Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Спешу на помощь детям"

Раскрытие опыта проведения конкурса профессионального мастерства. Развитие творческой активности личности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

 Конкурса профессионального мастерства «Спешу на помощь детям»

по ПМ.01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Тема 4.01 Диагностика болезней детей грудного возраста

МДК 01.01 Тема 4.02 Диагностика заболеваний у детей раннего и старшего

Возраста

по ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста

Составитель: Брович И.В., преподаватель медицинских дисциплин ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум».

2023

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства с обучающимися по теме: «Проведение дифференциальной диагностики, лечебно-диагностические манипуляции, контроль эффективности лечения» по ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Тема 4.01Диагностика болезней детей грудного возраста МДК 01.01 Тема 4.02 Диагностика заболеваний детей раннего и старшего возраста, по ПМ.02 Лечебная деятельность МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста.

Конкурс способствует навыкам коллективной работы ,активизирует память, повышает эрудицию, воспитывает интерес и чувство гордости к выбранной профессии и развивает творческую активность личности.

Организационно-методический блок

Тема конкурса: Проведение дифференциальной  диагностики,  лечебно-диагностические манипуляции, контроля эффективности лечения.

Время, отведенное на конкурс: 120 минут

Место проведения конкурса: кабинет доклинической практики

Цели: Формируемые компетенции:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп различных возрастных групп; применять различные методы обследования пациента; формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями; интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3 Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5 Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

Обучающийся должен уметь:

- осуществлять сбор анамнеза;

-применять различные методы обследования пациента;

-формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

-интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;

-проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

-определять тактику ведения пациента;

-назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

-определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

-применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;

-проводить лечебно-диагностические манипуляции;

знать:

- топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;

-биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;

-основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

-строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

-основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;

-определение заболеваний;

-общие принципы классификации заболеваний;

-этиологию заболеваний;

-патогенез и патологическую анатомию заболеваний;

-клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;

-методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.

-принципы лечения и ухода в педиатрии, при осложнениях заболеваний;

Оснащение конкурса

1.Нормативные документы:

1.1 ФГОС СПО по специальности 32.02.01 «Лечебное дело»

1.2 Рабочая учебная программа ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Тема 4.01Диагностика болезней детей грудного возраста МДК 01.01 Тема 4.02 Диагностика заболеваний детей раннего и старшего возраста, ПМ.02 Лечебная деятельность МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста, ПМ.02

1.3 Технологическая карта.

2.Учебно-методическое обеспечение

2.1 Учебно-методические материалы для контроля:

2.1.1 Задание в тестовой форме по теме «МДК 01.01 Диагностика и лечение заболеваний»

2.1.2 Ситуационные задачи по теме «МДК 01.01 Диагностика и лечение заболеваний»

2.1.3 Раздаточный материал, схемы, таблицы.

2.1.4 Фантомы, медицинский инструментарий.

3. Информационное обеспечение

3.1 Учебная литература:

3.1.1 Доскин В.А., Макарова З.С Дифференциальная диагностика детских болезней.

3.2 Интернет-ресурсы

3.2.1. www.rosmedlib.ru/-ФЦИОР-Федеральный центр иформационно-образовательных ресурсов.

План проведения профессионального конкурса.

Вступительное слово ведущего:

представление участников конкурса;

представление жюри;

оглашение условий проведения конкурса.

Конкурсная часть.

1 этап: Студенты делятся на 3 команды по результатам жеребьевки, каждая команда придумывает название и девиз. Выбирают капитана команды. Представление команд.

2 этап: Визуальный. Командам предоставляется раздаточный материал: 6 цветных фотографий с изображением симптомов болезней в периоде новорожденности. В течение 6 минут, участники должны определить заболевание на каждой фотографии, написать письменно в эталон ответа и отдать жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Жюри оглашает результаты 1 этапа.

3 этап: Интеллектуальный. Командам предоставляются тестовые задания, 20 вопросов. Участники должны за 10 минут ответить письменно на тесты, правильный вариант ответа, обводится в кружок. Жюри проверяет правильность выполнения тестов и оглашает результат. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

4 этап: Практический . Показ лечебно-диагностических манипуляций: пальпация родничков у детей, техника исследования пульса, техника определения частоты и типа дыхания, аускультация легких, аускультация сердца, осмотр зева с помощью шпателя, пальпация периферических лимфоузлов. В результате жеребьевки капитаны команд выбирают название манипуляции. Затем по очереди, команды демонстрируют проведение манипуляции. Правильно выполненная манипуляция оценивается в 5 баллов.

