Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Комплект оценочных средств по материаловедению

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП. 04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Квалификация выпускника - техник

Форма обучения очная

Уровень подготовки - базовый

СОДЕРЖАНИЕ

4

6

11

22

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Материаловедение» основной профессиональной образовательной программы по специальности. 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1-выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

У2-выбирать способы соединения материалов;

У3-обрабатывать детали из основных материалов;

знать:

З1-строение и свойства машиностроительных материалов;

З2-методы оценки свойств машиностроительных материалов;

З3-области применения материалов;

З4-классификацию и маркировку основных материалов;

З5-методы защиты от коррозии;

З6-способы обработки материалов

В результате освоения дисциплины обучающий должен владеть:

общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Оценочные средства включают контрольные материалы для проведения текущей и промежуточной аттестации.

Промежуточной формой аттестации по учебной дисциплине является зачет в 3 семестре, дифференцированный зачет в 4 семестре.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная поверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

У1-выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Выбирает материалы для конкретного применения

Устные опросы, практические работы, подготовка презентаций

У2-выбирать способы соединения материалов;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Пользуется справочными таблицами для определения свойств материалов

Устные опросы, практическая работа, подготовка докладов и презентаций по темам: « Выбор материалов конструкций», «Строение и свойства металлов, методы их исследования».

У3-обрабатывать детали из основных материалов

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Устные опросы, практические работы, лабораторные работы.

Знания:

З1-строение и свойства машиностроительных материалов

Перечисляет и характеризует основные свойства материалов.

Устные опросы, подготовка докладов по - принципам выбора конструкционных материалов для применения в производстве.

З2-методы оценки свойств машиностроительных материалов

Называет классификации материалов по различным признакам

Устные опросы, практические работы, подготовка презентаций по темам

З3-области применения материалов;

Применение материалов в работе

Устные опросы, практическая работа, подготовка докладов, презентаций

З4-классификацию и маркировку основных материалов

Называет наименования, маркировку материалов

Устные опросы, практические работы, лабораторные работы.

З5-методы защиты от коррозии

Виды коррозии и применение

Устные опросы, практическая работа, подготовка докладов

З6-способы обработки материалов

Перечисляет свойства обрабатываемого материала

Устные опросы, практическая работа, подготовка докладов и презентаций

2.2 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине

«Материаловедение»

Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые

У, З, ОК, ПК

Форма контроля

Проверяемые

У, З, ОК, ПК

РАЗДЕЛ 1. Основы металловедения

зачет

У 1; З 1; У 2; З 3;

У 3; З 4

ОК 5

Тема 1. 1. Строение и свойства машиностроительных материалов.

Устный опрос,

Практическая работа №1

самостоятельная работа

У 1; У2; З 1;З2

Тема 1.2. Основные положения в теории сплавов

Устный опрос,

Практическая работа №2,

тестирование,

самостоятельная работа

У 2; З 3

Тема 1.3. Термическая обработка и поверхностное упрочнение стали.

Устный опрос,

Тестирование,

самостоятельная работа

З 3; У 2; ОК 2

РАЗДЕЛ 2.Материалы, применяемые в машиностроении

Диф.зачет

З 5; З 6; У 5; У 6;

ОК 6; ОК 8;

Тема 2.1. Чугуны

Устный опрос,

Практическая работа №3

самостоятельная работа

У1; У2; З1; З2;З3

Тема 2.2.Конструкционные стали

Устный опрос,

Практическая работа № 4,5, самостоятельная работа

З 5; ОК 6

Тема 2.3 Инструментальные материалы

Устный опрос, самостоятельная работа

У1;У2; З5; З 6;

Тема 2.4 Цветные металлы и сплавы

Устный опрос, тестирование, Практическая работа №6,7

самостоятельная работа

З 5; З 6; У 5

Тема 2.5. Коррозия металлов и методы борьбы с ней

Устный опрос, самостоятельная работа

З 6; У 5; У 6

РАЗДЕЛ №3. Способы обработки конструкционных материалов

Тема 3.1.Литейное производство

Устный опрос, , самостоятельная работа

У3;З6; ПК1.1; ПК 1.5.

Диф.зачет

У3;З6; ПК1.1;

ПК 1.5.

