Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка нетрадиционного урока "круглый стол" на тему " Становление рынка труда и социальное партнерство в рыночных условиях"

Цель 6 исследование рынка труда и социального партнерства. Задачи обучить исследованию материала и способствовать развитию творческой инициативы студентов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка нетрадиционного урока– «круглый стол»

Тема : «Становление рынка труда и социальное партнерство в рыночных условиях»

Цель урока : – нацелить студентов на исследование и эффективное использование трудового потенциала, исследование рынка труда, социального партнерства;

– обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое;

– формировать умение излагать и аргументировать свою точку зрения;

– участвовать в дискуссии.

Задачи урока : обучить умению исследовать материал и способствовать проявлению творческих способностей студентов.
Тип урока: нетрадиционный – «круглый стол» (проблемный урок)

Методы обучения : вступительное слово преподавателя, мини-доклады, презентации, устный опрос, диалог.

Материально-техническое обеспечение : экран, проектор, компьютер, карточки с вопросами.

Оформление : на столах карточки с вопросами, на стендах фотографии о работе заводов – представителей АО Нижнеломовский «ЭМЗ» и ОАО Фанерный завод «Власть труда», фото о прохождении практики студентами НлФ ПГУ.

Домашнее задание студентам:

– Подготовить презентации по специальностям 15.02.08 и 35.02.03;

–изучить самостоятельно тему «Социальное партнерство» и подготовить мини– сообщения ;

– по пройденному материалу «Рынок труда» подготовить сообщения.

–получить и решить задания от представителей предприятий.

В ходе подготовки к проведению проблемного урока преподаватель совместно со студентами проводит подготовительную работу: готовит конверты с вопросами для студентов и гостей; оформляет конференц-зал; встречается со специалистами предприятий.

Кроме этого преподаватель за две недели до проведения урока собирает студентов четвертого курсов специальностей 15.02.08 «Технология машиностроения» и 35.02.03 «Технология деревообработки» и рассказывает о теме урока, что требуется от участвующих , предлагает темы сообщений.

По теме «Рынок труда» :
1.Природа труда и его роль в развитии общества.

2. Развитие современного производства в условиях рынка.

3. Рынок труда , как система общественных отношений.

По теме «Социальное партнерство» :

1.Рынок труда –  сфера рыночных отношений.

2.Трудовые ресурсы среди населения нашего района.

3.Уровень занятости населения города.

Студенты делятся на две группы по специальностям. Сообщения делаются обеими группами . Каждая группа защищает презентации по специальности.

За три дня до начала урока преподаватель проверяет доклады, сообщения и презентации, наличие стендов , плакатов и карточек.

Предварительные задания группам

1 группа: работа с сообщениями по пройденной теме «Рынок труда». 

Задание: выяснить в чём состоит природа труда;как развивается современное производство в условиях рынка ;что собой представляет рынок труда в системе общественных отношений? Защита презентации.

2 группа : работа с сообщениями по теме «Социальное партнерство».

Задание : что подразумевает под собой сфера рыночных отношений; какие трудовые ресурсы имеются среди населения района; насколько занято население города? Защита презентации.

Структура занятия (75 минут)

Ход урока :

Первый этап .Введение.

Вступительное слово преподавателя.

В настоящий момент рынок труда определяет отношения и интересы трудоспособных людей и руководителей (работодателей) различных государственных, общественных и индивидуальных организаций. Сегодняшняя тема нашего круглого стола «Становление рынка труда и социальное партнерство в рыночных условиях» выбрана не случайно.

Актуальность этой темы в том, что в настоящее время работодателями предъявляются высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионально – квалификационному составу и уровню подготовки.

Вы через некоторое время столкнетесь с этим вопросом, так как покинете стены учебного заведения и будете определять свой дальнейший жизненный путь. Некоторые из вас уже определились с местом учебы или работы. За время прохождения практики каждый из вас познакомился с работой наших ведущих предприятий города. Возрождение машиностроительной отрасли не за горами.

Сегодня на наш урок мы пригласили ведущих специалистов двух предприятий, которые занимаются созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности молодежи города.

Для них рынок труда также является компонентом, который представляет собой взаимодействие и согласование интересов работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать.

А вы являетесь той частью рынка труда , на которой формируются трудовые ресурсы творческого типа. На теоретических уроках мы обсуждали с вами о форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию и самовыражению.

Вопрос к аудитории : Подскажите мне, чему вы научились за годы учебы в нашем филиале ?

Предположительные ответы :

–Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

–Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей

– Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

– Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Прежде , чем перейти к обсуждению темы нашего урока , я задам аудитории несколько вопросов , которые послужат началом нашего разговора.

Вопрос1 : Кто по вашему мнению является  сторонами социального партнерства?

Предположительный ответ :  работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.

Вопрос 2 : Какова роль населения в экономических и социальных процессах?

Предположительный ответ : Развитое образование и квалификация населения способствуют росту экономики и созданию новых рабочих мест. Активное участие населения в политической и гражданской жизни страны. 

Вопрос 3 : Какие основные основные виды труда вы знаете ?

Предположительный ответ : Основными видами труда являются ручной, механизированный и автоматизированный. 

ВОПРОС 4 : Дайте определение трудовым ресурсам.

Предположительный ответ : Это население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам.

