Функциональная (математическая)
грамотность на уроке математики в 4 классе.
Предмет: Математика
Тема: «Решение текстовых задач»
Класс: 4 кл.
Формируемые УУД
своё рабочее место в соответствии с целью выполнения задания.
4Личностные:
Учитель:Добрый день, сегодня мы с вами проведём фрагмент урока, на котором будем решать задачи содержащие жизненные ситуации.
Девиз урока «Не для щколы, а для жизни учимся».
Брат и сестра, Лиза и Дима, решили на свой 10 летний юбилей пригласить своих друзей одноклассников. Общее количество детей на празднике составит 18 человек. Ребята дружно взялись за подготовку предстоящего мероприятия и составили следующее меню:
1) Салат
2) Пирожные
3) Напиток
Родители для празднования дня рождения выделили им 4000 рублей. Задача ребят закупить необходимые продукты, не превышая бюджет .
Дети решили, что именно салат «Оливье» остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»: мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.
С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно, совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте, в этом нам поможет корзина понятий. Один из пары выбирает одну карточку и отвечает.
1)_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
2)___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
3)____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.
4) Чтобы найти стоимость(С) нужно___________________ умножить на ____________________
5) Чтобы найти количество (К), нужно ________________ разделить на ________________
6) Чтобы найти цену (Ц), нужно _______________ разделить на ___________________
1 задание. Используя иллюстрацию с ценами сосчитайте, сколько денег потратят Лиза и Дима на продукты для салата?
Продукты | Количество на 18 человек | Цена | Стоимость | Ставь + или - |
Картофель | 18 шт.(3 кг) | |||
Морковь | 6 шт. | |||
Лук репчатый | 6 шт. | |||
Маринованные огурцы | 6 шт. | |||
Яблоки | 3 шт. | |||
Яйца | 12 шт. | |||
Зелёный горошек | 3 банки. | |||
Отварная курица | 600 гр. | |||
Майонез | 3банки | |||
ИТОГО: |
Место для вычислений.
2 балла Верно заполнены все пустые ячейки таблицы |
1 балл Ответ частичный. При заполнении таблицы, допущено 1-3 ошибки. |
О баллов Допущено 4 ошибки и более |
Задание 1. Используя иллюстрацию с ценами сосчитайте, сколько денег потратят Лиза и Дима на продукты для салата? |
Характеристика задания: Область математического содержания: количество Компетентностная область оценивания: - применять математические понятия, то есть (анализировать данные)- извлекать информацию из рисунка. - проводить необходимые арифметические вычисления (выполнять реальные расчёты) Контекст: личная жизнь Уровень сложности: средний Форма ответа: задание с кратким ответом в виде числа Объект оценки: извлекать информацию из рисунка для выполнения реальных расчётов (нахождение стоимости). Максимальный балл: 2 балла |
2 балла Верно заполнены все пустые ячейки таблицы |
1 балл Ответ частичный. При заполнении таблицы, допущено 1-3 ошибки. |
О балловДопущено 4 ошибки и более |
Задание 2 .Отправившись за соком, ребята прочитали следующее объявление: При покупке трёх и более пакетов апельсинового сока «Привет» (1 л) цена одного пакета 75 руб. При покупке двух и более пакетов апельсинового сока «Rich» цена одного пакета 100 руб. Лиза и Дима воспользовались акцией и купили 2 л апельсинового сока «Rich» и 3 л сока «Привет». Какую сумму денег он заплатили?
Место для вычислений
2 балла | Задача решена верно. Дано объяснение к каждому действию задачи.Дан полный ответ, какую сумму денег потратить на покупку сока. | |
1 балл | Допущена ошибка в одном из вычислений или неверно дано объяснение решения одного из действий данной задачи. | |
0 баллов | Задача решена неверно |
Задание 2.Сок. |
Характеристика задания: Область математического содержания: количество Компетентностная область оценивания: формулировать, т.е. осуществлять правильный выбор. Контекст: личная жизнь Уровень сложности: средний Форма ответа: задание с развернутым ответом, содержащим запись решения и объяснение полученного результата. Объект оценки: умение отбирать информацию, производить арифметические действия и применять их для решения конкретной задачи. Максимальный балл: 2 балла |
Система оценивания. |
Задание 3.
Далее ребята зашли в кондитерскую за пирожными. Там они ознакомились с прейскурантом.
Ознакомившись с ценами, детям надо было выбрать, какая покупка будет дешевле:18 пирожных или 2 торта. Помогите им сделать это.
Наименование продукта | Цена за 1 шт | Коли чество | Стоимость | Ставь + или - |
Пирожное «Ягодка» | 18шт. | |||
Пирожное «Клубника со сливками» | 18 шт. | |||
Пирожное «Трюфель» | 18 шт. | |||
Торт «С днём рождения» | 2 шт. |
Место для вычисления:
Вывод:
2 балла | Сделаны правильно все соответствующие вычисления и сделан верный вывод. | |
1 балл | Выполнены правильно арифметические вычисления, но не сделан вывод. Или допущена ошибка в вычислении, но вывод сделан верно. | |
0 баллов | Неверно сделаны вычисления и отсутствует вывод. |
Задание 4.Ознакомиться с ценами, выбрать какая покупка дешевле. | ||
Характеристика задания: Область математического содержания: неопределенность и данные Компетентностная область оценивания: интерпретировать (формулировать вывод на основе интерпретации данных, представленных в форме таблицы) Контекст: общественная жизнь жизнь Уровень сложности: высокий Форма ответа: с кратким ответом в виде числа Объект оценки: заполнить пропуски в таблице с учетом выбора цены предмета из плаката, для ответа на поставленный вопрос задачи и получения вывода. Максимальный балл: 2 балла | ||
Система оценивания. |
Вывод: Выполнив соответствующие расчеты, дешевле купить 2 торта «С днем рождения».
Задание 5. Соедините все полученные результаты и посчитайте всю сумму, которую необходимо затратить на проведение Дня рождения с расчётом на 18 гостей. Исходя из полученного результата, посчитайте сколько денег у вас останется.
Заполните таблицу:
Продукт | Стоимость(руб) | Количество баллов за задания |
Сок | ||
Салат «Оливье» | ||
Торт «С днём рождения» | ||
ИТОГО: |
Место вычисления:
Продукт | Цена (руб) |
Сок | 425 руб. |
Салат «Оливье» | 1692 руб. |
Торт «С днём рождения» | 1040 руб |
ИТОГО: | 3157 руб. |
Обратите внимание, что на проведение д.р. потрачено 3157 руб. Планируемый бюджет составлял 4000 р. Возвращаясь домой, ребята увидели плакат «Помоги детям детского дома твоего города». Их это заинтересовало и они решили на оставшиеся деньги приобрести игрушки. Какие игрушки они смогут купить?