Тема 3.2. Обработка металлов давлением

Устный опрос,

Самостоятельная работа

Тема 3.3. Сварка, резка, пайка, наплавка металлов

Устный опрос,

Практическая работа №8

Самостоятельная работа

Тема 3.4. Газовая сварка и резка

Устный опрос,

Самостоятельная работа

Тема 3.5.Обработка металлов резанием

Устный опрос,

Самостоятельная работа

Семинар

3.1.Формы и методы оценивания

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Материаловедение» осуществляется преподавателем в процессе проведения:

Тестирование направлено на проверку конкретными знаниями в области по дисциплине. Тестирование занимает часть учебного занятия (20-40 минут), правильность решения разбирается на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.

Практические занятия проводится в часы, выделенные учебным планом для отработки практических навыков освоения компетенциями, и предполагают аттестацию всех обучающихся за каждое занятие.

Собеседование посредством использования устного опроса на занятии позволяет выяснить объем знаний студента по определенной теме, разделу.

Доклад, сообщение является продуктом самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Решение задач студентом позволяет оценить умение обучающегося использовать имеющиеся показатели, проводить расчеты, а также способность анализировать полученные результаты.

.

3.2.Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1.Типовые задания для оценки знаний З1, З2, З3, З4, З5, З6 и умений У1, У2, У3

Вопросы для устного опроса

РАЗДЕЛ 1. Основы металловедения

Тема 1. 1. Строение и свойства машиностроительных материалов.

1. Какое строение имеют металлы?

2. Перечислите основные свойства металлов.

3.Чем отличаются кристаллические вещества от аморфных?

Тема 1.2. Основные положения в теории сплавов

1. Опиши основные механические свойства металлов и сплавов.

2. Классифицируй механические испытания металлов.

3.Объясни, как происходит определение прочности на растяжение металлов.

4.Опиши метод определения твердости материала по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу

Тема 1.3. Термическая обработка и поверхностное упрочнение стали

1.Сущность и назначение термической обработки

2.Виды термической обработки

3.Виды отжига. Область применения

4.Чем отличается отжиг 1-го рода от отжига 2-го рода?

5. Какие виды отпуска вы знаете?

6. Что такое азотирование и какова его технология его проведения?

7. Что такое цементация? Какие стали подвергают цементации?

РАЗДЕЛ 2.Материалы, применяемые в машиностроении

Тема 2.1. Чугуны

1.Опиши работу доменной печи, используя плакат «Доменная печь»

2.Какие материалы необходимы для выплавки чугуна.

3.Классифицируй продукцию доменного производства.

4.Определить производительность доменной печи.

Тема 2.2.Конструкционные стали

1.Для чего используются конструкционные стали?

3.Конструкционные машиностроительные стали: цементуемые, рессорно-пружинные,

4.Какие стали называются шарикоподшипниковыми? Область применения.

Тема 2.3 Инструментальные материалы

1. Применение инструментальных материалов

2. Какие стали используют для изготовления режущего инструмента?

3.Как обозначаются быстрорежущие стали?

4.Какие материалы используются для изготовления штампового инструмента?

Тема 2.4.Цветные металлы и сплавы

1. Сплавы на основе меди.

2.Какие сплавы на основе меди называются латунями?

3. Назовите области применения латуней и бронз

4. Какие основные свойства титановых сплавов?

5. Назовите марки и области применения титановых сплавов.

Тема 2.5. Коррозия металлов и методы борьбы с ней

1. Какие виды коррозии вы знаете?

2. Что такое жаростойкость и жаропрочность?

3.Жаропрочные стали.

РАЗДЕЛ №3. Способы обработки конструкционных материалов

Тема 3.1.Литейное производство

1.Какие технологические требования предъявляются к заготовке, получаемой литьем?

2. В чем преимущества литья в оболочковые формы по сравнению с литьем в песчаные формы?

3. Какие технологические требования предъявляются к заготовке, полученной литьем по давлением?

Тема 3.2. Обработка металлов давлением

1. Какие технологические требования предъявляются к заготовке, полученной литьем по ковкой?

2. В чем отличие открытых штампов от закрытых?

3. Что такое прессование и как его осуществляют?

Тема 3.3. Сварка, резка, пайка, наплавка металлов

1. Что такое сварка?

2. Что такое свариваемость?

3. Перечислите элементы паяного соединения.

Тема 3.4. Газовая сварка и резка

1.Опишите работу газового редуктора и инжекторной горелки?

2. Дать определение холодной сварке.

3. Какие требования к заготовкам предъявляются при стыковой сварке сопротивлением.

Тема 3.5.Обработка металлов резанием

1. Дайте понятие о процессе резания.

2. Элементы резания: глубина резания, подача и скорость резания.

