Активные игры в системе здоровьесберегающих технологий.
Актуальность: здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение главной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников. Целю здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку, является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте, это основной вид деятельности ребёнка.
Подвижная игра с правилами — это активная, сознательная, деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [1, c.15]. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни [5, c.23].. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Особенность подвижной игры состоит в быстрой ответной реакции ребенка на сигнал«Беги!», «Стой!», «Лови!», «Держи».
Активная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, смекалки, ловкости, сноровки, развития мышления, ценных морально-волевых качеств. При проведении активной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а
активная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно
благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных
эмоций заключается великая воспитательная сила.
Свободу действий дошкольник реализует в активных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке активные игры рассматриваются как важнейший инструмент всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл активных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Активную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Активные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. Ведь подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь «оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка. Активные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
У детей дошкольного возраста наблюдается большая потребность в движении, которую обычно они реализуют в своих играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Очень важна роль активных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. В активных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от ведущего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают, каких-либо животных. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, чувства напряжены, а действия организованы. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и физического развития. Двигательные навыки, сформированные у ребёнка до 7 лет, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать хороших результатов в спорте. Отстающий в физическом развитии ребёнок быстро утомляется, у него неустойчивое внимание и память. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависит его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Подвижные игры, являются прекрасным средством образования и воспитания детей дошкольного возраста. Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания и в частности с целью совершенствования основных движений, можно разделить на три относительно самостоятельных вида: ‒ подвижные игры (сюжетные и бессюжетные) ‒ спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т. п.) ‒ игры с пением и хороводные. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Главная цель физического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную потребность в движении, добиться высоко уровня здоровья и всестороннего физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать необходимые условия для разностороннего развития и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Литература:
1. Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»: Пособие для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1983
2.Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным», “Аквариум”, 1998.
3.Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет». — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4.Эльконин Д. Б. «Психология игры». — М.: Педагогика, 1978.
5.Лесгафт П. Ф. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Избр. пед. соч. Т.2. — М., 1952