Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация утренней гимнастики в разных возрастных группах консультация для воспитателей

Напомнить педагогам о значении утренней гигиенической гимнастики для дошкольников. Раскрыть методику проведения и организацию данного режимного момента.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация утренней гимнастики в разных возрастных группах

(консультация для воспитателей)

Автор: Искра Елена Юрьевна – инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 173» г. Владивостока.

Утренняя гимнастика хотя и не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать ещё вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. И это возможно благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы.

Утреннюю гимнастику называют «зарядкой» не напрасно. Она создаёт бодрое настроение, поднимает общий тонус организма, повышает его жизнедеятельность.

Своё значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически, с соблюдением ряда правил.

В режиме дня дошкольного учреждения, в который дети приходят из дома утром, утренняя гимнастика проводится до завтрака. После её проведения необходимо предусмотреть некоторое время для перехода детского организма с двигательной деятельности на режим пищеварения, то есть не следует сразу после завершения занятия переходить к приёму пищи, садиться за стол. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребёнка.

Ежедневные занятия утренней гимнастикой укрепляют и развивают костно-мышечный аппарат и сердечно-сосудистую систему, улучшают обмен веществ в организме, способствуют нормальному физическому развитию ребёнка. Гимнастика – прекрасное средство профилактики нарушений осанки и стопы. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе закаливает организм. Кроме оздоровительной значимости, утренняя гимнастика обладает большой воспитательной ценностью. Она создает бодрое настроение, хорошее самочувствие, желание деятельности, обеспечивает постепенный переход от сна к бодрствованию, приучает детей к определённому режиму, дисциплинирует их.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах, начиная со второго года жизни. Целесообразнее всего утреннюю гимнастику проводить на свежем воздухе в удобном облегчённом костюме, не стесняющем дыхание и движение.

Начинается утренняя гимнастика с построения в шеренгу или колонну, затем идёт ходьба, во время которой возникает большая потребность организма в кислороде, что побуждает ребёнка глубоко дышать. Во второй младшей группе можно предложить ходьбу на носках («какие мы большие»), в средней группе – ходьбу на носках и пятках, в старшей – ходьбу в полуприседе, приседе, скрестным шагом, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра и др. Кроме ходьбы с легким непродолжительным бегом, в старших группах можно провести упражнения на развитие внимания и быстроты реакции на сигнал (например, на хлопок – изменить направление или темп движения).

Построение детей на утренней гимнастике зависит от возраста детей, места проведения гимнастики и т.п. В младших группах наиболее удобное построение детей – в круг, в старших группах – построение колоннами, в шахматном порядке, в две-три шеренги и др.

Центральная часть утренней гимнастики – общеразвивающие упражнения для укрепления различных мышечных групп. Эти упражнения должны оказывать разностороннее влияние, постепенно вовлекать в действие большое количество мышечных групп, соответствовать возрасту и отвечать принципу доступности. Все упражнения должны быть хорошо знакомы детям, разнообразны и просты.

В комплексы утренней гимнастики включаются упражнения типа потягивания с подниманием рук вверх из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Далее следуют упражнения для рук, туловища, ног.

Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работающих мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений, например, сгибание – с разгибанием, наклонов вперёд – с наклонами назад, наклонов вправо – с наклонами влево, поворотов вправо – с поворотами влево и т.д.

Завершается гимнастика до занятий подскоками, танцевальными прыжками на месте или бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательные упражнения.

Как правило, утренняя гимнастика проводится без предметов. Комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. При этом нет необходимости менять все упражнения сразу, достаточно заменить два-три, чтобы создать новизну комплекса или заменить исходные положения двух-трёх или всех упражнений. Новизна комплекса повышает интерес детей к занятиям гимнастикой.

Утренняя гимнастика проводится в обычной одежде, и это должно учитываться при подборе комплексов. Важным компонентом утренней гимнастики является музыкальное сопровождение. Оно повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой детей.

При проведении гимнастики педагог концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечёткость, вялость при выполнении движений снижают положительный эффект гимнастики, поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямыми, пальцы – вытянутыми; при наклонах в стороны не должно происходить «перекручивание» туловища; при наклонах вперёд или назад не должно происходить сгибание ног и т.д.

В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В неё могут быть включены 2-3 игры различной степени подвижности («Самолеты», «Найди и промолчи», «Удочка») или же 5-7 общеразвивающих упражнений образно-имитационного характера («Птички клюют зёрнышки», «Кошечка проснулась» и т.п.). Возможно также создание целого сюжета, состоящего из имитационных движений.

Утренняя гимнастика должна оказывать бодрящее воздействие, проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них. Поэтому объяснение упражнений должно быть очень чётким и кратким. Пояснение упражнений сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причём к показу педагог широко привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание детей к их выправке, осанке, напоминает о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения ( руки вверх – вдох, руки вниз – выдох; наклон – выдох; выпрямление –вдох; приседание – выдох и т.п. ).

Ежедневное участие детей в утренней гимнастике помогает воспитывать у них привычку к систематическому её выполнению. Педагог в доступной воспитанникам форме сообщает сведения о необходимой последовательности упражнений утренней гимнастики, оказывающих разностороннее влияние на организм, Важно стремиться к осознанию ребёнком полезности регулярного проделывания утренней гимнастики, развивать осознанное желание участвовать в ней, как в любимой игре. Поэтому утренняя гимнастика должна проходить живо, увлекательно и весело, радовать дошкольников.

Количество упражнений и дозировка утренней гимнастики

2 младшая группа – 4 – 5 упражнений (4 - 5 раз) (5 – 6 мин)

Средняя группа – 4 – 6 упражнений (4 - 5 раз) (6 – 8 мин)

Старшая группа – 5 – 6 упражнений (5 - 6 раз) (8 – 10 мин)

Подготовительная группа – 6 – 7 упражнений (6 - 8 раз) (10 -12 мин)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области