Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Обосновать проблему и значимость развития глагольного словаря

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, и дальнейшее обучение в школе.

Расширение взглядов детей об окружающем мире вокруг обществе совершается в контакте с действительными предметами и действами в ходе неречевой и вербальной деятельности, а также с помощью общения со старшими. Речевой контакт с родителями, их взаимодействие с детьми считается важным обстоятельством их психологического формирования, и одним из основных условий создания речевого концепта.

В связи с тем, что проблемы с отсутствием лексического запаса значительно усложняют взаимодействие детей с сверстниками и старшими, в таком случае это негативно оказывает влияние на развитие познавательной работы, задерживает процесс овладения устной речью, что приводит к получению плохих оценок в школе.

Однако самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольного словаря. Глагол имеет большое значение в лексическом запасе ребенка: это связующий элемент для построения речи. По мнению В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи». Изучение глаголов является важным не только в плане лексико-грамматического оформления речи, но и в психологическом и физиологическом плане.

Для детей с дизартрией характерны бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения.

Учеными отмечается резкое преобладание пассивного словаря над активным, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. При этом несформированность лексического строя речи у дошкольников с дизартрией может в будущем отрицательно сказаться на школьной успеваемости детей, задерживать и затруднять овладение школьной программой, углублять негативное отношение этих детей к учебной деятельности.

Несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с дизартрией в настоящее время недостаточно. В то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с дизартрией имеет большое значение для диагностики нарушений речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с этими детьми.

При исследовании глагольного словаря, было установлено, что пассивный словарь развит согласно возрастным нормам, активный словарь находится на среднем уровне развития. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Речь детей не насыщена разнообразными глаголами; подбор и называние близких слов –действий у детей находится на низком уровне. Дети с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам; затруднено различие вида глаголов совершенного и несовершенного; не всегда используют в речи приставочные глаголы, не могут подобрать слова с противоположным значением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над формированием глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна и необходима.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области