Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Культура здоровья и здоровый образ жизни подрастающего поколения"

Изучить понятия культуры здоровья и здорового образа жизни, выявить факторы риска в состоянии здоровья подрастающего поколения, рассмотреть пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Обеспечить целенаправленное ориентирование подрастающего поколения на культуру здоровья, актуализировать ценностное отношение к здоровью, обогащать опыт культурно-оздоровительной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Брович Ирина Владимировна, ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум» г. Златоуст tok-ira610@mail.

Проблема снижения уровня здоровья подрастающего поколения России стоит сегодня чрезвычайно остро, что волнует взрослое население и как аспект жизни собственных детей, и как социальная проблема. Глобальное ухудшение состояния здоровья детей и подростков России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками здравоохранения и внутренними причинами системы образования. Поэтому одной из приоритетных задач современного образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье человека является непревзойденной ценностью. Под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает возможность в максимальной степени реализовывать свою генетическую программу. Известно, что здоровье человека всего на 10-14% зависит от качества здравоохранения, наибольшее же внимание на него оказывает окружающая среда (20-25%) и условия образа жизни (50-55%) [3, с.5].

Согласно данным литературы, неблагоприятному воздействию средовых факторов подвергается население крупных городов, что может привести к срыву компенсаторных механизмов организма человека.

Большая часть болезней человека зависит от многих причин, особенно в условиях сочетанного воздействия негативных факторов различного характера, а механизмы формирования расстройств здоровья во многом остаются неясными.

К каждому воздействию, к каждому негативному раздражителю, адаптационные механизмы организма человека приспосабливаются по принципу количественных и качественных изменений на различных уровнях регулирующих систем.

Бережное отношение к собственному здоровью – это непосредственная обязанность каждого, и он не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием и т.п. уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь только тогда вспоминает о медицине и утраченном здоровье.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое он и должен бороться.

С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, соблюдать режим дня, адекватно питаться, закаливать свой организм, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, т.е.добиваться разумными путями подлинной гармонии в состоянии здоровья.

Большие умственные и статистические нагрузки, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства представителей молодежи ухудшается зрение, нарушается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмен веществ, снижается сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям, что приводит к ухудшению здоровья.

Известно, что при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы организм находится в состоянии гиподинамии, т.е.«двигательного голодания», что ведет к нарушениям со стороны обменныхпроцессов, снижению иммунной защиты и адаптационных механизмов, работоспособности.

В последние годы активная пропаганда здорового образа жизни среди населения приобретает всё большее распространение и рассматривается как существенный положительный фактор, влияющий насостояние здоровья.

Здоровый образ жизни (по Э.Н. Вайнеру) – это рациональная организация жизнедеятельности, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование…, направленные на сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [2, с.130].

Мотивационную среду формирования здорового стиля (образа, способа) жизни в системе отношений «личность-общество» представим в двух уровнях – бимодальной:

- первый уровень – сфера личности (самовоздействие индивида): выработка мотиваций самосовершенствования и самоутверждения, духовно-нравственное развитие и приобретенные знания, воспитание характера и самодисциплины, отказ от вредных привычек, повышение двигательной и социальной активности;

- второй уровень – сфера государства и общества (условия обитания индивида): мотивации со стороны государства и общества, система и условия воспитания, социализации, ресоциализации, среда обитания индивида, медицинское обеспечение, обеспечение психологической адаптации, социальное обеспечение, сервисное обслуживание, методическое обеспечение и сопровождение, техническое оснащение, включая индивидуальный транспорт, реабилитационные технические средства и диагностическую аппаратуру, профессионально ориентированное обучение и переподготовка.

Культура здоровья представляет собой приобретенные человеком морально-этические

и мировоззренческие установки, которые отражают его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих и являет собой степень осознанного и ответственного отношения человека к самому себе и к обществу в целом [1].

Культура здоровья, как составная часть общей культуры человека и общества, включающая ценностное отношение к здоровью, выражается в системе сложившихся человеком ценностей, знаний, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья.

Культура здоровья — это интегративное личностное качество, которое включает: во-первых — целенаправленное воспитание и обучение основам позитивного отношения к собственному здоровью; во-вторых — организацию здорового образа жизни личности; в-третьих — построение системы действий, определяющих качество индивидуального и общественного здоровья; в-четвертых —формирование потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих людей; в-пятых — формирование грамотного и осмысленного отношения к своему здоровью; в-шестых — организацию здорового образа жизни, позволяющего регулировать состояние здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма; в-седьмых — развитие культуры отношения к своему социальному окружению.

Культуру здорового стиля жизни личности, как категорию интеллекта и нравственности, определяют три компонента:

А – глубина знаний:

а) о механизмах функционирования своего организма (человек как открытая биологическая система, здоровье человека как система, сенсорные связи, психосоматика, нервная, кардио-респираторная, костно-мышечная и другие системы),

б) о сущности и методах профилактики заболеваний, оздоровления и психофизической тренировки, обеспечения жизнедеятельности и психоэмоциональной устойчивости, осовершенствовании интеллектуальной глубины, социальной и физической активности;

Б – направленность мотиваций (побуждений) и жизненных установок, характер и уровень понимания духовно-нравственной, социальной и эстетической ценностей обеспечения телесного бытия и творческой деятельности личности и общества;

В – уровень личных умений, навыков и достижений в реализации психофизических и интеллектуальных способностей.

