Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние цифровизации общества на семейные отношения

Ученые изучают, что происходит в семьях в условиях глобальной цифровизации и как меняются отношения между ближайшими родственниками. К каким выводам приходят исследователи, изучая общемировые тенденции. Что в сложившихся условиях делать принимать новую реальность или бороться. Что же несет нам глобальная цифровизация общества – прогресс или деградацию

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Серажитдинова М. Л., магистрант ЮУрГГПУ

Научный руководитель Большакова З. М.,

доктор пед. наук, профессор

г. Челябинск, ЮУрГГПУ

Аннотация. Проникновение интернет-технологий во все сферы жизни привело к появлению нового социального пространства, изменило наше представление о себе, окружающем мире и действительности. Ученые изучают, что происходит в семьях в условиях глобальной цифровизации и как меняются отношения между ближайшими родственниками. К каким выводам приходят исследователи, изучая общемировые тенденции. Что в сложившихся условиях делать: принимать новую реальность или бороться. Что же несет нам глобальная цифровизация общества – прогресс или деградацию?

Ключевые слова: гаджеты; цифровизация; общество; общение; ребенок; семья.

Как часто мы наблюдаем картину, когда семилетний внук показывает своей бабушке как отправить фото через социальную сеть? Или помогает ей разобраться «что тут наприсылали» и где здесь записная книжка, чтобы позвонить давней подруге. У современного поколения таких вопросов не возникает. Дети берут в руки смартфон и практически сразу, интуитивно понимают, что с ним делать. И речь идет не о том, чтобы колоть им орехи. Современные дети зачастую осваивают гаджеты раньше, чем приобретают навык писать или даже говорить. Они проявляют настойчивый интерес к этим предметам. Здесь, конечно, есть коммерческая составляющая. Разработчики программ и приложений, которыми наполняются гаджеты, стараются сделать свой продукт максимально доступным и простым в использовании, чтобы даже трехлетнему ребенку было понятно, как этим пользоваться. И здесь возникает вопрос. Почему трехлетнему ребенку все понятно, а взрослому семидесятилетнему человеку нужна помощь? Но это больше когнитивно-психологический аспект, поэтому оставим этот вопрос психологам.

Информация из интернета, которая мощным потоком льется на ребенка, имеет высокую доступность и практически не фильтруется. Почти все что угодно в свободном доступе. Исключение могут составить лишь коммерческие и государственные тайны, которые специальным образом охраняются и защищаются. Конечно, можно поставить ограничения, пароли с возрастным цензом, но не все родители это делают. Обязанность отслеживать чем ребенок занимается на просторах интернета, целиком и полностью ложится именно на их плечи. И вроде бы нужно радоваться, ведь ребенок получает новую информацию, а значит развивается. Новая информация ведет к развитию мыслительного процесса, расширению кругозора, способствует приобретению новых знаний и умений. По большому счету – это прогресс. В каких-то случаях так и есть. Но чаще дети используют интернет в развлекательных целях. Об этом свидетельствует статистика Касперского в период с февраля по май 2022 года «Что ищут дети в Интернете, отчет 2022 года». Популярностью среди детей пользуются сайты категории «Аудио и видео» (43,6%). В первую очередь смотрят блогеров, слушают музыку на стриминговых платформах и проводят время за сериалами. Если надо, там будет весело, или страшно, или загадочно, или интересно. Нужно приложить минимум усилий, всего лишь нажать на кнопку и результат появиться на экране. Чего нельзя сказать о реальном мире. Чтобы чего-то добиться или получить, нужно приложить какие-либо усилия. Увлечение компьютерными играми приводят к тому, что дети охотнее общаются с виртуальным человеком и отдаляются от традиционных отношений, связывающих с жизнью. Постепенно он не нуждается во встречах с близкими людьми, родственники и родители постепенно вытесняются новым другом — «пост-человеком» [1]. М.Циленцигер в книге «Shutting out the Sun: как Япония создала своё собственное потерянное поколение» [2] считает, что замыкание в себе у «хикки» связано с насилием и травлей в школах, а также с неумением юных японцев вписаться в существующую систему, где важны дисциплина, упорство, труд. Таким образом идет тенденция подмены реальной, живой окружающей среды на виртуальную реальность. Там мир такой, каким ребенок хочет видеть его на данный момент. Личное общение с родственниками и сверстниками заменяется чатами и ботами. В каких-то случаях интернет-общение является единственным способом коммуникации. В силу длительной болезни, командировки или смены места жительства. Но чаще возникает ситуация, когда ребенок общается с мамой по средствам сообщений находясь в соседних комнатах. Исследователи отмечают, что в Европе появилась новая социальная группа «NEETs» (поколение «ни-ни») — молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, которая оказалась за рамками занятости и учебы [5]. Численность такой социальной группы, которую можно назвать «новые безработные», в первом квартале 2018 г. составила более 10% населения Евросоюза. Таким образом, мы видим, что в современном цифровом обществе постепенно разрушаются традиционные семейные ценности и упраздняются традиционные функции семьи. Смогут-ли гаджеты со временем полностью заменить живое общение? Думаю – нет. Потому что человеку важен эмоциональный контакт. Важно видеть, слышать и понимать собеседника, особенно если это родной человек, мама, папа, старшая сестра или любимая бабушка. От виртуализации отношений страдает эмоциональная насыщенность общения. В сообщениях всей гаммы чувств не проявишь. Конечно, можно наставить разных значков между строк, но всё равно в сообщении не происходит некого выплеска эмоций, как при личной беседе. Через машинописный текст сообщения трудно уловить настроение человека, который по ту строну экрана, и невозможно ощутить невербальное общение. Во время переписки нельзя взять человека за руку, улыбнуться и заглянуть ему в глаза и увидеть в них всю теплоту, заботу и любовь, которую может дать родной и любимый человек.

Решение этой проблемы возможно лежит через укрепление нравственно-цивилизованной основы семьи, возрождении её духовности, повышение значимости института семьи, как ячейки общества. Поэтому миссия родителей не забывать общаться с детьми. Периодически вытаскивать их из альтернативной реальность, блогеров, игр, сериалов. Демонстрировать другие стороны жизни. Действием напоминать какими веселыми могут быть совместные велопрогулки вокруг района или в парке. Каждые выходные навещать родственников, которые живут отдельно. Так же родителям стоит разобраться в понятии «цифровая гигиена». Касперский дает такое понятие: «Кибергигиена – это образ мышления и привычки с фокусом на безопасность, помогающие пользователям и организациям снизить количество нарушений в интернете.» Владислав Кочерыжкин в своей статье от 16 дек 2022 «Цифровая гигиена: как обезопасить себя в мире тв и интернета?» говорит что, цифровая гигиена - это знания и правила потребления информации в современном мире тв и интернета, позволяющие сохранить ментальное здоровье, финансы и собственную идентичность. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что глобальная цифровизация общества и отдельно взятых его ячеек – это и зло, и благо одновременно. Нужно учиться расставлять приоритеты. Уметь отслеживать и анализировать реальную ситуацию, которая происходит на данный момент. И не забывать о том, что мы живые люди. Что нам всем нужна забота, тепло и внимание со стороны родных и близких.

Библиографический список

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области