Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Историко-культурные предпосылки инноваций в образовании

Попытка проанализировать историко-культурные предпосылки инноваций в образовании.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Серажитдинова М. Л., магистрант ЮУрГГПУ

Научный руководитель Большакова З. М.,

доктор пед. наук, профессор

г. Челябинск, ЮУрГГПУ

Термин «новация» произошел от латинского слова novatio, которое означало изменение, обновление, т. е. появление какого-либо новшества, которое приводит к изменениям в общественной или хозяйственной деятельности человека. «Инновация» — это внедрённое новшество, которое призвано повысить эффективность процессов или продукции. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов появилось в начале XX в. Австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли Иозеф Шумпетер, занимался анализом «новых комбинаций» изменений в развитии экономических систем в работе «Теория экономического развития» (1911). Согласно Шумпетеру экономическая динамика основана на распространении нововведений в различных сферах хозяйственной жизни. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы или непосредственно на продукцию [5]. Несколько позже, в 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте. То есть «инновация» — это уже разработанное, апробированное и самое главное введенное в оборот новшество. С этого времени термин «инновация» и смежные с ним понятия стали общенаучной категорией и вошли в понятийно-терминологические системы многих наук.

Первоначально, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, предметом изучения инноваций были экономические и социальные аспекты. Но довольно быстро понятия новой категории расширились и стали охватывать другие сферы деятельности человека, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях. Инновации использовались в качестве повышения производительности и эффективности, а значит увеличение прибыли или престижности компании.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. 70-е годы называют временем научно-технической революции. Именно в это время активно внедрялись технические достижения современности. В это время произошло сближение науки и техники. Более того, наука стала двигателем производства. Теоретические знания стали основой новейших технологий. Ведущие страны мира нацелены на получение новых знаний, их совершенствование. Современная экономика представляет собой гонку за нововведениями, в основе которых лежат знания. Появилось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира. В 1980-х годах в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы. В России становление инноватики как науки происходит в рамках того же научно-технического прогресса. По мнению исследователя инноваций А. И. Пригожина: «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием».

Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это характерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения в России инновационная педагогическая деятельность осуществлялась не только в последние двадцать лет, но ещё в советское время, хотя и происходила регламентировано, главным образом, на базе экспериментальных школ [4].

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг. и только в конце 1980-х гг. в нашей стране. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с этим явлением отсутствие выбора во всех сферах жизни, науки, школы. Исследователь инноваций в образовании С. Д. Поляков писал: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта» [2].

В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Т. И. Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других. Появилось такое понятие как «Педагогическая мастерская». Профессия учителя – творческая, она нуждается в обмене накопленным опытом, обогащении. Общение с единомышленниками, опыт взаимообогащения важен для самовоспитания, саморазвития и самореализации. Образовательная технология педагогических мастерских пришла к нам из Франции и несет идеи Международного движения «Новое образование», которые бурно развивались в начале 21 века (А. Бассис, Г. Башляр, Ж. Пиаже и др.) Основная идея концепции, по мнению Н. И. Беловой, «знание не может строиться без строительства личности». В России идеи «Нового образования» нашли отражение в школе В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, в 90-е годы – в работах Б. М. Мастерова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукермана и др. [3].

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно выделилась в самостоятельную отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития обучения, воспитания и образования. Сегодня педагогическая инноватика — это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.

Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики — это кризис образования. В 1979 г. ученые — члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т. е. имеющей в своей основе «фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями». Альтернатива «поддерживающему» — «инновационное», которое готовит учеников к ответственности за будущее, формирует у них веру в себя и в свои способности. Группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» охарактеризовала инновационное обучение как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях» [1].

Другая причина — в нашей стране, связана с периодом перестройки. Получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно просто знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и оценивать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика. Стало понятно, что педагогические новшества, не могут быть освоены без грамотного управления и организации всех процессов.

Интенсивность происходящих изменений ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами. Причем как на уровне государства, так и отдельно взятых образовательных учреждений. Необходимость в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы позволяют профессионально развиваться и самореализовываться самим педагогам и администраторам, способствуют развитию у учащихся навыков жизни в изменяющемся мире.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области