РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
Аннотация: В настоящей статье раскрывается проблема недоразвитости у современных детей коммуникативных навыков. Стараясь решить проблему социализации в своей группе, автор описывает эффективность использования народных игр.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, индивидуальный подход, социализация, народная игра.
В последние годы работников сферы образования беспокоит наличие у современных детей серьезных трудностей в общении со сверстниками. Они не умеют вежливо выражаться, не способны договориться о совместной игре, распределить игровые роли, поддержать беседу, не стремятся порадоваться за успехи других, проявить эмпатию.
Такие проблемы не могут не оказать влияние на планирование содержания воспитательно – образовательного процесса, по этой причине формирование у дошкольников коммуникативных компетенций возводится в ряд первостепенных задач, требующих безотлагательного решения. Доказано, что, обладая достаточным уровнем развития коммуникативной культуры, дошкольник не будет испытывать проблем в отношениях, сможет без проблем участвовать в различных сферах жизни и добиваться высоких результатов, стать полноценным активным членом общества.
Развивая коммуникативные способности детей, педагогу следует внимательно проанализировать взаимоотношения среди воспитанников в группе, учесть их особенности и склад характера, потребности и интересы.
Ссылаясь на личный опыт, отметим, что один из эффективных и универсальных педагогических инструментов по развитию навыков коммуникации с окружающими людьми является народная игра - уникальнейший феномен общечеловеческой культуры. В ней скрывается многовековой опыт установления взаимоотношений между людьми, умения уважать партнеров, учитывать их желания, поддерживать в случае поражения.
Рассмотрим пользу от народных игр на конкретных примерах. Так, игра «Цепи кованые» способствует развитию партнерского диалога. Играя, дети договариваются между собой, вместе находят решение (выбирают одного игрока из всей команды), чтобы достичь единой цели (одержать победу).
Народная игра «Гуси» развивает умение сотрудничать. Видя действия водящего, дети повторяют за ним движения, следуя к пруду.
В игре «Капуста» также развиваются навыки сотрудничества. Играя, дети учатся согласовывать свои движения не только с текстом, но и с движениями партнеров.
Успех в развитии коммуникативных компетенций достигается засчет наличия в игре единой задачи, предполагающей объединение усилий детей для ее достижения. Общий интерес, переживания содействуют сближению детей, а следование установленным правилам помогает воспитать целеустремленность. Таким образом, народная игра позволяет каждому ребенку стать частью единого механизма – коллектива, научиться справедливой оценке поступков своих друзей (к примеру, не закрыл глаза – должен выйти из игры и т. д.).
Подводя итоги, отметим, что в процессе организации народных игр с детьми, педагог создает благоприятные условия для их гармоничной социализации – важного целевого ориентира в условия внедрения ФГОС и ФОП ДО.
Список использованных источников:
1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
2. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. Методическое пособие. - М.: Владос, 2014.