2 этап урока . Работа над понятиями «Рынок труда» и «Социальное партнерство»

Сейчас я даю слово нашим студентам, которые расскажут нашим участника , что же на самом деле они понимают под рынком труда и социальным партнерством. После каждого выступления вы можете высказать свои суждения или внести дополнения.

Первыми со своими сообщениями выступят представители группы специальности 15.02.08.

По теме «Рынок труда» :
1.Природа труда и его роль в развитии общества.

2. Развитие современного производства в условиях рынка.

3. Рынок труда , как система общественных отношений.

Обсуждения по теме среди студентов. Почему возникают проблемы на рынке труда ?

Предоставляется слово команде специальности 35.02.03.

По теме «Социальное партнерство» :

1.Рынок труда –  сфера рыночных отношений.

2.Трудовые ресурсы среди населения нашего города.

3.Уровень занятости населения города.

Обсуждения по теме среди студентов. Как вы считаете в чем проблема социального партнерства?

3 этап урока. Защита групповых мини-проектов по специальностям.

Свою презентацию представляет специальность 15.02.08. Роль технологии машиностроения в жизни общества. Показ слайдов.

Презентация специальности 35.02.03. – Технология производства изделий из дерева. Показ слайдов.

4 этап урока. Закрепление.  Защита технологических процессов по заданию предприятий.

Группы поочередно представляют свои технологические процессы в программе КОМПАС.

5 этап урока. Подведение итогов занятия, рефлексивно-оценочные действия . 

Устные вопросы к командам :

1.Одна из форм осуществления социального партнерства:
Ответ :участие работников в управлении организацией.

2. К основным принципам социального партнерства относится:
Ответ : равноправие сторон .

3. К субъектам социального партнерства относится:
Ответ :государство .

4.Кто из приведенных ниже граждан является циклическим безработным? ( Вопрос на экране с проектора)

1.строитель, уволенный в связи с остановленным строительством фабрики

2.программист, уволившийся из-за поиска более высоко оплачиваемой работы

3. президент корпорации, обанкротившейся во время финансово-экономического кризиса

5 .Что способствует снижению уровня безработицы?

1) повышение минимальной зарплаты

2) создание программ профессиональной переподготовки

3) выплата пособий по безработице

6. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработица ведет к снижению трудовой мотивации у работающих

Б. Безработица создает социальную напряженность в обществе.

1) верно только А                3) верны оба ответа

2) верно только Б                  4) оба ответа неверны

Обсуждение темы урока «Становление рынка труда и социальное партнерство в рыночных условиях» . Участники задают друг другу вопросы.

Вопросы представителям предприятий от студентов :

1. Какое учебное заведение и по какой специальности Вы закончили?

2. Устраивает ли Вас работа?

3. Какую социальную поддержку получают рабочие предприятия?

4. Почему на предприятии текучесть кадров?

5. Направляет ли предприятие на учебу своих рабочих за свой счет?

6. Как Вы считаете, могут ли студенты, приходящие практику на предприятии получить разряд рабочего?

7. Какую пользу могут принести студенты, проходящие практику на заводе?

8. Как Вы считаете, почему молодежь не заинтересована работать по специальности?

9. Как Вы считаете, почему социальное партнерство между образованием и предприятием еще не на должном уровне?

10. Имеются ли на предприятии вакантные места рабочих и специалистов?

12. Как Вы считаете, как повлияет социальное партнерство ваших предприятий и филиала на подготовку студентов?

Вопросы студентам от представителей предприятий:

1. Что по Вашему мнению должен знать и уметь студент?

2. Как вы считаете, чем может быть полезно сотрудничество филиала и предприятия?

3. Чем на ваш взгляд должен заниматься филиал – воспитанием или образованием?

4. Какую ответственность несет филиал за студентов?

5. Зачем изучать те предметы, которые, вы, считаете не пригодятся вам в работе?

6. Необходимо ли приобретение рабочей специальности студентам?

7. Какой бы вы хотели видеть свою практику?

8. На что может рассчитывать человек, не имеющий образования?

9. В чем преимущество молодых людей, имеющих образование?

10. Представьте, что вы взрослый человек и ваш ребенок перед выбором, куда пойти учиться. Вы бы посоветовали филиал?

11. Может ли ваше нынешнее образование мешать достижению жизненных целей?

12. Как полученная специальность поможет вам в дальнейшем?

Слово преподавателя .

Подводим итог урока : Мы подтвердили гипотезу о том, что рынок труда имеет социальные проблемы и труд является ресурсом, так как непременно связан с человеком. Выяснили, что люди в своей деятельности руководствуются не только экономическими интересами, но и социальными, психологическими и многими другими.

Обращение к студентам:

Скоро вы вступите на рынок труда. Поэтому, чем более правильными и глубокими будут ваши представления о нем, тем лучше вы будите чувствовать себя в условиях этого рынка. Особо рекомендую обратить внимание на повышение уровня квалификации и образования. Без этого в современных рыночных условиях не обойтись. Нужно быть целеустремленным. Планируйте вашу жизнь на долгосрочное путешествие.

Спасибо за участие.

Список используемых источников

1. Никулина, Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости / Ю. Н. Никулина // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 747-762.

2. Ольховая, Т. А. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития / Т. А. Ольховая, Н. А. Зинюхина, Ю. Н. Никулина // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 7. – С. 139-149.

3. Никулина, Ю. Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона: вопросы теории и практики / Ю. Н. Никулина. – М. : Издательство "Перо", 2015. – 216 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области