Критерии оценки усвоения знаний:

Оценка «5» ставится, если студент показал полное знание и понимание всего материала, смог составить полный и правильный ответ, сформулировал точное определение и истолкование основных понятий, аргументировано утверждал суждение.

Оценка «4 » ставится, если студент показал знания всего изученного программного материала. Дал полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допустил незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала.

Оценка «3» ставится, если студент усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3.2.2. Задание для самостоятельной работы

Время выполнения самостоятельной работы – 15 мин. Прочитайте внимательно задание и письменно ответьте на вопросы.

Тема: «Легированные стали»

Задание: Расшифруйте марки легированных сталей, и определите их химический состав.

1вариант

_______________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Тема: «Строение и свойства машиностроительных материалов»

Время выполнения самостоятельной работы –20 мин. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1 вариант

1.Приведите примеры цветных металлов и сплавов

2.Перечислите виды кристаллических решеток

3.Нарисуйте гранецентрированную решетку

4.Перечислите дефекты кристаллических решеток

2 вариант

1.Назовите физические свойства металлов

2.Опишите точечный дефект кристаллической решетки (сделайте рисунок)

3.Что такое статические испытания металлов

4.Назовите методы определения металлов на твердость

Тема: «Чугуны, конструкционные стали»

Время выполнения самостоятельной работы –20 мин. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1 вариант

1.В каком виде графит находится в высокопрочном чугуне.

2.Расшифруйте марки чугунов:СЧ–15,ВЧ-100,КЧ-33-4

3.Сколько углерода находится в чугуне( в %)

4.Напишите классификацию сталей: по качеству стали.

5.Расшифруйте марки сталей: ст6Гпс,ст3Гкп3,

2 вариант

1.Расшифруйте марки сталей: 20, 06кп, 50Гпс

2. Какое влияние на стали оказывают следующие легирующие элементы: хром, марганец, фосфор

3.Расшифруйте марки сталей: У8,У10А

4. Какой буквой обозначается в марке сплава следующие легирующие добавки: марганец,хром,цирконий,вольфрам

5.Какой химический элемент обозначают следующие буквы в маркестали:Ю,Т,Г,С,М

Критерии оценки самостоятельных работ по «Материаловедению»

«5» «отлично» -В самостоятельной работе дан полный,развернутый ответна поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Имеющиеся знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных дополнительных сведений. Обучающийся уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале, оперирует ими и характеризует их сущность, выделяет элементы межпредметных связей и отношений, приводя собственные примеры и внепрограммный материал. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

«4» «хорошо» -В самостоятельной работе дан полный,развернутый ответ напоставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Имеющиеся у обучающегося знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в письменной форме полное, системное в соответствии с требованиями учебной программы. Возможны несущественные ошибки при формулировке выводов и обобщений. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя.

«3» «удовлетворительно» Дан недостаточно полный и недостаточноразвернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

«2» «неудовлетворительно» Дан неполный ответ,представляющий собойразрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения.Студент не способен самостоятельно применять знания в практической деятельности.

3.2.3. Тестовые задания

Тест по теме «Общие сведения в теории сплавов»

1.Что является легирующими элементами в износостойких чугунах?

а) марганец

б) никель

в) хром

2. Какие выпускают группы сталей?

а) антикоррозийные

б) обыкновенного качества

в) качественные

3. Какие металлы и сплавы обладают высокой проводимостью?

а) хром б) медь, в) латунь, г) серебро д) никель е) бронза

4. Назовите постоянные примеси алюминия?

а) магний б) железо в) кремний

5. Назовите металл серебристо-белого цвета, низкой плотности с высокой механической, коррозионной и химической стойкостью?

а) медь

б) титан

в) магний

6. По каким показателям высокопрочные сплавы превосходят дюралимины?

а) пластичность

б) прочность

7.Как называется свойство материалов сопротивляться разрушению?

а) плотность б) прочность в) деформирование

8. Назовите самый легкий цветной металл серебристо-белого цвета?

а) марганец

б) магний

в) никель

9. Может ли находиться углерод в сплаве чугуна в свободном состоянии в виде графита?

а) да

б) нет

10. Как называется сплав, в котором главным легирующим элементом является олово?