5 этап: Диагностический. Ситуационная задача. 2 студентки специальности Сестринское дело разыгрывают ситуацию: на приеме у фельдшера, рассказывают жалобы, историю развития болезни. Участники команд по очереди собирают анамнез болезни, жизни, задают дополнительные вопросы. Затем командам предоставляется раздаточный материал: история болезни , лабораторные и инструментальные исследования. Необходимо выставить правильный диагноз и ответить на 10 вопросов по задаче. Время выполнения 10 минут. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.

6 этап: Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, согласно разработанным критериям оценочного листа, определяет победителей конкурса в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов.

Награждение победителей.

Члены жюри выступают, делятся впечатлениями.

Тестовые задания

1 вариант

1.ПОЯВЛЕНИЕ СУДОРОЖНОГО СИНДРОМА У НОВОРОЖДЕННОГО С ОЦЕНКОЙ ПО ШКАЛЕ АПГАР 4-5 БАЛЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) внутричерепной травмы Б) спазмофилии В) эпилепсии Г) асфиксии

2.СИМПТОМАМИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАХИТА ЯВЛЯЮТСЯ А) беспокойство, потливость, повышение температуры Б) беспокойство, потливость, пугливость, вздрагивание во сне В) беспокойство, повышение температуры Г) покраснение кожных покровов

3. ДЛЯ ДЕГЕЛЬМИНТИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ А) тавегил Б) пирантел В) карбенициллин Г) трихопол

4. ПОЯВЛЕНИЕ ПЛАКСИВОСТИ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И ЭКЗОФТАЛЬМА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) гельминтоза Б) гипертиреоза В) железодефицитной анемии Г) гидроцефального синдрома

5. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЛЯМБЛИОЗА РЕБЕНКУ НАЗНАЧАЮТ А) спазмолитики и сульфаниламиды Б) де-нол и сульфаниламиды В) ранитидин и метронидазол Г) холекинетики и тиберал

6. ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПРИ АНЕМИЯХ ЛЕГКОЙ И СРЕДНЕТЯЖЕЛОЙ ФОРМЫ НАЗНАЧАЮТ ПРЕПАРАТЫ ЖЕЛЕЗА В ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЕ А) сироп (актиферрин) Б) ампулы для инъекций (феррум-лек) В) капсулы (эрифер) Г) драже (ферроплекс)

7. В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ ПРИ ОБОСТРЕНИИ ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА С ГИПЕРСЕКРЕЦИЕЙ У ДЕТЕЙ НАЗНАЧАЮТ А) стол №7 Б) стол №10 В) стол №1 Г) стол № 5

8. ОТХАРКИВАЮЩИЙ ПРЕПАРАТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БРОНХИТА У ДЕТЕЙ А) тавегил Б) мукалтин В) либексин Г) эуфиллин

9. КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ ВКЛЮЧАЕТ А) антибиотикотерапию Б) оксигенотерапию В) фототерапию Г) заменное переливание крови

10. ОСНОВНОЙ ЖАРОПОНИЖАЮЩИЙ ПРЕПАРАТ В ДЕТСКОЙ ПРАКТИКЕ, ПРИМЕНЯЮЩИЙСЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ А) парацетамол Б) анальгин В) пипольфен Г) баралгин

11.ПРИ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ИНГАЛЯЦИЮ А) гидрокортизона Б) увлажненного кислорода В) 2% содового раствора (щелочную) Г) беродуала

12. ПРЕПАРАТ, ОКАЗЫВАЮЩИЙ АНТИХЕЛИКОБАКТЕРИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ А) ранитидин Б) де-нол В) атропин Г) гастроцепин

13. У РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМ ПОРОКОМ СЕРДЦА НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ ПРЕПАРАТЫ А) кальция Б) натрия В) калия Г) цинка

14. В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ ПРИ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТЕ У ДЕТЕЙ НАЗНАЧАЮТ А) стол №10 Б) стол № 5 В) стол №1 Г) стол №7

15. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ НЕГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ БАЗИСНОЙ ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ А) интал, тайлед Б) форматерол, пульмокорт В) супрастин, пипольфен Г) будесонид, сальбутамол

