Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Требования к организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образование бюджетное

учреждение «Детский сад «Медвежонок»

Консультация для воспитателей

«Требования к организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации»

Подготовила: Дмитрук И.Ю.

Требования к организации детского экспериментирования в условиях дошкольной образовательной организации

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными «Уголка природы», возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Например, при изучении свойств магнита воспитатель запланировал выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Один мальчик положил скрепки в ящик стола и стад передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно ящика. Воспитатель, поддерживая инициативу, предложил деталь от строительного набора: «Сделай из скрепок поезд и проведи его подмостом».

4. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков.

5. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, — это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный (словесный) способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают. В этих случаях, учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку).

6. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Воспитателю все время приходится решать задачу, с которой не сталкиваются педагоги средней и высшей школы: как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно.

7. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

8. Очень ответственным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов. Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов. Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Одним из самых важных условий организации детского экспериментирования является грамотная организация развивающей среды в дошкольном учреждении. В группе детского сада создается мини-лаборатория, в которую входят объекты для исследования, символический материал, измерительные приборы, альбомы, где фиксируются результаты наблюдений и исследований. Содержание предметно-пространственной среды по экспериментированию в дошкольном учреждении должно быть тщательно продумано, подобрано оборудование для исследовательской деятельности.

К объектам для практического исследования относятся материалы для сенсорного развития, действуя с которыми дети познают свойства предметов. К ним относятся: природные материалы (камни, земля, песок и др., бросовый материал (кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки различных тканей, пробки и др., красители (акварельные краски, другие безопасные красители).

Образно-символические материалы: наглядные пособия, демонстрирующие детям окружающий мир (серии картинок, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии).

К измерительным инструментам относятся приборы-помощники: микроскоп, чашечные весы, мерные ложки, песочные часы, компас, лупы.

Кроме этого, в опытно-экспериментальной деятельности используются и дополнительные материалы: прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма, пластиковые бутылки, стаканы, ковши, воронки, пипетки, пробирки, шпатели, резиновые груши, зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, сахар, формочки, стеки, соломинки для коктейля, бусинки, пуговицы, клеёнчатые передники, полотенца, сито и многое другое.

Для полноценного развития исследовательских навыков все материалы должны находиться в свободном для экспериментирования и наблюдения доступе и в достаточном количестве. Очень важно, чтобы каждый ребенок мог получить всю информацию об объекте с помощью своих органов чувств. Для этого необходимо учитывать, сколько детей будет участвовать в эксперименте, как их расположить. Эксперименты можно проводить как индивидуально (с 1-4 детьми, так и группой (с 5-10 детьми).

Чтобы процесс детского экспериментирования проходил более продуктивно, необходимо разделить детский коллектив на подгруппы (по 3-4 человека). Именно таким образом, сможет максимально проявиться заинтересованность каждого ребенка в поиске решения проблемы и будет развиваться самостоятельность.

К содержанию опытно-экспериментальной деятельности также предъявляются определенные требования. Организация детского экспериментирования требует учета особенностей психического развития, индивидуальных особенностей и определенного уровня готовности детей. Эксперименты должны опираться на конкретные представления, знания детей о тех предметах или явлениях, которые они будут исследовать.

Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников требует четкого соблюдения структуры организации опыта:

1. Предварительная работа: первоначальное знакомство с изучаемыми объектами, их свойствами.

2. Подготовка к эксперименту: выбор объекта, оборудования, материалов.

3. Мотивационный компонент.

4. Формулирование проблемы (постановка цели, задач опыта).

5. Выдвижение гипотез (отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми).

6. Проведение инструктажа по технике безопасности.

7. Организация эксперимента:

- объяснение и показ хода опыта (эксперимента);

- проведение опыта.

8. Формулирование выводов. Если предположение не подтвердилось, то возникновение новой гипотезы, проверка, формулирование новых выводов.

9. Обсуждение результатов. При длительном опыте - фиксация результатов (рисунки, таблицы, схемы).

10. Организация выставки с наглядным материалом, сопровождающим опытническую деятельность.

Таким образом, эффективность опытно-экспериментальной деятельности зависит от соблюдения определенных требований к организации детского экспериментирования: требования к развивающей среде, к содержанию и организации опытов и экспериментов (время и место проведения, количество детей, которые могут в нём участвовать одновременно, требования к соблюдению структуры опыта.

Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте.

Структура эксперимента. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте. В схематическом виде эти данные представлены в таблице (см. ниже).

1-я младшая группа.

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

2-я младшая группа.

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. Из таблицы видно, какой скачок делает экспериментирование в данном возрасте. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

— у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

— сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

— появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится дело. В конце взрослый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» — и тот хорошо понял: нет.

Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок», «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Средняя группа.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

Старшая группа.

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за не сформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Подготовительная к школе группа. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.

Этапы эксперимента

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1. Осознание того, что хочешь узнать

Произносят фразу: «Я хочу сделать то-то»

Проявляют любопытство, задают

первые вопросы

природоведческого

характера

Часто задают вопросы на

природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы

Имеют ярко

выраженную

потребность

спрашивать у взрослых обо

всем, что неизвестно

Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им

способами

2. Формулирование задачи исследования

Желание что-то

сделать выражают словами

Задачу эксперимента формулирует воспитатель и дети ее понимают

Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога

Формулируют задачу самостоятельно,

но при поддержке со стороны педагога

Задачу эксперимента формулируют самостоятельно;

нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога

3. Продумывание методики эксперимента.

Количество целенаправленных действий

увеличивается

При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?»

Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает

Самостоятельно продумывают методику проведения

простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

Выполняют простейшие поручения взрослых

К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу

Начинают выполнять инструкции, содержащие 2—3 поручения одновременно

Выполняют до 4-х поручений одновременно,

если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной

инструкции

Выслушивают инструкции,

задают уточняющие вопросы, критически

относятся к советам взрослых и товарищей

5. Прогнозирование результатов.

Предугадывают последствия некоторых

своих действий, производимых с предметами

При проведении простейших

опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится, если мы сделаем это?»

Начинают высказывать

предположение,

каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?»

Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности

Начинают строить простейшие гипотезы.

Умеют принять их или отказаться от гипотез под

влиянием результатов проведенного эксперимента

6. Выполнение работы.

Работают с помощью воспитателя

Работают вместе с воспитателем

Работают вместе с воспитателем, а затем — под его непосредственным контролем

Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях — под его неявным

(скрытым) контролем

То же, что и в старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение

спланировать

работу и разделить обязанности между собой

7. Соблюдение правил безопасности

Начинают избегать

некоторых действий, имевших

неприятны е

последствия

в прошлом. Нуждаются

в контроле со стороны взрослых

Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых,

если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых

обязателен

Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?»

Контроль со стороны взрослых обязателен

Воспринимают инструкции по правилам

безопасности,

данные до

начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть

предупреждения

Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют

другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей

и их импульсивности

8. Наблюдение результатов

Появляются

первые при- знаки произвольного внимания. Непрерывное

наблюдение длится

1—2 мину- ты.

Простые

наблюдения

ведутся самостоятельно,

остальные

— под

непосредственным руководство м педагога

8-й этап

Наблюдение результатов

Продолжительность наблюдений увеличивается до

3—4 минут.

Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4—6 минут. Воспитатель акцентирует

внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5— 10 минут (в

отдельных случаях — до 15 минут).

Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов

9. Фиксирование результатов.

Нет

К концу года начинают использовать

готовые

формы (циферблаты, фотографии, картинки)

Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки

Используют несколько графических

способов фиксации наблюдений. Начинают

собирать

коллекции и фиксировать натуральные объекты

Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать

письменные

способы и

моделирование

10. Анализ полученных данных

Начинают

запоминать

последствия некоторых своих действий

Запоминают последствия некоторых экспериментальны х воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно- следственных связей

Начинают

находить и

отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинноследственные

связи. При анализе результатов нужна

постоянная помощь воспитателя

Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают

группировать

объекты и явления по

нескольким признакам.

Видят 2—3 звена причинноследственных связей. При

анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога

В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых (не

воспринимаемых

непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога

11. Словесный отчет об увиденном

Осваивают фразовую речь.

Отвечают на простые вопросы взрослых

Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя

Составляют

короткие

рассказы об увиденном.

Нуждаются в помощи и

моральной поддержке педагога

Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в

доброжелательной поддержке со стороны взрослых

Дают яркое,

полное, красочное описание увиденного.

Нуждаются в

постоянном поощрении со стороны взрослых

12.Формулирование выводов.

Произносят

фразы, свидетельствующие о

понимании

событий

Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента

Называют причины простейших

наблюдаемых

явлений и получившихся результатов опытов

По просьбе и при поддержке со стороны

педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах

Запоминают,

что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области