а) латунь

б) бронза

Эталоны ответов: 1-б,в; 2-б,в; 3-б,в, г,е; 4-а; 5-б; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б

Тест по теме «Термическая обработка»

1. Сталь будет иметь большую твердость после закалки

1) Ст0

2) сталь 60

3) У9

2. Температура нагрева стали У7 под закалку

1) АС1 + (30–50 °С)

2) АС2 + (30–50 °С)

3) Ас3 + (30–50 °С)

3. Структура после правильной закалки стали 35

1) мартенсит

2) мартенсит, аустенит остаточный

3) мартенсит, аустенит остаточный, цементит вторичный

4. Термическая обработка, при которой сталь нагревают выше линии «АС3», выдерживают и охлаждают на воздухе

1) полный отжиг

2) нормализация

3) полная закалка

5. Термическая обработка, при которой сталь нагревают выше линии «АС3», выдерживают и охлаждают с печью

1) полный отжиг

2) нормализация

3) полная закалка

6. Термическая обработка, при которой сталь нагревают выше линии «АС3», выдерживают и охлаждают со скоростью выше критической

1) полный отжиг

2) нормализация

3) полная закалка

7. Предотвратить выгорание углерода с поверхности детали при закалке можно

1) снижением температуры закалки

2) изменением закалочной среды

3) созданием в закалочной печи специальной атмосферы

8. Структура после правильной закалки стали У13

1) мартенсит

2) мартенсит, аустенит остаточный

3) мартенсит, аустенит остаточный, цементит вторичный

9. Термическая обработка цементуемых изделий

1) отжиг

2) неполная закалка, низкий отпуск

3) полная закалка

10. Структура, которая формируется из аустенита при малых степенях его переохлаждения

1) мартенсит

2) перлит

3) троостит

11. Диффузионное превращение

1) мартенситное

2) бейнитное

3) перлитное

12. Термическим улучшением стали называют

1) закалку с высоким отпуском

2) нормализацию стали

3) отжиг на зернистый перлит

13. Нормализация отличается от отжига

1) скоростью охлаждения

2) температурой нагрева

3) продолжительностью выдержки

14. Рекристаллизационный отжиг сталей проводят с целью

1) снятия остаточных напряжений

2) устранения наклепа после холодной пластической деформации

3) уменьшения ликвации

Эталоны ответов: 1-3, 2-3, 3-1, 4-2, 5-1,6-3,7-3,8-3,9-2,10,11-3,12-1,13-1,14-1

Тест по теме «Цветные металлы»

1.Какой металл в чистом виде применяется ограничено?

а) титан б) магний в) алюминий

2. Какой металл вызывает снижение пластичности и электропроводности алюминия?

а) кремний б) железо в) медь

3. Для изготовления чего применяют алюминий высокой частоты?

а) фольги б) токопроводящих изделий в) кабельных изделий

4. Выберите сплавы нормальной прочности?

а) Алюминий + Медь + Магний б) Алюминий + Цинк + Магний + Медь

5. Как классифицируют медные сплавы по химическому составу?

а) латуни б) бронзы в) медноникелевые сплавы

6. Как различают латуни в зависимости от содержания легирующих компонентов?

а) сложные б) простые в) многокомпонентные

7. Назовите виды латуней, которые обладают высокими механическими свойствами, стойкие к коррозии в морской воде и перегретом паре?

а) кремнистые латуни б) марганцевые латуни в) оловянистые латуни

8. Назовите сплавы меди с никелем?

а) куниали б) нейзильберы в) мельхиоры г) копель

9. Назовите металл серебристо-белого цвета низкой плотности, с высокими механической прочностью, коррозионной и химической стойкостью?

а) марганец б) железо в) титан

10. Какие сплавы работоспособны при температуре до 500 С?

а) сплавы меди б) сплавы титана

11. Назовите металл матово-белого цвета, обладающий низкой температурой плавления

(231 С) и высокой пластичностью, применяется в составе припоев, медных сплавов и антифрикционных сплавов?

а) свинец б) олово в) цинк

12. Назовите металл светло-серого цвета с высокими литейными и антикоррозионными свойствами, входит в состав медных сплавов и твердых припоев?

а) цинк б) свинец

13. Дайте определение металлам или сплавам, используемые при пайке в качестве промежуточного металла (связки) между соединяемыми деталями?

а) баббиты б) припои

14. Дайте определение металлам или сплавам, используемые при пайке в качестве промежуточного металла (связки) между соединяемыми деталями?

а) баббиты б) припои

Эталоны ответов: 1 – а; 2 - б; 3 –а, б, в; 4 – а; 5 – а, б, в; 6 – б, в; 7 – б; 8 – а, б, в, г; 9 - в; 10 – б; 11 - б; 12 - а; 13 – б; 14-б

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено 91-100 % заданий.

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено 70-90% заданий

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено 51-70 % заданий

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.

