Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»
Воспитатель: Устюхина Г.В.
Цель: Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами окружающей действительности.
Задачи:
- Содействовать расширению и систематизации представлений детей о дереве, его свойствах на основе сравнения с другими материалами.
- Способствовать поддержанию интереса, активности и самостоятельности в познавательно- исследовательской деятельности
- Содействовать расширению представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.
Материалы и оборудование:
Игрушка Буратино; предметные картинки; деревянный брусок на каждого ребенка, камень, чашка с водой, спички на каждого ребенка, деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка, игрушки из дерева, пиктограммы-свойства дерева, предметы из дерева.
Письмо от Буратино; использование иллюстративно наглядного материала; опыты – эксперименты «Тонет- не тонет», «Теплопроводность», «Ломается- не ломается», «Влагостойкость»; динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо», дидактическая игра «Найди деревянные предметы», использование пиктограмм.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы («Спор деревьев», «Разговорчивая березка» автор М. Скобцова); Стихи («Осинка», «Береза», «Яблонька»); Отгадывание загадок о деревьях и предметах из дерева;
Наблюдение за деревьями. Дидактическая игра «Из чего сделаны предметы?»; «Найди деревья».
Ход НОД:
Приветствие
«Жить дружно»
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей.
Они тебе помогут,
И с ними веселей
- Дети, послушайте загадки
Ваши вещи сберегу
И - по полкам разложу.
Я высокий, как жираф
Угадайте кто я…(шкаф)
Одевают на меня
Куртки разные и платья.
Целый день потом в шкафу
Я одежду берегу (вешалка).
День прошел, пора и спать
Расстелю свою…(кровать)
- Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом?
(Ответы детей)
- Правильно, мебель. А из чего делают мебель? (Ответы детей)
-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со свойствами дерево.
- Нас сегодня в гостях Буратино.
- Как вы думаете, из чего сделан Буратино? (Ответы детей)
- Буратино сделан из дерева.
- Значит, он какой? (Ответы детей – Деревянный)
- Дети, назовите какие предметы из дерева вы видите в группе?
(Дети называют деревянные предметы).
- А, какие деревянные предметы есть у вас дома? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Лишний предмет»
- Ребята, вы хотите узнать какими свойствами обладают деревья? (Ответы детей)
- Мы сейчас отправимся в лабораторию.
1. Опыт «Тонет – не тонет»
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет дерево или нет?
Возьмите деревянный брусок в одну руку, а в другую камень - какие они по весу? (Ответы детей)
Опустим деревянный брусок в воду.
- Что вы видите? (Ответы детей - Не тонет).
- Теперь камень опустите в воду. (Ответы детей- камень утонул)
- Что мы можем сказать от камне? (Ответы детей- камень тяжелый)
-Что мы можем сказать о дереве? (Ответы детей - дерево лёгкое, плавает в воде.)
- Да, ребята, дерево в воде не тонет, поэтому человек использует это свойство - люди строят из дерева лодки, корабли.
2. Опыт «Теплопроводность»
- Интересно, Буратино мерзнет зимой? (Ответы детей)
- Давайте проверим.
У вас на столе деревянные и металлические ложки.
Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой.
- Что вы почувствовали, где холоднее? (Ответы детей)
Вывод. Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые Деревянные дома.
3. Опыт «Ломается – не ломается»
- Дети, потрогайте дерево, оно мягкое или твердое?
(Ответы детей - Дерево на ощупь твердое)
- Возьмите в руки и попробуйте его сломать. (Ответы детей - Не ломается).
- Значит, оно какое? (Ответы детей Прочное).
- Дети, а спичка сделана тоже из дерева. Попробуйте сломать ее.
- Что можно сказать? (Ответы детей - Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать).
Вывод: Деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с
ними нужно аккуратно, не ломать.
- Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.
- Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных
предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы. Посмотрите, сколько интересных предметов люди сделали из дерева. В нашей стране, мастера по дереву создают шедевры. Такие центры народного искусства расположены в Хохломе, Городце, Полховском -майдане. Давайте, посмотрим их изделия. (Просмотр иллюстраций).
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо.»
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
Что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
4. Опыт «Влагостойкость»
- Давайте достанем деревянный брусок из воды.
- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.
- Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.
Вывод: Дерево поглощает влагу и от этого портится.
Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.
- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Ответы детей - Их красят)
Воспитатель: - Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке -окрашены.
- Зачем людям знать свойства дерева? (Ответы детей - Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его использовать в жизни, обрабатывать и что из него модно делать).
- Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева, ведь это результат труда взрослых людей.
Рефлексия: Игровое упражнение ««Что из чего сделано».
Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по характеру материала.
«Дерево чувств». Если вам понравилось занятие, то вешаем на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного.