Информационная карта открытого урока на тему
«Принципы претворения личностно-ориентированных современных образовательных технологий в условиях традиционного урока»
Дата проведения урока | 15 ноября 2022 года. |
Место проведения | «ДМШ г. Зеленодольска рТ» |
Тема урока | «Принципы претворения личностно-ориентированных современных образовательных технологий в условиях традиционного урока» |
Актуальность темы и ее место в системе педагогической деятельности преподавателя | Сложные процессы, происходящие в современной России, кризисные явления в сфере воспитания подрастающего поколения, «технологизация» обучения – все это актуализирует проблемы нравственного и художественно-эстетического воспитания в сфере образования. В центре внимания – личность ребенка, формирование личностных компетенций обучающегося, направленных на его успешную социализацию в обществе, возможность дальнейших саморазвития и самореализации. Таким образом, в основе современной педагогики лежит идея развития и целостный подход в обучении ребенка. Методологическую же базу составляют такие личностно-ориентированные образовательные технологии, как проблемное, развивающее, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, технология активного обучения, др. Целенаправленное и системное использование принципов личностно-ориентированной развивающей педагогики в дополнительном образовании позволит: а) обеспечить индивидуальное развитие ребенка; б) создать равные условия для обучения и развития каждого ученика независимо от его предрасположенности к музыкальной деятельности; в) создать условия для формирования субъекта учения. |
Образовательная программа, учебный предмет | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» по учебному предмету «Специальность» (саксофон)Срок реализации 8(9) лет |
Фамилия и имя обучающегося, класс | Андрей К. 4 класс, 8-летний срок обучения |
Тип и форма урока | Комбинированный (смешанный): 1. Повторение пройденного (актуализация знаний и умений); 2. Освоение новых знаний, формирование новых навыков; 3. Систематизация, закрепление знаний и умений. |
Цель урока | Раскрыть оптимальные и потенциальные возможности учащегося на основе использования творчески-продуктивного метода, направленного на развитие ведущих личностных сфер ребенка: деятельно-практической, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, коммуникативной. |
Задачи урока | Обучающие: - формирование навыка исполнения виртуозных произведений на основе осознания технических и музыкально-художественных задач; - формирование навыка исполнения крупной формы (сонатное allegro) на основе формирования представлений о двух основных качествах формы: формы - структуры и формы – процесса; - формирование навыка грамотного исполнения фразировки; - формирование исполнительских навыков (организация игрового аппарата, координация движений) в единстве технической и выразительной сторон исполнения; - формирование навыков самостоятельной творческой деятельности (самостоятельный грамотный разбор, поэтапная работа над произведением, чтение с листа). Развивающие: - развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма); - развитие аналитического мышления (анализ, сравнение, сопоставление, обобщение); - развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, речь, воля). Воспитывающие: - формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой интерес к музыкальной деятельности и творческому труду; - формирование личностных качеств ученика: познавательной активности, самостоятельности и критичности мышления; - формирование коммуникативных умений в общении с преподавателем; - формирование субъекта учения – индивида, способного к самообучению. |
Методы | Творчески-продуктивные: - методы педагогической поддержки (общения и сотрудничества); - метод диалога; - частично-поисковые и поисковые; - творческие. |
Принципы развивающего обучения | - принцип вариативности (работа над репертуаром, анализ, прослушивание музыки, игра в ансамбле, чтение с листа, др.); - принцип обобщенного подхода (акцент на эскизном прохождении музыкального репертуара, охват произведения целиком, но без тщательной проработки тех или иных мест на уроке); - принцип диалогичности обучения; - деятельностно-творческий характер обучения. |
Творческие и проблемные ситуации | - работа над смысловой стороной музыкального содержания через анализ жанра произведения, музыкального языка композитора (гармония, ритм, штрихи), эпохи, в которой он творил; - работа над музыкальной драматургией; - применение знаний и умений ученика в новых условиях (чтение с листа, разбор части произведения, самостоятельно выученное произведение). |
Формы и виды работы | 1.Повторение ранее пройденного материала; 2. Работа над текущим материалом; 3. Разбор; 4.Самостоятельно выученное произведение; 5. Чтение с листа. |
Используемый репертуар | Хрестоматия для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель Шапошникова. - Польшина. А Этюд № 88 Соль мажор; - Дементьев П. Этюд № 89 Ре мажор; - Бетховен Сонатина. 1 часть, Ре минор; Хрестоматия для саксофона. Составитель Хартман В. - Хартман В. Кантабиле; - Пайпер М. Свинг в 5/4; - Хартман В. Вальс; - Хачатурян А. Андантино |
Содержание и ход урока | I.Вводный раздел: организационная часть; о роли урока в развитии личностных компетенций обучающегося, его структура. II. Обоснование темы, цели и задач урока. III. Содержание занятия по теме: 1.Повторение пройденного материала: а) Польшина. А Этюд № 88 Соль мажор: - сведения о композиторе, творчестве, музыкальном языке; - задачи в исполнении штриха стаккато; - исполнение этюда целиком (динамическое разнообразие, кульминации). б) Бетховен Сонатина. 1 часть, ре минор; - сведения о композиторе, творчестве; - строение сонатного allegro (знакомство с новой формой«Сказка о принцессе в сонатном аллегро»); - попеременная игра по цифрам учеником и преподавателем (воспитание целостности исполнения, ощущения единой сквозной линии развития при наличии контрастов между главной и побочной партиями). 2. Работа над текущим репертуаром: а) Дементьев П. Этюд № 89: - отдельная игра трезвучий от главных ступеней лада (I, IV, V); - работа над музыкально-художественным образом: тональный план, штриховая выразительность мелодии; динамические оттенки. б) Хартман В. Кантабиле: - сведения о композиторе, творчестве, особенностях музыкального языка; - выявление художественного образа через штриховую выразительность; - работа над интонацией и фразировкой. в) Пайпер М. Свинг в 5/4; - сведения о штриховых и ритмических особенностях стиля Свинг, - подготовительные ритмические упражнения для исполнения стиля Свинг; - прохлопывание ритмически трудных мест (синкопы); – точное исполнение штрихов и ритма. 3.Чтение с листа: Хачатурян А. Андантино: - предварительный анализ пьесы (определение тональности, применение вспомогательной апликатуры в некоторых местах для исполнения хорошего легато); - игра 1 части. 4.Самостоятельно выученное произведение: Хартман В. Вальс IV. Рефлексия (Подведение итогов и выводы:): самооценка результатов урока, методические рекомендации V. Домашнее задание. |
Предполагаемая результативность | - упрочение практических умений и навыков в процессе работы над новым репертуаром; - увеличение объема и качества знаний на основе пройденного музыкального материала; - владение навыками анализа нотного текста во время самостоятельного разбора и чтения с листа; - формирование мотивов учения; - формирование субъектных качеств личности (самостоятельность мышления, способность ставить задачи и находить средства для их решения, способность к самооценке, др.) |
Методические рекомендации согласно развивающего обучения | - увеличение объема репертуара за счет обращения к возможно большему количеству произведений; - ускорение темпа прохождения учебного материала за счет эскизного прохождения; - обязательная опора на применение мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; - вариативность обучения: знакомство с новым музыкальным материалом, повторение пройденного, самостоятельная работа над произведением, чтение с листа, игра в ансамбле; - поощрение творческой инициативы учащегося; - расширение кругозора посредством установления ассоциативных связей с другими видами искусства; - учить учащегося самокритично оценивать свою игру, анализировать ее, в связи с чем каждый урок должен заканчиваться ответом на вопросы: «Над чем работали, что получилось, что нет, что нужно сделать дома». |