Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема «Игра как средство общения школьников с ОВЗ»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краткосрочный проект

Тема: «Игра как средство общения школьников с ОВЗ»

Автор: Соколова Светлана Александровна

Организация: ГБОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Актуальность:

Игра – это деятельность ребенка, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве действенного средства обучения и воспитания.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, дружбы, товарищества. Игра способствует самореализации ребенка в среде сверстников. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Игры формируют в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Игра способствует развитию коллектива детей. Коллективный характер игры создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов эффективного взаимодействия и положительного опыта.

Для ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных впечатлений и переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Особое значение в развитии социальной активности ребенка с ОВЗ занимает развитие общения со сверстниками. Межличностные отношения в детском коллективе оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Широта или бедность связей дошкольника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ребенок, общаясь и взаимодействуя со сверстниками, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.

Общение детей младшего возраста с ОВЗ в игре основывается в большинстве случаев на внешних обстоятельствах: внимание детей привлекла яркая игрушка, увлек чей-то замысел, действие. Играющая группа детей легко распадается, так же как легко возникает и новая группировка. Здесь воспитателю ориентироваться легче.

Значительно сложнее в старших группах, где внутренние причины и обстоятельства начинают преобладать над внешними: здесь уже имеют значение симпатии и антипатии, приобретает известный вес характер того или иного ребенка, его способности, авторитет играющего коллектива.

Процесс игры у школьников с ОВЗ требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях; развития отношений между детьми.

Когда воспитатель входит в центр детской жизни в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой той или иной игры.

Таким образом, правильно организованная и умело направляемая игра позволяет ребенку учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми.

Участники проекта: дети среднего школьного возраста с ОВЗ, воспитатели, родители.

Цель проекта: Использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у школьников с ОВЗ;

Задачи проекта:

1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития общения школьников средних классов в процессе игровой деятельности.

2). Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ средних классов;

3) Повысить компетентность родителей в вопросах развития коммуникативных умений школьников с ОВЗ.

Сроки проведения: сентябрь 2022г. - май 2023г.

Возраст детей: 12-14 лет
Вид проекта: долгосрочный

Продукт проектной деятельности: картотека игр на развитие навыков общения, картотека сюжетно-ролевых игр, пополнение развивающей среды группы оборудованием для игровой деятельности, в том числе, изготовленным руками родителей

Работа с родителями: консультации, выставки, сотрудничество.

Ожидаемые результаты для детей:

- Через игровую деятельность у детей сформируются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

- У детей повысится интерес к коммуникативным и сюжетно-ролевым играм.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

- Работа над темой проекта поможет повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей коммуникативных и игровых навыков, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по социально-коммуникативному развитию.

Ожидаемые результаты для родителей:

- Выработается осознанная позиция в приобщении детей к игровой деятельности как средству общения, родители будут принимать активное участие в организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности.

Ожидаемый результат:

− формирование коммуникативных навыков детей в соответствии с их возрастными возможностями.

− применение детьми коммуникативных навыков и умений в самостоятельной деятельности;

− осознание родителями важности формирования коммуникативных навыков у детей с помощью игровой деятельности, расширение знаний родителей об играх детей;

− развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь):

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.

2 этап – основной (октябрь-апрель):

Подбор игрового материала. Подбор настольно-печатных игр. Оформление уголка сюжетно-ролевых игр. Проведение коммуникативных и сюжетно-ролевых игр. Индивидуальные беседы с родителями.

3 этап – заключительный (май)

Выставка игрового материала, изготовленного руками родителей; подведение итогов реализации проекта.

Полученный результат:

В ходе проекта пополнена развивающая среда группы разнообразным игровым материалом, в том числе изготовленным руками родителей. Пополнен уголок сюжетно-ролевых игр. Разучены новые коммуникативные и сюжетно-ролевые игры. Повысился уровень коммуникативного общения детей.

Таким образом, развитая игровая деятельность детей, грамотно организованная пространственно-предметная среда способствуют успешному развитию коммуникативных навыков детей, формированию культуры общения, воспитанию навыков поведения, стимулирует развитие творческого воображения.

План реализации проекта

п/п

Виды деятельности

Цели и задачи

Форма регистрации результата

Сентябрь

1.

Изучение методической литературе по теме, поиск материала в интернете.

Подбор методического материала по данной проблеме.

Составление плана работы проекта

2.

Индивидуальные беседы с родителями о поведении, навыках общения детей

Повышение педагогической компетентности родителей.

3.

Опросник «Любимые игры моего ребенка»

Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка.

Результаты анкеты

4.

Диагностика: наблюдение за игрой детей (поведение, навыки общения).

Выявление уровня развития игровых навыков детей

Результаты диагностики

5.

Игры на развитие навыков общения.

Познакомить детей с играми на развитие навыков общения

Картотека игр

Октябрь

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». «Дочки-матери».

Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения

Картотека сюжетно-ролевых игр

3.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Повышение педагогической компетентности родителей.

Консультация для родителей.

4.

Помощь родителей в пополнении уголка сюжетно-ролевых игр

Пополнение группы материалом для сюжетно-ролевых игр

Пополнение группы материалом для сюжетно-ролевых игр

Ноябрь

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Знакомство с русскими народными играми. Развлечение «Русские народные игры».

Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами.

Сценарий и видеоматериалы развлечения

3.

Выставка для педагогов на тему: «Пополнение оборудования для сюжетно-ролевых игр в группе»

Повышение педагогической компетенции педагогов

Оформление уголка сюжетно-ролевых игр

4.

Папка-передвижка в родительском уголке «Играем дома»

Повышение педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка

Декабрь

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Встречаем гостей».

Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения.

Картотека сюжетно-ролевых игр

3.

Консультация для родителей на тему: «Как игра способствует развитию общения?»

Повышение педагогической компетентности родителей.

Консультация для родителей

4.

Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Повышение педагогической компетенции педагогов

Консультация

Январь

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская».

Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения.

Картотека сюжетно-ролевых игр

3.

Папка-передвижка «Игры для развития общения дома»

Повышение педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка

Февраль

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Коллективные игры с элементами творчества

Создание положительного настроя, опыт общения в совместной творческой деятельности.

Картотека

4.

Самостоятельная деятельность детей в уголке сюжетно-ролевых игр.

Наблюдение за навыками общения детей в самостоятельной игровой деятельности.

Результаты наблюдений

4.

Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Сценарий и видеоматериалы развлечения

Март

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Сюжетно-ролевые игры: «Идем в кафе», «Театр», «ГИБДД», «Служба спасения».

Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения.

Картотека сюжетно-ролевых игр

3

Проведение открытого просмотра сюжетно-ролевой игры.

Повышение уровня компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры

Сценарий проведения сюжетно-ролевой игры.

4.

Консультация для родителей «Подвижные игры как средство развития навыков общения у дошкольников».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Консультация

Апрель

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Салон красоты», «Пиццерия», «День рождения».

Формирование коммуникативной компетентности. Воспитание культуры общения, культуры поведения.

Картотека сюжетно-ролевых игр

3.

Круглый стол для родителей «Игры наших бабушек и игры современности».

Повышение педагогической компетентности родителей.

План проведения

Май

1.

Игры на развитие навыков общения.

Продолжать знакомить детей с играми на развитие навыков общения

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

2.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Наши игры»

Подведение итогов проекта

Презентация

3.

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Итоговая диагностика

Презентация

4.

Выступление на итоговом педагогическом совете

Выступление на итоговом педсовете

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области