МАОУ Домодедовская СОШ№12
Имени полного кавалера ордена Славы В.Д Преснова
Открытое логопедическое занятие
на тему
«Звук Ц» «Автоматизация звука Ц в обратных слогах и словах.
1 класс
Лобанова Ольга Николаевна
Учитель-логопед
с. Домодедово
2023 г.
Тема: «Звук Ц» «Автоматизация звука Ц в обратных слогах и словах.
Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги.
Задачи:
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ц; карточки для характеристики звука Ц, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Здравствуйте ребята ! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости . Давайте поздороваемся с ними. Логопед: Ребята, послушайте и скажите, какое слово тут лишнее: КУРИЦА, УТКА, ЗАЯЦ, ГУСЬ Логопед: Молодецы! ЗАЯЦ – это дикое животное, а все остальные – это домашние птицы. К нам в гости сегодня прискакал ЗАЯЦ. Он очень быстро бегает, поэтому в лесу его называют ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ. Какой звук спрятался в конце этих слов: ЗАЯЦЦЦ, БЕГЛЕЦЦ (звук Ц). Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ц. |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность | Логопед: Давайте сыграем в пальчиковую игру «Зайчик» Пальчиковая игра «Зайчик»
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. ) Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! ( Все пальчики «бегут» по столу. ) Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. ( Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца. ) |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Логопед: Покажите ЗАЙЦУ БЕГЛЕЦУ, как вы умеете делать артикуляционную гимнастику. Комплекс упражнений на свистящие звуки. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ хочет загадать тебе загадку: Как трава, зелёный, а зимой – солёный. (огурец) Логопед: Правильно. А какой последний звук в этом слове? (ЗВУК Ц) Давай проговорим несколько раз Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Логопед: Как мы произносим звук Ц? - Губы улыбаются - Зубки заборчиком - Язычок горочкой -Кончик языка упирается в нижние зубки - Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС Характеристику дает учитель-логопед, дети за ним повторяют. Постепенно дети запоминают артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ц. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Логопед: Какой звук Ц? Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) . |
Звук Ц обозначается буквой Цэ. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). | ||
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ хочет сыграть с вами в мяч. Он будет говорить начало слова, и бросать вам мяч. А вы говорите окончание слова на ЕЦ, и все слово целиком, и возвращаете мяч обратно. БО … ЕЦ (БОЕЦ) ОТ…ЕЦ (ОТЕЦ) ГО Н…ЕЦ (ГОНЕЦ) КОН…ЕЦ (КОНЕЦ) ЖИЛ…ЕЦ (ЖИЛЕЦ) ПЕВ…ЕЦ (ПЕВЕЦ) ПАЛ…ЕЦ (ПАЛЕЦ) ГЛУП…ЕЦ (ГЛУПЕЦ) ЛЕДЕ…ЕЦ (ЛЕДЕНЕЦ) УДАЛ…ЕЦ (УДАЛЕЦ) ПТЕ…ЕЦ (ПТЕНЕЦ) КОЛО,,,,,ЕЦ (КОЛОДЕЦ) |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность | Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть разные звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ц: А, Ц, М, Ц, З, Ц, Т, Ц, Ш, С, Ц, У, Б, Ц, и др. Слоги: АЦ, УТ, ИМ, ЕК, ОЦ, АП, ИС, ЕЦ и др. Молодцы! |
Логопед: Давайте сыграем в Игру «Научи ворону говорить» - повтори слоги за ЗАЙЦЕМ БЕГЛЕЦОМ: АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ ЯЦ-ЁЦ-ИЦ-ЕЦ АЦ – ЯЦ-ОЦ-ЁЦ ЁЦ – ОЦ-ЯЦ-АЦ ЫЦ-УЦ-ОЦ-АЦ ЕЦ-ИЦ-ЁЦ-ЯЦ ЫЦ-ИЦ-УЦ-ЕЦ ЕЦ-УЦ-ИЦ-ЫЦ | ||
Познавательное развитие | Умственная деятельность | Звуковой анализ слога АЦ (УЦ, ИЦ, ОЦ) Логопед: Ребята ! Какой первый звук в слоге АЦ (А), какой он (гласный). Какой второй звук в слоге АЦ (Ц), какой он (согласный, всегда твердый). Положи слог АЦ квадратами (красный, синий), положи поверх квадратов буквы. |
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | Игровая деятельность, речевая деятельность | Логопед: Следующее задание. Игра «Повтори за мной» - Повторяем слова вслед за ЗАЙЦЕМ БЕГЛЕЦОМ: ПЛОВЕЦ, БЕГЛЕЦ, КУЗНЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, МОЛОДЕЦ, НАКОНЕЦ, , ПТЕНЕЦ, КОЛОДЕЦ, ЗАЯЦ, ПАЛЕЦ, ТАНЕЦ, ЖНЕЦ, МИЗИНЕЦ, ИНДЕЕЦ, ПАЯЦ, КЛЕЦКИ, ПЕВЕЦ. |
Речевое развитие | Игровая деятельность | ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ просит, чтобы ты вспомнил, про кого он загадал тебе загадку? (ПРО ОГУРЕЦ). Назовите ласково Огурец ( ОГУРЧИК).А теперь назовите большой огурец ( ОГУРЕЧЕЩЕ) Давай сыграем в игру «1-2-5-9» ОДИН ОГУРЕЦ-ДВА ОГУРЦА – ПЯТЬ ОГУРЦОВ – ДЕВЯТЬ ОГУРЦОВ. Составь предложение со словом ОГУРЕЦ Давай составим схему этого предложения. |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность | Игра «Запомни-повтори» ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке. ЗАЯЦ – БЕГЛЕЦ – МОЛОДЕЦ УДАЛЕЦ – КОНЕЦ- ПТЕНЕЦ БОЕЦ - ПЕВЕЦ- КОЛОДЕЦ ЛЕДЕНЕЦ- ПЛОВЕЦ-ТАНЕЦ Молодцы ! |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ц) Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ) Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости? |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность | Логопед: Ребята ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ знает очень интересные чистоговорки, давай их выучим: ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – мы сорвали огурец. ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – хорошо поет скворец. ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – где взять зайцу леденец? ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – вот и сказочке конец. Наше занятие подошло к концу .Возьмите смайлики и оцените какое у вас было настроение. |