16. ПРИ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРВОГО ВДОХА У НОВОРОЖДЕННОГО В РОДЗАЛЕ НЕОБХОДИМО А) ввести адреналин в пуповину Б) провести ингаляцию беродуалом В) ввести 4% раствор соды внутривенно Г) ввести кордиамин внутримышечно

17. ПРИ СУДОРОЖНОМ СИНДРОМЕ У ДЕТЕЙ ПРЕПАРАТОМ ВЫБОРА ЯВЛЯЕТСЯ А) феназепам Б) магния сульфат В) натрия оксибутират Г) диазепам

18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ПРИ ПЕРДОЗИРОВКИ ВИТАМИНА Д ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВВЕДЕНИЕМ А) витаминов В и С Б) витаминов А и Е В) смекты Г) фенобарбитала

19. ТЮБАЖ РЕБЕНКУ ПРОВОДЯТ А) утром после завтрака Б) в любое время суток В) на ночь Г) утром натощак

20. ПУПОЧНУЮ РАНКУ НОВОРОЖДЕННОГО ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ГНОЙНОГО ОТДЕЛЯЕМОГО ОБРАБАТЫВАЮТ РАСТВОРОМ А) 3% перекиси водорода Б) 0,9% хлорида натрия В) 1% перманганата калия Г) 5% спиртовым раствором йода

Тестовые задания

2 вариант

1. ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ОТЕКА МОЗГА ПРИ РОДОВЫХ ТРАВМАХ ЦНС ИСПОЛЬЗУЮТ А) преднизолон Б) фуросемид В) полиглюкин Г) гепарин

2. ДЛЯ ОБРАБОТКИ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК РТА ПРИ МОЛОЧНИЦЕ ИСПОЛЬЗУЮТ РАСТВОР А) гидрокарбоната натрия 2% Б) лимонного сока в кипяченой воде В) меда в кипяченой воде Г) глюкозы 10 %

3. ДЛЯ МЕСТНОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ ПРИ ПУЗЫРЧАТКЕ ИСПОЛЬЗУЮТ РАСТВОР А) 5% раствор йода Б) фурацилина 1 5000 В) 3% перекиси водорода Г) 1% спиртовой бриллиантового зеленого

4. ДЛЯ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ ПРИ ГЕМОФИЛИИ ИСПОЛЬЗУЮТ А) криопреципитат Б) 3% раствор перекиси водорода В) тромбин Г) дицинол

5. ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ СПАЗМОФИЛИИ ПРОВОДЯТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В КРОВИ А) магния Б) кальция В) фосфора Г) билирубина

6. ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ РАХИТА ПРОВОДЯТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В КРОВИ А) магния и калия Б) фосфора и кальция В) эритроцитов и гемоглобина Г) лейкоцитов и СОЭ

7. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ МУКОВИСЦИДОЗА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬНУЮ ТЕРАПИЮ А) ферментными препаратами Б) тиреотропным гормоном В) тиреоидными гормонами Г) глюкокортикостероидными гормонами

8. КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ А) нормализация всех лабораторных показателей Б) нормализация температуры через 48-72 часа В) полное рассасывание инфильтрата в легочной ткани Г) появление влажного кашля в утренние часы

9. ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ СТЕНОЗИРУЮЩЕГО ЛАРИНГИТА У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ А) появление звонкого голоса после щелочной ингаляции Б) появление сухого кашля после горчичного обертывания В) снижение температуры после физических методов охлаждения Г) перестает капризничать и адекватно реагирует на осмотр

10. КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ В КРОВИ А) кальция Б) сывороточного железа В) фосфора Г) билирубина

11.КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЭКССУДАТИВНО- КАТАРАЛЬНОГО ДИАТЕЗА ЯВЛЯЕТСЯ А) восстановление целостности кожных покровов Б) нормализация ежемесячной прибавки в весе В) соответствие нервно психического развития возрасту Г) нормализация суточного диуреза

12. КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ФЕНИЛКЕТОНУРИИ ЯВЛЯЕТСЯ А) восстановление целостности кожных покровов Б) нормализация суточного диуреза В) соответствие нервно психического развития возрасту Г) нормализация аппетита

13. У ДЕТЕЙ МАЛАЯ ХОРЕЯ ЯВЛЯЕТСЯ А) основным критерием ревматоидного артрита Б) дополнительным "малым" критерием ревматизма В) проявлением ДЦП Г) основным "большим" критерием ревматизма

14. КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ДИСКИНЕЗИИ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ А) нормализация кислотности в желудке Б) нормализация оттока желчи из пузыря В) отсутствие отеков в утренние часы на лице Г) восстановление моторики кишечника

15. КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ВРОЖДЕННОГО ГИПОТИРЕОЗА У РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ А) нормализация характера стула Б) хорошая прибавка в весе В) отсутствие судорожного синдрома Г) соответствие умственного развития возрасту

16. ГЕМОФИЛИЯ «А» ОБУСЛОВЛЕНА ДЕФИЦИТОМ А) фактора XI Б) фактора IX В) фактора VIII Г) фактора VII

17. СИНДРОМ ДАУНА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТРИСОМИЕЙ ПО ХРОМОСОМАМ А) 18 паре Б) 21 паре В) 7 паре Г) Х-хромосоме

18. СНИЖЕНИЕ ТУРГОРА ТКАНИ, СУХАЯ КОЖА, ЛЕГКОЕ СОБИРАНИЕ СКЛАДКИ КОЖИ, ОТКАЗ ОТ ЕДЫ У РЕБЕНКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) гипотрофии Б) кишечной инфекции В) кишечной форме муковисцидоза Г) рахита

19. БОЛЬНЫЕ ДЕТИ С ИНСУЛИНЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ПРИ МАНИФЕСТАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ЖАЛОБЫ НА А) жажду Б) прибавку в весе В) боли в суставах Г) повышение аппетита

20. ПОВЫШЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ В ДЕБЮТЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЧЕК У ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ А) пиелонефрита Б) гломерулонефрита В) дисметаболической нефропатии Г) тубулопатии

Тестовые задания

3 вариант

1. БОЛЬНЫЕ ДЕТИ С ИНСУЛИНЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ПРИ МАНИФЕСТАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ЖАЛОБЫ НА А) потливость Б) прибавку в весе В) похудание Г) боли в суставах

2. ДИАГНОСТИКА ПЕРВИЧНОГО ГИПОТИРЕОЗА У ДЕТЕЙ ОСНОВАНА НА ОПРЕДЕЛЕНИИ А) ТТГ (тиреотропного гормона), Т4 Б) основного обмена В) антител к глиадину Г) уровня комплимента

3. ПРИОБРЕТЕННЫЙ РЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОРОК СЕРДЦА У ДЕТЕЙ А) митральный стеноз Б) тетрада Фалло В) дефект межжелудочковой перегородки Г) дефект межпредсердной перегородки

4. ПОЯВЛЕНИЕ У РЕБЕНКА НЕУКРОТИМОЙ РВОТЫ И ЗАПАХА АЦЕТОНА ИЗО РТА МОЖЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О А) остром аппендиците Б) кетоацидозе В) геморрагическом васкулите Г) кишечной непроходимости

5. ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ПРИ ГЕМОФИЛИИ У ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАЛИЧИЕМ А) экхимозов Б) петехий В) гематом Г) папул

6. УРОВЕНЬ ТИРЕОТРОПНОГО ГОРМОНА В КРОВИ ПРИ ПЕРВИЧНОМ ГИПОТИРЕОЗЕ У ДЕТЕЙ А) сначала повышается, затем снижается Б) понижен В) без изменении Г) повышен

7. КРАНИОТАБЕС – ЭТО СИМПТОМ А) эксикоза Б) опухоли головного мозга В) рахита Г) гидроцефалии

8. ГЕМАРТРОЗ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ ПРИЗНАКОМ А) геморрагического васкулита Б) ревматизма В) ревматоидного артрита Г) гемофилии

9. ПАПУЛЕЗНО-ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ СЫПЬ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ ПРИЗНАКОМ А) геморрагического васкулита Б) тромбоцитопении В) гемофилии Г) лейкоза

10. ПРИ ВЫВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ИЗ АСФИКСИИ СЛЕДУЕТ НАЧАТЬ С А) освобождения верхних дыхательных путей от слизи Б) искусственного дыхания В) подачи увлажненного кислорода Г) прикладывания пузыря со льдом к голове

11. ДЛЯ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИЧЕСКОЙ ПУРПУРЫ У ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРНЫ ИЗМЕНЕНИЯ А) времени свертывания Б) времени кровотечения В) протромбинового индекса Г) протромбинового времени

12. ПОДТВЕРДИТЬ ДИАГНОЗ МУКОВИСЦИДОЗА МОЖНО А) определением электролитов в поте Б) нагрузкой глиадином В) наличием тяжелой олигофренией Г) исследованием креатинина в моче

13. ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ ПРИЗНАКОМ А) синдрома поражения верхних дыхательных путей Б) инородного тела верхних дыхательных путей В) синдрома ларингоспазма и крупа Г) синдрома бронхиальной обструкции

14. ДЕТЯМ ПРИ ЛИХОРАДКЕ СВЫШЕ 39,0 С ПРОТИВОПОКАЗАНО ПРИМЕНЕНИЕ А) ацетилсалициловой кислоты Б) анальгина В) ибупрофена Г) парацетамола

15. ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ НОЧЬЮ У РЕБЕНКА 2-Х ЛЕТ ЛАЮЩЕГО КАШЛЯ, ОХРИПЛОСТИ ГОЛОСА И СТРИДОРОЗНОГО ДЫХАНИЯ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ А) приступа бронхиальной астмы ) острого бронхита В) острого стенозирующего ларинготрахеита Г) острого тонзиллита

16. ПРИ БРОНХООБСТРУКТИВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОТИВОПОКАЗАНО А) проведение паровых ингаляций Б) введение беродуала через небулайзер В) введение глюкокортикоидных препаратов через небулайзер или внутривенно Г) внутривенное введение эуфиллина

17. ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ ГОЛОВЫ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 2,5 СМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) гидроцефального синдрома Б) менингоэнцефалита В) краниотабеса Г) паратрофии

18. НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ РЕВМАТИЗМЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) менингита Б) пареза конечностей В) энцефалита Г) малой хореи

19. ПОЯВЛЕНИЕ МАЦЕРАЦИИ В ЕСТЕСТВЕННЫХ СКЛАДКАХ У РЕБЕНКА В ГРУДНОМ ВОЗРАСТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) везикулопустулеза Б) пузырчатки новорожденного В) опрелостей Г) псевдофурункулеза

20. ПОДЬЕМ ТЕМПЕРАТУРЫ, ВЯЛОСЬ, ОТКАЗ ОТ ГРУДИ У РЕБЕНКА С ОМФАЛИТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ А) менингита Б) сепсиса В) энцефалита Г) пневмонии

Эталон ответа на тестовые задания:

1 вариант.1.А, 2.Б, 3.Б, 4.Б, 5.Г, 6.А, 7.В, 8.Б, 9.В, 10.А ,11.Г, 12.Б, 13.В, 14.Г, 15.Г, 16.А ,17.Г ,18. Б, 19.Г ,20.А

2 вариант.1.Б, 2.А, 3.Г, 4.А, 5.Б, 6.Б, 7.А ,8.Б, 9.А ,10.Г, 11.А ,12.А, 13.Г, 14.Б, 15.Г, 16.В ,17.Б ,18.А ,19.А ,20.Б.

3 вариант: 1.В ,2.А, 3.А ,4.Б, 5.В, 6.Г, 7.В, 8.Г, 9.А ,10.А, 11.Б, 12.А ,13.Г ,14.А, 15.В, 16.А, 17.А, 18.Г, 19.В ,20.Б

Лечебно-диагностические манипуляции

Аускультация легких

Выслушивание ребенка удобнее в сидячем положении; маленьких детей-лучше с отведенными в стороны или согнутыми в локтях и прижатыми к животу руками.

1. Освободить грудную клетку от одежды.

2. Провести аускультацию легких в определенной методической последовательности.

3.Начинают сравнительную аускультацию справа налево с верхушек легких, выслушивая переднюю, затем боковые, далее – заднюю поверхности грудной клетки.

4.При аускультации спереди руки больного должны быть опущены. Врач становится спереди и справа от больного.

5.Начинают аускультацию с верхушек легких. Фонендоскоп (стетоскоп) располагают в надключичной ямке таким образом, чтобы мембрана фонендоскопа (раструб стетоскопа) плотно соприкасалась с поверхностью тела больного.

6.Затем фонендоскоп (стетоскоп) переставляют на симметричный участок другой надключичной ямки.

7.Далее исследование продолжают, последовательно ставя фонендоскоп (стетоскоп) на симметричные участки передней стенки грудной клетки на уровне I, II и III межреберий, причем срединно-ключичная линия должна пересекать головку фонендоскопа посередине.

8.При аускультации в боковых отделах фонендоскоп (стетоскоп) размещают на боковой поверхности грудной клетки в глубине подмышечной ямки. После этого фонендоскоп переставляют на симметричный участок другой подмышечной ямки. Далее исследование продолжают, последовательно помещая фонендоскоп на симметричные участки боковой поверхности грудной клетки (в точки сравнительной перкуссии), опускаясь постепенно до нижней границы легких.

9.При проведении аускультации сзади пациента просят скрестить руки на груди. Фонендоскоп (стетоскоп) последовательно помещают в симметричные точки на уровне надостных ямок, в верхнее, среднее и нижнее межлопаточное пространства и в подлопаточные области на уровне VII, VIII и IX межреберий.

По завершении аускультации оценивают результаты исследования.

Аускультация сердца

Выслушивание ребенка производится в вертикальном, горизонтальном и в положении на левом боку. Врач обычно располагается с правой стороны от больного.

Точки и порядок аускультации.

1 - область верхушечного толчка (выслушивание звуковых явлений с митрального клапана)

2  - 2 межреберье справа у края грудины (выслушивание звуковых явлений с аорты)

3 - 2 межреберье слева у края грудины (выслушивание звуковых явлений с клапанов легочной артерии)

 4 -  нижняя треть грудины у мечевидного отростка, несколько правее от средней линии (проекция трехстворчатого клапана)

5- точка С.П.Боткина – место прикрепления 3-4 ребра к левому краю грудины или третье межреберье (здесь хорошо прослушивается вся область сердца, а  также сосуды шеи справа и слева). Такая последовательность аускультации обусловлена частотой поражения клапанов сердца.

Некоторые правила аускультации:

А. Ввиду того, что дыхательные шумы мешают выслушивать у больного явления со стороны сердца, то рекомендуется выслушивать больного в период задержки дыхания – после глубокого вдоха и последующего выдоха (у старших детей);

Б. Первоначально необходимо оценить тоны сердца, их соотношение в разных точках, после чего обращают внимание на наличие или отсутствие шумов сердца. Первый тон соответствует пульсовому удару на сонной артерии или верхушечному толчку. Кроме того, обычная пауза между первым и вторым тонами короче, чем между вторым и первым;

В. При выслушивании шума необходимо отметить следующие его свойства: тембр, силу, в какую фазу деятельности сердца он слышен (систолический или диастолический), какую часть систолы или диастолы он занимает, связь его с тонами сердца, а также изменение его при перемене положения тела или при нагрузке;

Техника определения частоты и типа дыхания

Цель: определить ЧДД, характер, глубину, ритм, тип дыхания, соотношение ЧДД:ЧСС

Показания: оценка функционального состояния ДС

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту в состоянии покоя. Можно подсчет производить при аускультации легких, визуально, наблюдая за движениями грудной клетки, и поднеся фонендоскоп к носу ребенка. Повышение Т на 10 увеличивает ЧДД на 4.

Подготовка к манипуляции:

1.обеспечить спокойную обстановку

2.Вымыть и осушить руки

3.Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот

Выполнение манипуляции:

1. Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки:

2. Тип дыхания зависит от возраста ребенка:

-до 1 года – брюшной тип,

-1 – 2 г. –смешанный,

- 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной

3.Определить параметры дыхания и подсчитать ЧДД за минуту

4.Если визуально подсчитать невозможно, следует положить кисть руки на грудную клетку или живот и подсчитать

Завершение манипуляции:

Записать результаты в температурный  лист. 

Техника исследования пульса

Цель: определить основные характеристики пульса: частоту, ритм, напряжение, наполнение, величину

Показания: оценка функционального состояния ССС

Оснащение: секундомер, температурный лист

Обязательное условие: считать ЧСС строго за 1 минуту, в состоянии покоя. Грудничкам подсчитывать на височной, плечевой, бедренной, сонной артериях. Можно подсчитывать с помощью фонендоскопа

1.Установить доброжелательные отношения и обеспечить спокойную обстановку

2.Вымыть и осушить руки

3.Слегка прижать 2, 3, 4 пальцами лучевую артерию

4.Подсчитать ЧСС строго за 1 минуту

5.Прижать артерию немного сильнее и определить напряжение пульса:

6.Если пульсация при умеренном нажатии ослабевает – напряжение хорошее

7.Если полностью прекращается – напряжение слабое

8.Если пульсация не ослабевает – пульс напряженный

9.Записать результат в температурный лист и оценить.

Осмотр зева с помощью шпателя

Цель: Обратить внимание на: цвет слизистой оболочки дужек, язычка, миндалин, задней стенки глотки, величину, состояние поверхности, консистенцию миндалин, наличие рубцов, налетов, гнойных пробок.

Оснащение: резиновые перчатки, маска; стерильный шпатель в лотке

Этапы:

1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

2.Подготовить необходимое оснащение

3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

4.Усадить ребенка лицом к источнику света левую руку положить на теменную область так, чтобы большой палец располагался на лбу.

5.При необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует одной рукой;

в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

6.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на _корень языка

Примечание:

-ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой.

-ввести шпатель в ротовую полость до зубов.

-повернуть шпатель ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов.

-перевернуть шпатель плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него.

-Быстро осмотреть дужки, язычок, миндалины, заднюю стенку глотки.

7.Вымыть и осушить руки

При осмотре зева определяют его окраску (у здорового ребенка слизистая розовая), наличие или отсутствие герпетических высыпаний, гиперемии.

Обращают внимание на миндалины. У здоровых детей миндалины не выходят за передние дужки. При хроническом тонзиллите, ангинах миндалины увеличены и выходят за дужки, гиперемированы и разрыхлены.

Гипертрофия небных миндалин I степени-они занимают 1\3 расстояния от небной дужки до средней линии зева.

Гипертрофия небных миндалин II степени-они занимают 2\3 расстояния от небной дужки до средней линии зева.

Гипертрофия небных миндалин III степени-миндалины соприкасаются между собой.

Описывают состояние задней стенки глотки (бледная, розовая, гиперемия, отечность, зернистость слизистой, наличие слизистого или гнойного отделяемого по задней стенке, герпетические высыпания).

Пальпация периферических лимфоузлов

Пальпация проводится мягкими скользящими кругообразными движениями фаланг II и III пальцев (указательным и средними пальцами) обеих рук симметрично, пытаясь прижать пальпируемые узлы к более плотной ткани (мышечная, костная).

Пальпация проводится в следующем порядке:

-затылочные

-заушные (на сосцевидном отростке)

-подчелюстные (под углом нижней челюсти)

-подбородочные

-передние шейные ( по ходу переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы)

-задние шейные (сзади грудино-ключично-сосцевидной мышцы)

-надключичные (в надключичных ямках)

-подключичные (в подключичных ямках)

-подмышечные (в подмышечных впадинах)

-локтевые (в желобке двуглавой мышцы у локтя и выше)

-торакальные (у нижнего края большой грудной мышцы)

-паховые ( в паховой области)

Пальпация родничков у детей

Наиболее характерная особенность черепа новорождѐнного - наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути.

Ощупыванием обследуются роднички, швы, плотность костей. Ощупывание проводится обеими руками. Положив большие пальцы на лоб, а ладони на височные области, средним и указательным пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы и роднички, т.е всю поверхность черепа.

Большой родничок (передний) расположен в месте соединения лобных и теменных костей. Пальпируя большой родничок, определяют его размеры. Измерение проводят между двумя противоположными сторонами родничка, а не по диагонали. Его размеры - от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей.

При пальпации родничков указываются:

-доступность исследованию (большой, малый, боковые)

-величина

-уровень ( выбухание или западение над костями черепа)

-напряжение (плотность, мягкость, эластичность)

-состояние краев (податливость, зазубренность)

Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1- 1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9-10 мес жизни).

Малый родничок (задний) расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2 мес жизни.

Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) располагаются на каждой из сторон головы.

Клиновидный родничок-немного спереди (между клиновидной, теменной, височной и лобной костями). У доношенных детей при рождении закрыты.

Сосцевидный родничок-немного сзади (между височной, теменной и затылочной костями)

Определение размеров большого родничка

Цель: оценка физического развития

Показания: диагностика рахита и гидроцефалии

Оснащение: сантиметровая лента или прозрачная линейка, дез.раствор

Обязательные условия: проводить процедуру в состоянии эмоционального спокойствия ребенка.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь или с помощью сантиметровой ленты, прозрачной линейки.

Алгоритм проведения манипуляции:

1.Нащупать края большого родничка.

2.Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.

3.Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.

4.Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка

Ситуационная задача

Жалобы: учащенное, болезненное мочеиспускание, боли в животе, повышение температуры до 38,5, слабость, снижение аппетита.

Анамнез: Девочка 15лет, больна 3дня. Накануне заболевания купалась в холодной воде, на следующий день поднялась температура до 38,5, боль в животе, однократная рвота, болезненное и учащенное мочеиспускание. Осмотрена хирургом, исключена хирургическая патология. Давали жаропонижающие средства.