3.2.4. Тематика практических занятий

1. Практическое занятие №1. Изучение структуры металлов методом макроанализа и микроанализа.

Задание.

1.Изучить методы металлографического анализа.

2.Дать описание экспериментальной части макро- и микроанализа.

3.Провести анализ микроструктуры образцов, изобразить схему макроструктуры стального слитка.

4.Определить качество металла.

5.Оформить отчет.

2.Практическое занятие №2. Анализ сплава определенной концентрации

Задание.

1.Вычертить кривую охлаждения чистого железа и дать характеристику железа.

2. Вычертить диаграмму состояния системы «железо-цементит».

3. Дать определение и краткую характеристику структурных составляющих железоуглеродистых сплавов.

4. Записать правило фаз (закон Гиббса) и правило отрезков.

5. Применяя правило фаз, построить кривые охлаждения для сплава по заданию преподавателя.

6. На каждом участке кривой охлаждения указать названия фаз и структурных составляющих.

7. Определить содержание в процентах каждой фазы и содержание С в них при заданной температуре.

3.Практическое занятие №3. Подбор марок чугунов для изготовления деталей.

Задание.

1.Вычертить участок чугунов диаграммы состояния системы «железо-цементит»

2. Привести классификацию чугунов.

3. Рассмотреть под микроскопом подобранные микрошлифы.

4.Зарисовать схемы микроструктур белого, серого, ковкого и высокопрочного чугунов.

4.Практическое занятие №4. Классификация и определение химического состава сталей.

 Цель занятия:изучить состав сталей; научиться определять химический состав сталей по их маркам; применение сталей.

5. Практическое занятие №5. Подбор марок сталей для изготовления деталей машин.

Цель занятия: научиться классифицировать, расшифровывать и характеризовать

область применения сталей.

6. Практическое занятие №6.Подбор сплавов цветных металлов для изготовления деталей машин.

Цель занятия: приобрести навык в работе со справочной литературой по выбору сплава цветных металлов в зависимости от условий их работы.

7. Практическое занятие №7. Классификация и определение химического состава цветных металлов и их сплавов.

 Цель занятия:изучить цветные металлы; научиться определять химический состав цветных металлов по их маркам; применение цветных металлов.

8. Практическое занятие №8. Выбор способов соединения деталей.

Цель занятия:Определить необходимость расчёта рациональных элементов режимов резания при выполнении производственного задания, уметь технически обосновать её для определенных организационно технических условий производства

3.2.5.Тематика лабораторных работ

1.Лабораторная работа №1. Определение твердости металлов и сплавов по методу Бринелля, Роквелла, Виккерса.

Цель работы: ознакомление с основными методами определения твердости материалов; сустройством и работой твердомеров.

2. Лабораторная работа №2. Определение предела прочности стали на разрывной машине.

Цель работы: ознакомление с устройством и работой разрывных машин

3. Лабораторная работа №3. Изучение структуры сталей и белых чугунов

Цель работы: научиться пользоваться микроскопом при определении структуры стали

4. Лабораторная работа №4. Изучение структуры чугунов.

Цель работы: научиться пользоваться микроскопом при определении структуры чугунов.

5. Лабораторная работа №5. Определение марок стали по искре.

Цель работы— приобретение навыков определения химического состава и марки стали по искре.

3.2.6. Примерная тематика докладов

1.Основные понятия в теории сплавов.

2. Особенности строения, кристаллизация, свойства сплавов.

3. Механические смеси их классификация и особенности строения.

4. Химические соединения их свойства, виды кристаллических решеток.

5. Твердые растворы их характерные особенности.

6. Диаграмма состояния, основные характеристики.

7. Механические свойства сплавов.

8. Конструктивная прочность металлов и сплавов.

9. Пластическая деформация металлов и сплавов.

10. Железоуглеродистые сплавы.

11. Структуры железоуглеродистых сплавов.

12. Структуры железоуглеродистых сплавов.

13. Стали. Классификация и маркировка сталей.

14. Чугуны. Строение, свойства, классификация чугунов.

15. Сплавы цветных металлов.

16. Конструкционные, инструментальные порошковые материалы.

17. Основные виды композиционных материалов.

18. Основы металлургического производства.

19. Технология обработки металлов давлением (ОД).

20. Свойства, строение общая характеристика и методы исследования металлов.

21. Наклеп и рекристаллизация.

22.Основы теории легирования стали. Маркировка сплавов.

23. Химико-термическая обработка: цементация, азотирование, цианирование, диффузионная металлизация.

24. Медь и ее сплавы. Латуни, бронзы, их свойства и применение.

25. Алюминий и его сплавы. Титан и его сплавы. Термообработка сплавов.

Критерии оценки

Оценка «отлично»- учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы.

Оценка «хорошо»- по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи.

Оценка «удовлетворительно»- студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов.

Оценка «неудовлетворительно»- сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.

3.2.7. Подготовка презентации.

Подготовить презентацию на тему:

1.Термическая обработка деталей в легковых автомобилях.

2.Коррозия и методы борьбы с ней.

3.Цветные металлы и сплавы на их основе.

4. Чугуны.

5.Выбор материалов конструкций

6.Строение и свойства металлов, методы их исследования

7.Порошковая металлургия

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если содержание презентации полностью соответствует теме, логично и убедительно раскрыто содержание, студент имеет глубокие знания по излагаемой теме. Презентация оформлена в едином стиле, использованы иллюстрации, схемы, графики.

Оценка «4» ставится, если содержание презентации полностью соответствует теме, логично и убедительно раскрыто содержание, студент имеет достаточные знания по излагаемой теме. Презентация оформлена в едином стиле, использованы иллюстрации, схемы, графики.

Оценка «3» ставится, если содержание презентации полностью соответствует теме, студент имеет удовлетворительные знания по излагаемой теме. Презентация оформлена в едином стиле, фрагментарно использованы иллюстрации, схемы, графики.

Оценка «2» ставится, если содержание не соответствует заявленной теме, разнородность стилей. Отсутствуют иллюстрации, нарушена логичность раскрытия темы.

4. Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

I. ПАСПОРТ

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются:

4.1. Итоговая контрольная работа за 3 семестр

Оценка освоения дисциплины за 3 семестр предусматривает использование традиционной системы отметок в баллах за выполненную работу, на основе которой выставляется семестровая оценка.

Уровень подготовки: базовый.

Умения:

У1-выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

У2-выбирать способы соединения материалов;

У3-обрабатывать детали из основных материалов

Знания:

З1-строение и свойства машиностроительных материалов

З2-методы оценки свойств машиностроительных материалов

З3-области применения материалов;

З4-классификацию и маркировку основных материалов

З5-методы защиты от коррозии

З6-способы обработки материалов

Контрольная работа состоит из 2 вариантов по8 вопросов в каждом

Время, рассчитанное на выполнение задания - 45 минут

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если правильно выполнено 91-100 % заданий.

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено 70-90% заданий

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено 51-70 % заданий

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.

II.ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ

Задание для контрольной работы

1 вариант

Внимательно прочитать задание и ответить на вопросы

1.Дополните фразу: «Пластичность металла или сплава - это ...

2.Свойство материалов противостоять коррозионному воздействию газов при высокой температуре называют ...

3.Механические испытания металлов, при которых нагрузки прикладывают к образцу плавно, с постепенным возрастанием от нулевого до максимального значения, называют...

4.Для чего нужны флюсы, при введении их в доменную печь при производстве чугуна?

5. Назовите постоянные примеси в сталях.

6.Какие железоуглеродистые сплавы называются сталями?

7.Твердость металла по Бринеллю замеряют путем вдавливания в образец

8.Охарактеризуйте типы атомных связей.

2 вариант

1. Перечислите Основные свойства металлов.

2. Какое строение имеют металлы.

3.Дайте определение кристаллической решетки и кристаллической ячейки.

4. Что такое анизотропия? Чем объясняется анизотропия кристаллов?

5.Какие задачи решает макро и микроанализ?

6. Перечислите типы сплавов. Охарактеризуйте каждый тип.

7. Какие фазы образуются в системе «железо-цементит»

8.Назовите критические точки сталей. Применение.

4.2. Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам изучения учебной дисциплины за 4 семестр

Предметом оценки являются умения и знания. Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированного зачета

Назначение

Контрольно-оценочные материалы предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

Умения:

У1-выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

У2-выбирать способы соединения материалов;

У3-обрабатывать детали из основных материалов

Знания:

З1-строение и свойства машиностроительных материалов

З2-методы оценки свойств машиностроительных материалов

З3-области применения материалов;

З4-классификацию и маркировку основных материалов

З5-методы защиты от коррозии

З6-способы обработки материалов

Контрольная работа проводится в письменной форме и состоит из 5 вариантов по3 задания в каждом

Время, рассчитанное на выполнение задания - 45 – 50 минут

Задания для проведения дифференцированного зачёта

Вариант № 1

ЗАДАНИЕ №1

Письменно ответьте на вопросы теста

1.Укажите какие свойства материалов, необходимо учитывать при изготовлении деталей машин:

a) физические свойства материалов

b) химические свойства материалов

c) механические свойства материалов

d) технологические свойства материалов

e) производственные свойства материалов

2. Выберите из предложенного перечня основные показатели, характеризующие сталь 40ХН2МА

a) жидкотекучесть

b) хладоломкость

c) жаропрочность

d) прочность

e) сопротивляемость

f) ковкость

3.Укажите по каким признакам классифицируются металлы и сплавы

a) по химическому составу

b) по структурному составу

c) по качеству

d) по степени раскисления

e) по назначению

f) по степени кристаллизации

4.Перечислите основные характеристики физических свойств дизельного топлива

a) температура кристаллизации

b) вязкость

c) воспламеняемость

d) плотность

e) фильтруемость

5.Укажтите химические вещества, входящие в состав бензина

a) цетан - Н-гептан

b) процентное содержание Н-гексадекана в смеси с Н-гептаном

c) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гексадеканом

d) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гептаном

ЗАДАНИЕ №2

Текст задания: Требуется для КПП автомобиля ЗИЛ – 4314 изготовить новый вторичный вал для замены изношенного

a) выберите материал для изготовления вала и обоснуйте свой выбор

b) укажите основные свойства данного материала

c) назначьте вид термообработки для данной детали

ЗАДАНИЕ №3

Текст задания: Определите основные свойства материала по его маркировке У9А

Вариант №2

ЗАДАНИЕ №1

Ответьте на вопросы теста

1.Укажите какие свойства материалов, необходимо учитывать при изготовлении деталей машин:

a) физические свойства материалов

b) химические свойства материалов

c) механические свойства материалов

d) технологические свойства материалов

e) производственные свойства материалов

2. Выберите из предложенного перечня основные показатели, характеризующие сталь40ХН2МА

a) жидкотекучесть

b) хладоломкость

c) жаропрочность

d) прочность

e) сопротивляемость

f) ковкость

3.Укажите по каким признакам классифицируются металлы и сплавы

a) по химическому составу

b) по структурному составу

c) по качеству

d) по степени раскисления

e) по назначению

f) по степени кристализации

4.Перечислите основные характеристики физических свойств дизельного топлива

a) температура кристаллизации

b) вязкость

c) воспламеняемость

d) плотность

e) фильтруемость

5.Укажтите химические вещества, входящие в состав бензина

a) цетан - Н-гептан

b) процентное содержание Н-гексадекана в смеси с Н-гептаном

c) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гексадеканом

d) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гептаном

ЗАДАНИЕ №2

Текст задания: Для привода транспортёра требуется изготовить ведомый шкив привода

a) выберите материал для изготовления шкива и обоснуйте свой выбор

b) укажите основные свойства данного материала

c) назначьте вид термообработки для данной детали

ЗАДАНИЕ №3

Текст задания: Определите основные свойства материала по его маркировке 25Г2

Вариант №3

ЗАДАНИЕ №1

Ответьте на вопросы теста

1.Укажите какие свойства материалов, необходимо учитывать при изготовлении деталей машин:

a) физические свойства материалов

b) химические свойства материалов

c) механические свойства материалов

d) технологические свойства материалов

e) производственные свойства материалов

2. Выберите из предложенного перечня основные показатели, характеризующие сталь40ХН2МА

a) жидкотекучесть

a) хладоломкость

b) жаропрочность

c) прочность

d) сопротивляемость

e) ковкость

3.Укажите по каким признакам классифицируются металлы и сплавы

a) по химическому составу

b) по структурному составу

c) по качеству

d) по степени раскисления

e) по назначению

f) по степени кристаллизации

4.Перечислите основные характеристики физических свойств дизельного топлива

a) температура кристаллизации

b) вязкость

c) воспламеняемость

d) плотность e) фильтруемость

5.Укажтите химические вещества, входящие в состав бензина

a) цетан - Н-гептан

b) процентное содержание Н-гексадекана в смеси с Н-гептаном

c) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гексадеканом

d) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гептаном

ЗАДАНИЕ №2

Текст задания: При ремонте двигателя ЗМЗ – 53 требуется замена подшипника скольжения верхней головки шатуна который можно изготовить в Вашем ремонтном предприятии

a) выберите материал для изготовления подшипников скольжения с обоснованием своего выбора

