РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Аннотация. В статье затрагивается актуальность развития у дошкольников математических способностей. Опираясь на личный опыт, автор делает акцент на высокой эффективности дидактических игр, приводит в пример некоторые из них.
Ключевые слова: умственное развитие, ФГОС, математика, дидактические игры, познавательная активность.
Каждый ребенок с самого рождения отличается пытливостью своего ума и непреодолимой тягой к знаниям. Сделать так, чтобы этот интерес не угас - важнейшая задача, которую должен решить педагог, выстраивая содержание воспитательно – образовательного процесса.
Учитывая, что в современном обществе особенно востребованными являются люди, отличающиеся высоким интеллектом и развитым логическим мышлением, особого внимания педагогов заслуживает формирование математических знаний у дошкольников. Еще в древности математику считали царицей всех наук. Это мнение неопровержимо и в наши дни, ведь в основе этой науки скрывается поистине уникальный развивающий потенциал. Практика доказывает, что занятия математикой в определенной системе развивает все психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), а также личностные качества (настойчивость, терпение, умение доводить начатое до конца) ребенка.
В условиях принятия ФОП ДО целевыми ориентирами в старшем дошкольном возрасте являются: использование ребенком математических знаний, способов и средств для познания окружающего мира; способность к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим; умение оперировать предметами разными по величине, форме, количеству; владение счетом, ориентировкой в пространстве и времени.
Конечно, математика – наука, крайне сложная, и ее постижение не всем дается с одинаковой легкостью. Поэтому при организации занятий по ФЭМП педагогу стоит использовать средства, наиболее доступные для восприятия детьми. Одним из таких средств, безусловно, является дидактическая игра. Умело маскируя образовательную задачу под игровую, педагог способен поддерживать у детей интерес к занятиям продолжительное время, и при этом добиваться стойкого положительного результата.
Существует несколько видов дидактических игр, которые мы успешно внедряем в практику работы с детьми. Рассмотрим их.
- Словесные. Гораздо интереснее проводить их с мячом. Такие игры развивают быстроту реакции и позволяют закрепить полученные знания в увлекательной форме (к примеру, «1-2-3, быстро фигуру назови», «На что похож предмет» и др.).
- Настольно – печатные. Красочное исполнение таких игр мгновенно увлекает приковывает к себе внимание детей, а возможность наглядно видеть задачи отвечает возрастным особенностям дошкольников, позволяя отдать первенство зрительному анализатору при решении игровой задачи.
- Игры с предметами. К данной категории игр мы относим игры с методическими пособиями – конструкторами, счетными палочками, объемными фигурами и телами.
- Игры – головоломки. Такие игры, как «Танграм» и «Колумбово яйцо» зарекомендовали себя мастодонтами в развитии логического мышления у детей, что ставит их во главу игровых пособий в каждой возрастной группе, а в старших – особенно.
Подводя итоги, отметим, что, учитывая легкость запоминания человеком тех событий и ситуаций, которые были насыщенны эмоционально, игровая форма обучения для детей наиболее эффективна. Главной задачей педагогов является обогащение воспитательно – образовательного процесса положительными эмоциями и радостными событиями. Опыт показывает, что перечисленные виды игр чудесно справляются с ней. Нужно лишь проявить креатив и смекалку.
Список информационных ресурсов