Патриотическое воспитание в дополнительном образовании
России не станет тогда,
когда не станет
последнего патриота.
Н.М.Карамзин
Воспитание гражданина, патриота во все времена являлась приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует конкретной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Кризисные ситуации в различных сферах жизни обостряют проблемы морально-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, поэтому велика необходимость в формирования свободной и ответственной личности гражданина-патриота страны, способного оптимально строить свою жизнь, подготовленного к новым общественным отношениям, умеющего адаптироваться в современных условиях, а значит, способного самоопределиться не только профессионально.
В нашем учреждении дополнительного образования МБУ ДО ЦДО г. Удачный используются различные модели патриотического воспитания, как в чистом, так и в смешанном вариантах. Предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, истории. Межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы. Проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности. Диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
В мои предпочтения входят занятия, способствующие реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.
Так, во время работы студий «Филиппок» (скорочтение, скоросчет) и «Художественная роспись по дереву» (выжигание) провожу часы общения, где в непринужденной обстановке ребята рассказывают, где и кем работают их мамы, какие у них профессии - «Мама лучший друг». Или «Мой папа», когда можно побеседовать о папах. «Моя родословная» - истории семьи, семейные традиции и обычаи. На занятиях ребята изготавливают сувениры родным и близким на День защитника Отечества, 8 Марта, на День бабушек и просто на память. Учу ребят быть внимательными и заботливыми. Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и её народу».
Таким образом, процесс формирования патриотизма от любви к своей семье приходит к любви к Родине, большое внимание уделяю нашей малой родине. У ребят из театральной студии «Браво» и «Школы вожатых» (дворовые вожатые) проходят часы общения: «Якутия моя малая родина», «Удачный – город у полярного круга», где ребята узнают об истории возникновения нашего города, о людях, живущих в нём. В памятные для города дни мы посещаем памятник Ларисе Попугаевой, первооткрывателю якутских алмазов, проходимся по аллее славы почетных жителей нашего города. В плане моей работы - посещение городского историкопроизводственного музея АЛРОСА, градообразующего предприятия, где ребята знакомятся с якутским народным эпосом, с народными традициями жителей Якутии, а также узнают интересные факты об алмазах, которые добываются на этом предприятии. У ребят формируется чувство гордости за свой город, за своих родителей и родственников, которые занимаются добычей и обработкой драгоценных камней.
Чтобы формировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота, создать условия для проявления патриотических знаний и способностей, мы с ребятами решили создать книгу памяти «Имя тебе - победитель». Цель проекта - нравственно - патриотическое воспитание учащихся через знакомство с героическим, историческим прошлым предков.
Пройдут года, а в умах и сердцах останется гордость за страну, предков. И мы действительно достигли результатов. Повысился интерес обучающихся к историческому прошлому через изучение боевого пути прадедов. Мы собрали воедино семейные рассказы и реликвии во имя сохранения памяти о великой Отечественной войне и других событиях в стране. Ребята приобрели навыки самостоятельного сбора и обработки таких материалов.
В рамках проведения юбилейных мероприятий, посвященных празднованию Дню Победы, проведена презентация книги памяти в городе Удачный. И теперь её можно использовать на уроках истории, во внеурочных мероприятиях, один экземпляр книги мы подарили историко-краеведческому музею нашего города.
Все мероприятия проводились насыщенно, разнообразно. И они очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах государства, города, семьи наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.
Семененко Светлана Николаевна
т.8(924) 467 -30- 11