Понятие «культура здоровья» интегрирует показатели организации учебной и досуговой деятельности детей и молодежи, их мировоззренческих установок. Целесообразно констатировать тот факт, что культура здоровья тесно связана с образом жизни. Понятие «культура здоровья», включая в себя традиции, обычаи и нормы поведения, нравы и ценности, отражает внутреннюю духовную сторону организации жизнедеятельности.

Состояние здоровья детей и молодежи в основном определяется его образом жизни, который за последние годы настолько изменился, что компенсаторные механизмы молодого человека с трудом справляются с повышенной нагрузкой. Вся повседневная деятельность студенчества наполнена такими факторами риска как гиподинамия и гипокинезия, переедание, информационная перегруженность, психоэмоциональное перенапряжение, злоупотребление лекарственными препаратами и т.д., что в конечном счете приводит к развитию так называемых болезней цивилизации.

В образе жизни подрастающего поколения проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех илииных тенденций молодой человек организует свой индивидуальный образ жизни.

Важное место в процессе формирования здорового образа жизни студенческой молодежи занимают личностно-мотивационные качества субъекта, его жизненные ориентиры. Личностно-мотивационная установка студента на воплощение своих социальных возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи заключается в постановке правильно сформулированных целей и задач, требующих своего решения и, соответственно, целенаправленной деятельности в этом направлении.

Основным противоречием здесь является разница между знаниями учащихся о здоровье (и со всем, что с ним связано) и реальной практикой жизнедеятельности. Данное противоречие снимает конкретизация проблем, связанных со здоровьем людей и решаемых в этом направлении задач. Кроме задачи формирования здорового образа жизни (это первый шаг в направлении решения проблем, связанных со здоровьем учащейся молодежи) необходимо ставить и решать задачи формирования здорового стиля жизни.

Образовательные учреждения призваны формировать прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития представителей молодого поколения. Данная установка является ведущей в системе воспитания студентов.

Для формирования здорового образа жизни детей и молодежи, необходима разработка комплекса мер, включающих: во-первых, обеспечение социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности; во-вторых, целенаправленное формирование сознания и поведения, соответствующих ценностям здоровья; в-третьих, создание условий для оптимального режим труда и отдыха, а так же двигательной активности.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья переводится в практическую область деятельности:

- создание здоровьесберегающей среды;

- обеспечение здоровьесберегающей жизнедеятельности;

- обеспечение здоровьесберегающей учебной деятельности;

- определение (и соблюдение) здоровьесберегающих правил и норм

поведения;

- формирование здоровьесберегающих умений, навыков;

- воспитание здоровьесберегающих привычек и т.д.

Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием на всех уровнях образовательной системы. Педагог на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье. Педагог должен быть готов мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у детей и молодежи мотивации к здоровьесбережению, а также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья [4, с.270].

В образовательных учреждениях необходимо осуществлять культурно-оздоровительное образование, как образование, направленное на формирование знаний и умений, здоровье творческого характера, обеспечивающих личностно-ориентированную направленность на сохранение, укрепление, формирование и развитие собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

Для этого в образовательном процессе необходимо обеспечить целенаправленное ориентирование подрастающего поколения на культуру здоровья, актуализировать ценностное отношение к здоровью, обогащать опыт культурно-оздоровительной деятельности.

Во время обучения студенты и школьники могут изучать теоретические аспекты проблемы, диагностировать у конкретной возрастной или социальной группы понимание и умение вести себя по законам ЗОЖ. Ценным для развития профессиональных способностей, в рамках факультативных занятий, может стать самостоятельное изучение особенностей в формирования здорового образа жизни при которых у них формируется как понимание ценности здорового образа жизни, так и желание на практике соблюдать режим дня, закалятся, заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться. Все это, является показателями результативной работы студентов, как и школьников, по формированию культуры здорового образа жизни у них.

Во время выполнения специализированных заданий у обучающих меняются как информационные профессиональные знания в области культуры здорового образа жизни, так и культурно-оздоровительные знания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение обучающихся в активную исследовательскую работу в сфере культуры здоровья способствует обогащению опыта культурно-оздоровительной деятельности.

Актуализация ценностного отношения детей и молодежи к здоровью в процессе научно-исследовательской деятельности является условием включения в педагогическую практику культурно-оздоровительной деятельности студентов. Данное педагогическое условие способствует позитивному настрою на принятие обучающимися культуры здоровья как ценности, необходимой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и необходимости в усвоении педагогически рациональных методов оздоровления детей. Все это обеспечивает развитие культурно-оздоровительной грамотности и культурно-оздоровительной готовности детей и молодежи.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области