b) укажите основные свойства данного материала

ЗАДАНИЕ №3

Текст задания: Определите основные свойства материала по его маркировке ЛС 59-1

Вариант №4

ЗАДАНИЕ №1

Ответьте на вопросы теста

1.Укажите какие свойства материалов, необходимо учитывать при изготовлении деталей машин:

a) физические свойства материалов

b) химические свойства материалов

c) механические свойства материалов

d) технологические свойства материалов

e) производственные свойства материалов

2. Выберите из предложенного перечня основные показатели, характеризующие сталь40ХН2МА

a) жидкотекучесть

b) хладоломкость

c) жаропрочность

d) прочность

e) сопротивляемость

f) ковкость

3.Укажите по каким признакам классифицируются металлы и сплавы

a) по химическому составу b) по структурному составу c) по качеству d) по степени раскисления

e) по назначению

f) по степени кристаллизации

4.Перечислите основные характеристики физических свойств дизельного топлива

a) температура кристаллизации

b) вязкость

c) воспламеняемость

d) плотность

e) фильтруемость

5.Укажтите химические вещества, входящие в состав бензина

a) цетан - Н-гептан

b) процентное содержание Н-гексадекана в смеси с Н-гептаном

c) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гексадеканом

d) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гептаном

ЗАДАНИЕ №2

Текст задания: Для ремонта коробки отбора мощности требуется изготовить вал – шестерню, изображенную на рисунке которая работает при средних нагрузках и имеет твёрдость в зоне зубчатого венца 320 НВ

a) выберите материал для изготовления вала

b) укажите основные свойства данного материала

c) назначьте вид термообработки для данной детали

ЗАДАНИЕ №3

Текст задания: Определите основные свойства материала по его маркировке Р18К5Ф2

Вариант №5

ЗАДАНИЕ №1

Ответьте на вопросы теста

1.Укажите какие свойства материалов, необходимо учитывать при изготовлении деталей машин:

a) физические свойства материалов

b) химические свойства материалов

c) механические свойства материалов

d) технологические свойства материалов

e) производственные свойства материалов

2. Выберите из предложенного перечня основные показатели, характеризующие сталь40ХН2МА

a) жидкотекучесть

b) хладоломкость

c) жаропрочность

d) прочность

e) сопротивляемость

f) ковкость

3.Укажите по каким признакам классифицируются металлы и сплавы

a) по химическому составу

b) по структурному составу

c) по качеству

d) по степени раскисления

e) по назначению

f) по степени кристаллизации

4.Перечислите основные характеристики физических свойств дизельного топлива

a) температура кристаллизации

b) вязкость

c) воспламеняемость

d) плотность

e) фильтруемость


5.Укажтите химические вещества, входящие в состав бензина

a) цетан - Н-гептан

b) процентное содержание Н-гексадекана в смеси с Н-гептаном

c) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гексадеканом

d) процентное содержание изооктана в смеси с Н-гептаном

ЗАДАНИЕ №2

Текст задания: Для изготовления седла выпускного клапана двигателя КАМАЗ – 740 использовалась сталь 40Х10С2М с последующей закалкой и твёрдостью НВ=280кг/мм2 . Определите:

a) правильно ли подобран материал для изготовления седла

b) какими основными свойствами он обладает

c) соответствует ли назначенный вид термообработки сохранению длительной работоспособности сопряжения клапан – седло

d) если выбор материала и вид термообработки сделаны не верно предложите свой обоснованный вариант

ЗАДАНИЕ №3

Текст задания: Определите основные свойства материала по его маркировке Х18Н9

Критерии оценки

Оцениваются следующие показатели:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует глубокие и прочные знания материала по заданным вопросам, исчерпывающе и последовательно, грамотно и логически его излагает.

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если твердо знает материал по заданным вопросам, грамотно и последовательно его излагает, но допускает несущественные неточности в определениях.

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он владеет знаниями только по основному материалу, но не знает отдельных деталей и особенностей, допускает неточности и испытывает затруднения с формулировкой определений.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он знает только отдельные моменты, относящиеся к заданным вопросам, слабо владеет понятийным аппаратом, нарушает последовательность в изложении материала.

Основные источники:

1.Черепахин А.А. Материаловедение - [текст] – Москва, «Кнорус», 2022,480с.

Дополнительные источники:

1.ЭБС изд-ва «Лань». Сапунов С.В. Материаловедение: Уч. пособие.-2 изд. Издательство «Лань», 2022

2. ЭБС изд-ва «Лань». Богодухов С.И. Курс материаловедения в вопросах и ответах: уч. пособие 4-е изд.-М.: Издательство «Машиностроение», 2020г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области