Объективно: Температура 38,2. Живот болезненный при пальпации над лоном. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеиспускание частое, болезненное, мочи мало, она мутная.

Диагноз:____________________________________________________

1. Необходимым для постановки диагноза лабораторным методом исследования являются(выбрать 4)_________________________________

2. Необходимым для постановки диагноза инструментальным методом исследования является(выбрать 1)__________________________________

3. Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с ______________________________________________________________

4. При заболевании рекомендуется безотлагательное назначение____________________________________________

5. Доза цефтриаксона детям с этим заболеванием вводится из расчета_______________________________________________________

6. Длительность антибиотикотерапии при этом заболевании составляет___________________________________________________

7. Возбудителем заболевания у детей в большинстве случаев является_______________________________________________

8. При этом заболевании в первые 3 месяца наблюдений общий анализ мочи проводится_____________________________________________________

9. Особенности диеты:___________________________________________

10. Длительность диспансерного наблюдения при этом заболевании___________________________________________________

Лабораторные исследования:

1. Анализ крови: Эр 3,4, Hb 100 г\л, лейкоциты 12,1, эозинофилы 2, юные 1, палочкоядерные 11, сегментоядерные 51, лимфоциты 23, моноциты 12, СОЭ 46 мм\ч.

2. Анализ мочи: цвет соломенно-желтый, уд.вес 1011, белок 0,066%, эритроциты 1-3 в п\з, лейкоциты-сплошь покрывают поле зрения.

3. Анализ мочи по Нечипоренко: лейкоциты не поддаются подсчету эритроциты 1000.

4.Проба по Зимницкому: изогипостенурия, никтурия

5. Посев мочи на флору: выявлен рост кишечной палочки, титр 30 тыс.микробных тел в 1 мл мочи.

6. Биохимический анализ крови: повышение СРБ (выше 20 мкг\мл), гиперглобулинемия, диспротеинемия, мочевина, креатинин в норме.

Инструментальные исследования:

1.УЗИ почек и мочевого пузыря: Деформация чашечно-лоханочной системы. Эктазия лоханки и чашечек. Увеличение размеров почек.

2.Экскреторная урография: Увеличение размеров почек

3.Компьютерная томография: Диффузное увеличение почек. Диффузное снижение КТ плотности из-за отека, утолщение почечной фасции и накопление экссудата в периренальном пространстве.

4.Микционная цистуретерография: Контуры мочевого пузыря и уретры четкие, ровные, обратный заброс контрастного вещества в мочеточнике отсутствует.

Эталон ответа на ситуационную задачу

Жалобы: учащенное, болезненное мочеиспускание, боли в животе, повышение температуры до 38,5, слабость, снижение аппетита.

Анамнез: Девочка 15 лет, больна 3дня. Накануне заболевания купалась в холодной воде, на следующий день поднялась температура до 38,5, боль в животе, однократная рвота, болезненное и учащенное мочеиспускание. Осмотрена хирургом, исключена хирургическая патология. Давали жаропонижающие средства.

Объективно: Температура 38,2. Живот болезненный при пальпации над лоном. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеиспускание частое, болезненное, мочи мало, она мутная.

Диагноз: острый пиелонефрит, активная стадия. Функции почек сохранены. Железодефицитная анемия легкой степени тяжести.

1.Необходимым для постановки диагноза лабораторным методом исследования является клинический анализ мочи, бак.посев мочи на стерильность, определение уровня с-реактивного белка, общий анализ крови.

2. Необходимым для постановки диагноза инструментальным методом исследования является УЗИ почек.

3.Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с острым циститом.

4.При о.пиелонефрите рекомендуется безотлагательное назначение антибиотиков.

5.Доза цефтриаксона детям с о.пиелонефритом вводится из расчета 50-80 мг\кг веса.

6.Длительность антибиотикотерапии при о.пиелонефрите составляет 10-14 дней.

7. Возбудителем инфекции мочевыводящих путей у детей в большинстве случаев является Escherichia coli (кишечная палочка).

8. При о.пиелонефрите в первые 3 месяца наблюдений общий анализ мочи проводится 1 раз в 10 дней.

9. Особенности диеты: в острый период на 5-7 дней стол 7а, затем стол 7, в течение месяца, стол 5 длительно.

10. Длительность диспансерного наблюдения при этом заболевании 5 лет.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области