Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методический доклад «Мастерство и специфика работы концертмейстера»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методический доклад

Тема:

«Мастерство и специфика работы концертмейстера»

Выполнила: Ляпунова Л.Ю. концертмейстер ДШИ

г. Новомосковск

2023г.

Содержание:

Введение

1. История профессии концертмейстера

2. Особенности и навыки работы концертмейстера в музыкальной школе.

3. Качества и навыки, необходимые для успешной карьеры концертмейстера

Заключение

Введение:

Данная работа посвящена важной фигуре в мире музыкального исполнительства, которая часто остается незамеченной, но играет крайне значимую роль в организации и качестве исполнения музыкального произведения. Речь пойдет о концертмейстере , о его мастерстве и о специфике работы. Роль концертмейстера в музыкальном исполнительстве нельзя недооценивать. Он отвечает за точность воспроизведения нотного материала, за подбор правильной темповой и динамической интерпретации, а также за передачу эмоциональной окраски произведения. Концертмейстер работает с артистами, учитывая их индивидуальные особенности, стремясь достичь взаимопонимания и согласованности во время исполнения.

1. История профессии концертмейстера

История профессии концертмейстера уходит корнями в глубокую древность музыкальной культуры. Уже в средние века, когда музыка стала неотъемлемой частью религиозных и королевских церемоний, появилась необходимость слаженности исполнения в ансамбле. Именно эту задачу выполнял концертмейстер – тот, кто ставил исполнительский процесс на путь организованности и гармонии.

Следующим этапом развития становится аккомпанемент в форме импровизации. Изначально элементами импровизации пользовались народные музыканты.

Прогрессивным этапом развития искусства аккомпанемента можно считать появление фортепиано. Со времен Й. Гайдна аккомпанемент выписывается полностью. Нередки случаи, когда из простого сопровождения партия аккомпанемента превращалась в развернутую, равноправную партию ансамбля. Вершиной камерного творчества по праву считаются произведения Й.Гайдна, В. Моцарта и Л.Бетховена.

В конце 18 начале 19 века начинает развиваться романсовое творчество. Творчество Ф.Шуберта устанавливает новые более высокие пианистические стандарты. Партия фортепиано становится частью художественного образа. Концертмейстерство, как полноправная самостоятельная профессия сформировалась лишь в ХХ в. Тогда же, появились и первые методическиетруды, посвященные деятельности концертмейстера.

2. Особенности и навыки работы концертмейстера в музыкальной школе.

Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру искусства, не ограничиваясь рамками музыкальной сферы, но раскрывая и постигая мировое литературное, художественное наследие.

Занимаясь с малышами инструменталистами в период отсутствия педагога, концертмейстер должен очень осторожно подходить к некоторым аспектам проведения урока. Например, техника звукоизвлечения на духовых инструментах и фортепиано отличается принципиально и если пианист не владеет навыками игры на духовом инструменте, ему не стоит в отсутствии педагога углубленно заниматься с учащимся вопросами постановки или проводить работу над технически сложными местами произведения. Огромную пользу принесут занятия по освоению средств музыкальной выразительности, закрепление изученных теоретических знаний и работа с динамическими оттенками.

3. Качества и навыки, необходимые для успешной карьеры концертмейстера

Концертмейстерское мастерство требует не только технического мастерства на инструменте, но и глубокого понимания музыкального произведения, его стиля и характера. Он должен быть готов к импровизации, так как часто приходится адаптировать исполнение под артиста или оркестр в процессе самого выступления.

Для успешной работы необходимо иметь знание и понимание различных музыкальных стилей. Концертмейстер должен быть знаком с классическим, романтическим, барокко, современным и многими другими стилями музыки. Это позволяет ему точно и аутентично передавать намерения композитора и создавать правильное настроение в музыкальном произведении. Для этого важно накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.

Концертмейстер должен иметь не просто поверхностное знание музыки, но и глубокое понимание всех её аспектов: гармонии, мелодии, ритма, структуры и выразительности. Только такой музыкальный ум может помочь концертмейстеру прочувствовать и передать всю красоту и смысл музыкального произведения.

Концертмейстер должен обладать отличными навыками коммуникации и лидерских качеств, чтобы успешно взаимодействовать с солистом и каждым музыкантом во время игры с ансамблем. Это включает умение объединить исполнителей в единую гармоничную структуру, координировать исполнение музыкальных фраз, следить за динамикой и ритмом музыки, а также обеспечивать аккуратность и точность исполнения.

заключение

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

Список литературы:

1. «Специфика работы концертмейстера» Автор: Куприкова Н.П.Г. Тула-2016г. доклад

2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.

4. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998. – С. 270.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области