. | |
3. | Опросник «Любимые игры моего ребенка» | Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка. | Результаты анкеты |
4. | Диагностика: наблюдение за игрой детей (поведение, навыки общения). | Выявление уровня развития игровых навыков детей | Результаты диагностики |
5. | Игры на развитие навыков общения. | Познакомить детей с играми на развитие навыков общения | Картотека игр |
Октябрь | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». «Дочки-матери». | Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения | Картотека сюжетно-ролевых игр |
3. | Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» | Повышение педагогической компетентности родителей. | Консультация для родителей. |
4. | Помощь родителей в пополнении уголка сюжетно-ролевых игр | Пополнение группы материалом для сюжетно-ролевых игр | Пополнение группы материалом для сюжетно-ролевых игр |
Ноябрь | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Знакомство с русскими народными играми. Развлечение «Русские народные игры». | Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами. | Сценарий и видеоматериалы развлечения |
3. | Выставка для педагогов на тему: «Пополнение оборудования для сюжетно-ролевых игр в группе» | Повышение педагогической компетенции педагогов | Оформление уголка сюжетно-ролевых игр |
4. | Папка-передвижка в родительском уголке «Играем дома» | Повышение педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка |
Декабрь | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Встречаем гостей». | Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения. | Картотека сюжетно-ролевых игр |
3. | Консультация для родителей на тему: «Как игра способствует развитию общения?» | Повышение педагогической компетентности родителей. | Консультация для родителей |
4. | Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» | Повышение педагогической компетенции педагогов | Консультация |
Январь | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская». | Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения. | Картотека сюжетно-ролевых игр |
3. | Папка-передвижка «Игры для развития общения дома» | Повышение педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка |
Февраль | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Коллективные игры с элементами творчества | Создание положительного настроя, опыт общения в совместной творческой деятельности. | Картотека |
4. | Самостоятельная деятельность детей в уголке сюжетно-ролевых игр. | Наблюдение за навыками общения детей в самостоятельной игровой деятельности. | Результаты наблюдений |
4. | Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». | Повышение педагогической компетентности родителей. | Сценарий и видеоматериалы развлечения |
Март | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Сюжетно-ролевые игры: «Идем в кафе», «Театр», «ГИБДД», «Служба спасения». | Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения. | Картотека сюжетно-ролевых игр |
3 | Проведение открытого просмотра сюжетно-ролевой игры. | Повышение уровня компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры | Сценарий проведения сюжетно-ролевой игры. |
4. | Консультация для родителей «Подвижные игры как средство развития навыков общения у дошкольников». | Повышение педагогической компетентности родителей. | Консультация |
Апрель | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Пиццерия», «День рождения». | Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения. | Картотека сюжетно-ролевых игр |
3. | Круглый стол для родителей «Игры наших бабушек и игры современности». | Повышение педагогической компетентности родителей. | План проведения |
Май | |||
1. | Игры на развитие навыков общения. | Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми |
2. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Наши игры» | Подведение итогов проекта | Презентация |
3. | Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности | Итоговая диагностика | Презентация |
4. | Выступление на итоговом педагогическом совете | Выступление на итоговом педсовете |