Тема:
«Познавательно-исследовательская
деятельность детей дошкольного возраста
в процессе экспериментирования»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы
не прошел».
К. Е. Тимирязева
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения.
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе. Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных Стандартов дошкольного образования.
Это позволило на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Исходя из этого я хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в детском саду, его роли в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, почему воду называют «чудесницей», ведь с водой мы сталкиваемся каждый день (пьем воду, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем посуду, пол, поливаем растения, варим еду и т.д.) и ничего чудесного не происходит, как происходят превращения воды, какие у нее свойства.
Поэтому назрела необходимость поиска адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь желаемых образовательных результатов. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. И одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую в работе с детьми-опыты. Их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Работая по изучению и внедрению опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ появилась необходимость в создании системы работы по детскому экспериментированию, в составлении практического материала, разработке собственных педагогических подходов к организации и содержанию опытно-экспериментальной деятельности с выходом на результат по систематизации и обобщению практического опыта.
Эффективной и наиболее целесообразной формой организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте, по моему мнению, является педагогический проект.
Проект, основной целью которого является детская экспериментальная деятельность, обеспечивает целенаправленность и значительную результативность экспериментирования по сравнению с проведением редких и тематически несвязанных экспериментов. Педагогический проект, помимо экспериментов, может включать и другие виды деятельности, которые, в свою очередь, поддерживают и стимулируют интерес детей к экспериментированию. Кроме того, систематичность проведения экспериментов в рамках проекта обеспечивает формирование у дошкольников обобщённых понятий.
Цель работы - развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
-способствовать участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов.
-формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
-вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использовались разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в организованной образовательной деятельности:
- занятия-путешествия «Познаем, исследуем, творим».
- занятия в форме дидактических игр «Где спряталась вода?»
в повседневной деятельности:
- наблюдения «Почему стала грязной вода?»
- дидактические и сюжетно-ролевые игры «Куда пропали лужи?»; «Шарики в воде».
- опыты (экспериментирования) с водой и ее свойствами «Волшебное свойство воды».
- совместное творчество детей и родителей (мини-выставки) -рисование по мокрому;
- презентации: «Я и река».
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что «чудесная» вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Использовали такие опыты как:
1.Пропускаем воду через песок и глину. Цель: Познакомить детей с водопроницаемостью веществ.
2.Вода при замерзании расширяется. Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
3.Соленая и пресная вода. Цель: Познакомить со свойствами соленой и пресной воды.
4.Вода или лупа? Цель: Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы.
5.Пизанская башня. Цель: Расширять представления детей о свойствах воды: способность растворять вещества.
6.Можно ли пить талую воду? Цель: Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
7.Выявление механизма образования инея. Цель: Показать детям, как образуется иней.
8.Лед легче воды. Цель: Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды.
В ходе экспериментирования в условиях детского сада мною использовались только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
- во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
-во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в-третьих, они практически безопасны;
- в-четвертых, используется игровое и нестандартное оборудование.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использую следующие методы при проведении эксперимента:
Метод наблюдения - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Из практических методов обучения я использую:
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Из словесных методов обучения я использую:
-Рассказ - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей, задача которого - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
В начале работы я формулирую ожидаемые результаты, которые мне бы хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения опыта в практику:
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- обогатить предметно-развивающую среду в группе.
Данные наблюдения и опыты в процессе реализации проектной деятельности позволили ответить на вопрос о «чудесных» свойствах воды. Проводя многочисленные опыты и эксперименты с водой мы с детьми пришли к выводу о том, что необходимо найти ответ на главный вопрос о воде: «Откуда же берется сама вода и куда она исчезает?»
Этот вопрос я решила раскрыть детям в форме непрерывной образовательной деятельности с использованием экспериментирования. На основе уже имеющихся знаний детей о воде показать круговорот воды в природе.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводится работа с родителями:
1. Анкетирование (выявить отношение родителей к познавательно-исследовательской активности детей).
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с центром экспериментирования в ДОУ. Родители принимают активное участие в пополнении необходимыми природными материалами.
4. Памятки для родителей помогают детям развивать любознательность.
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием. Поэтому, чтобы привлечь внимание детей я использую разработанную картотеку игр и потешек с водой на каждый день. Сегодня я хочу предложить ее вашему внимаю. Экспериментирование для меня не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Список используемой литературы:
1.Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.
2.Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 12. - С. 3-11.
3.Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 10-19.
4.Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).
5.Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
6.Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
7.Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.
8.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.