Развитие поисково – исследовательской дошкольников через игры – эксперименты
Не так давно считалось, что все воспитанники равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между воспитанниками. Выделяются воспитанники с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают воспитанников к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность воспитанников, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. А именно наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности.
Склонность к исследованиям свойственна всем воспитанникам без исключения, но особенно характерна она для одаренных воспитанников. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Таким образом, определилась цель педагогической деятельности в данном направлении - разработка системы экспериментальных игр и исследований как основы интеллектуально-личностного развития потенциально одаренных дошкольников.
Работа проводилась в три этапа:
Результаты проведенной диагностики для выявления одаренных воспитанников показали, что в исследуемой группе явных одаренных воспитанников нет. Но есть несколько воспитанников, о которых можно сказать, что они имеют склонность к «одаренности» и обладают повышенным умственным потенциалом.
Поэтому было принято решение на базе основной образовательной программы ДОО, парциальных программ и педагогических технологий, используемых в работе со всеми воспитанниками, использовать элементы программ и технологий для одаренных воспитанников с целью дальнейшего развития их поисково – исследовательской деятельности.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходила в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствовало развитию у воспитанников активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывало стремление к достижению, способствовало эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Формы работы по поисково – исследовательской деятельности с «потенциально одаренными» воспитанниками:
- непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с включенными усложненными опытами по заданной теме (НОД);
- совместная деятельность взрослого с воспитанниками, а также ребенка со сверстником;
- свободная самостоятельная деятельность «одаренных» воспитанников.
В процессе организации любой формы познавательной деятельности «потенциально одаренным» воспитанникам предлагались усложненные варианты исследований и поисковых ситуаций из следующих авторских программ и технологий:
- программа по опытно - экспериментальной деятельности «Лаборатория природы» Корлыхановой Е.В.;
- адаптированная экспериментальная программа дополнительного образования «Я – исследователь» Сазоновой Г.А.;
- авторская программа по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования «Маленькие учёные» Камардиной Т.Г..
Так же была составлена картотека исследований для интеллектуально –личностного развития «потенциально одаренных» воспитанников.
В целях систематизации развивающей работы с воспитанниками по направлению было разработано перспективное планирование работы по развитию поисково – исследовательской деятельности для старших дошкольников.
По мере внедрения проекта в образовательную деятельность велась активная просветительская работа с родителями:
На основе практической работы с интеллектуально одаренными воспитанниками, был составлен примерный тематический план по организации поисково – исследовательской деятельности потенциально одаренных воспитанников.
От интеллектуального потенциала таких воспитанников зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых.