Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка " А.И. Хачатурян "Детский альбом". Методы и приемы работы над пьесами с учащимися младших классов в классе фортепиано"

Цель данной методической разработки - подробная демонстрация этапов, приемов и методов работы над пьесами из "Детского альбома" А.И. Хачатуряна с учащимися 1 и 3 классов. Разработка актуальна для начинающих преподавателей класса фортепиано.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1»

Муниципального образования городского округа «Ухта»

(МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»)

Методическая разработка

«А.И. Хачатурян «Детский альбом». Методы и приёмы работы над пьесами с учащимися младших классов в классе фортепиано»

Подготовил: преподаватель класса фортепиано

высшей квалификационной категории

МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»

Долинина О.А.

г.Ухта

2023г.

Аннотация.

Методическая разработка «А.И. Хачатурян «Детский альбом». Методы и приёмы работы над пьесами с учащимися младших классов в классе фортепиано» выполнена на основе личного практического опыта работы педагога по классу фортепиано МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта» Долининой О.А.

В разработке рассматривается достаточно подробный и систематизированный пошаговый метод работы над пьесами малой формы «Скакалка» с ученицей 1 класса Головня Софией и «Андантино» с ученицей 3 класса Жигаловой Викторией.

Актуальность данной разработки заключается в том, что в 2023 году исполняется 120 лет со дня рождения одного из ведущих советских композиторов и общественных деятелей, народного артиста СССР Арама Ильича Хачатуряна.  Во многих концертных залах ДМШ, ДШИ и филармониях пройдут фестивали, посвященные этой знаменательной дате, будут исполнены уникальные концертные программы. Я решила познакомить учащихся своего класса с творчеством Арама Ильича Хачатуряна. Четверо учащихся класса будут принимать участие в школьном концерте, посвященном 120-летию со дня рождения композитора.

Данная методическая разработка может быть использована в работе преподавателями ДМШ и ДШИ, так как в ней достаточно подробно изложены этапы, приемы и методы работы над пьесами, а также может быть интересна и полезна для начинающих преподавателей класса фортепиано.

Содержание

1.

Введение

3

2.

Практическая работа.

6

2.1.

Методы и приемы работы над пьесой «Скакалка» с ученицей 1 класса Головня Софией.

6

2.2.

Методы и приемы работы над пьесой «Андантино» с ученицей 3 класса Жигаловой Викторией.

12

3.

Заключение.

19

4.

Список использованной литературы.

20

5.

Приложение. Нотный материал.

21

Введение.

Пьесы малой формы занимают значительное место среди музыкальных произведений, изучаемых в фортепианном классе. В репертуаре младших классов школы используется много пьес малой формы – певучих, танцевальных, маршей, скерцо и другие. Роль этих пьес для развития учащихся трудно переоценить, именно они представляют собой простейшие образцы программной музыки, в наиболее прямой, доступной форме способствуют ощущению и пониманию теснейшей связи музыки с жизнью.

О выдающемся армянском композиторе Араме Ильиче Хачатуряне (1903-1978), как авторе музыки для детей, обычно пишут редко и более, чем кратко. Между тем, он постоянно работал в этой области и придавал ей большое значение. А. И. Хачатурян, как и С. С. Прокофьев, входит в жизнь ребёнка изнутри, смотрит на мир глазами ребёнка. В «Детском альбоме» можно уловить множество оттенков чувств и настроений: целомудрие лирики и её страстность, юмор и трагизм, игривость и поэтичность. Образная сфера «Детского альбома» очень разнообразна. Пьесы отличаются тембральной красочностью и «сочными» гармониями, необычайным по красоте мелодизмом, ритмической остротой. Пьесы, вошедшие в «Детский альбом» посвящены детям и племянникам композитора.

Целью методической разработки служит создание через определенные методы и приемы работы положительной мотивации и интереса изучения пьес армянского композитора А. И. Хачатуряна.

Задачи:

Развивающие:

Обучающие:

Воспитательные:

А. И. Хачатуряна.

2.Практическая часть

2.1. Методы и приемы работы над пьесой «Скакалка» с ученицей 1 класса Головня Софией.

Вторую тетрадь открывает жанровая зарисовка «Скакалка» – пьеса из числа наиболее простых в цикле. Скромными средствами в пятистрочной мимолетности передано ощущение солнечного весеннего дня, шаловливости. Национальные обороты сливаются в мелодии с интонациями песенности.

Объём пьесы всего 25 тактов. Пьеса состоит из трёх частей. I часть – 8 тактов, II часть – 8 тактов и III часть – 9тактов.

Что важно в этой пьесе? Важно своим исполнением передать образ. Конечно же, сделать это поможет правильное исполнение штрихов, темпа, динамических оттенков и правильное звукоизвлечение.

Тональность пьесы Ре мажор. Размер 4/4. Темп Allegro.

С чего мы начинаем разбор пьесы. При разборе пьесы важно настроиться на тональность.

- София, сыграй, пожалуйста, гамму Ре мажор правой рукой вверх и вниз в одну октаву.

-Хорошо. Теперь сыграй устойчивые ступени и спой их.

-Ре, фа-диез, ля.

- Хорошо. София слушала моё исполнение, следила по нотам и старалась понять, сколько частей в пьесе и сколько фраз в каждой их этих частей.

-Сколько фраз в I части?

-2фразы.

-Верно! Посмотри-ка, в первой фразе в партии правой руки мелодия строится на устойчивых ступенях. Лишь в 3 такте встречаем II ступень ми и VII ступень до-диез.

Начинается пьеса из-за такта с V ступени скачком вверх на III ступень – ля-фа-диез - интервалом большая секста. Звучит первая интонация радостно, как призыв. А как интересно дальше! С V ступени скачок вниз на малую терцию и опять к этой же III ступени, к фа-диезу. Далее опевание I ступени: II - VII -I

-София, сыграй, пожалуйста, первую фразу правой рукой со счетом вслух. Сразу на этом этапе разбора обращаю внимание Софии на штрихи: 4-ую долю играем лёгким staccato из инструмента, а половинную с точкой играем в инструмент и соблюдаем tenuto. Первокласснику следует объяснить, что длинная нота затухает, но мелодия не прекращается. Стараемся удерживать её ушками. Вырабатываем умение длинно мыслить и ощущать внутреннюю устремленность музыки.

-София, постарайся сыграть красивым звуком первую фразу, мысля её единой мелодической линией.

Помогает и работа с пением нотами.

- София, играем и поём нотами.

Что в партии левой руки? Возникающие имитации, подчиненные мелодическому развитию, словно передают мелодическое движение в другой голос.

-София, назови, пожалуйста, какие интервалы видишь?

- Две чистые квинты на I ступени, потом уменьшенная септима и терция на I ступени.

-Сыграй, пожалуйста, эти интервалы гармонически.

-Хорошо, молодец. А теперь сыграй мелодически. Можно считать вслух.

Поработаем над штрихом staccato. Исполняем его цепкими кончиками пальцев, как бы из инструмента.

-София, что такое staccato?

- Стаккато- короткое, отрывистое исполнение звуков.

Этот штрих придаёт произведениям тонкость, лёгкость, грациозность. При исполнении стаккато мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Здесь стаккато пальцевое, от клавиши.

-София, сыграй, пожалуйста, двумя руками. Старайся хорошо себя слушать. Помни, что четверти в левой руке не должны быть громче половинной с точкой в правой руке.

2 фраза начинается как первая, но в 6 и 7 такте мы знакомимся с понятием секвенция.

-София, ты помнишь, что такое секвенция?

-Да. Это повторение мотива от разных ступеней лада.

-Сыграй, пожалуйста, 2звена секвенции.

Мы с Софией разобрали структуру мотивов.

-Сравним 2-3 такты и 6-7 такты. В 7 такт мы приходим через опевание II ступени, в 8 такт – через опевание I ступени. Заметь, София, от фа-диеза вниз сначала м2, затем вниз б3. А потом от ми вниз б2 и вниз м3.

От фа-диеза м2

б3

От ми б2

м3

Мне нравится, когда ребёнок понимает структуру мотивов, когда он слышит, куда движется мелодия, через какие интервалы, каков её путь.

-София, играем сейчас вторую фразу двумя ручками. Ушками держим, тянем длинную половинную залигованную ноту и выходим из неё аккуратно.

Заканчивается I часть тоническим трезвучием.


II часть начинается не с большой сексты вверх, а с малой секунды вниз. Чувствуется совсем другое настроение несмотря на то, что начинается II часть в тональности ля мажор. Мы понимаем, что здесь другой герой.

При подготовке к уроку мне попалась книга Аллы Борисовны Яновской «Ребёнок и музыка». Алла Борисовна - педагог, пианист, училась по музыкальной педагогике у Анны Даниловны Артоболевской. Согласно её трактовке, I часть этой пьесы – это девочка Гаянэ. Она весела, прыгает на скакалке.

Как хорошо! Скакать весной!

А братик мой пришел, устав.

Как хорошо! Скакать весной!

А братик мой пришел, устав с далёких гор.

А II часть – брат Гаянэ, смелый мальчик, который со своим осликом переваливает через горный хребет и спускается в селение, где его ждёт Гаянэ. О чём говорит нам музыка во II части?

Пришел я с гор, умаялся,

Смотрю на Гаянэ.

Хотел бы встать,

Попрыгать с ней,

Да силы нет во мне.

-София, сыграй, пожалуйста, портрет мальчика правой рукой.

В партии левой руки легато, интонация нисходящего движения по полутонам передает усталость. Здесь есть скрытое двухголосие. Необходимо сыграть легато, хорошо себя слушая, чтобы 2-ая и 4-ая доли не «вылезали» (повторяющийся до-диез, ре). Все пальчики близко. Особая роль у 1-го пальца, он исполняет движение по полутончикам, затем передаёт свою роль 2-му пальцу.

-София, сыграй, пожалуйста, левой рукой.

Стоит отметить, что при перемещении темы в иной регистр, мы ощущаем тембровые изменения её звучности. Сравним 1-4 такты и 13-16 такты. Одна и та же тема звучит в Ре мажоре во 2 -ой октаве и в Ля мажоре в 1-ой октаве.

III часть – Реприза повторяет I часть. 24-25 такты – нисходящее движение терциями по тетрахорду с IV ступени вниз на ritardando. Устала Гаянэ прыгать, пора и отдохнуть. При работе над терциями в левой руке мы добивались одновременного взятия двух звуков, чтобы не было «кваканья». Полезно поучить линию нижнего голоса: соль, фа-диез, ми, ре – 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый. Поучили и линию верхнего голоса в терциях: 1-ый, 1-ый, 2-ой, 3-ий. Первую терцию возьмём чуть звучнее, чтобы было куда делать диминуэндо. Пьеса «Скакалка» полезная, интересная, достаточно образная.

В «Детском альбоме» есть группа непрограммных миниатюр, в которых ребенку не помогает подсказка автора. Это призывает мыслить, думать и воспитывать ассоциативное мышление. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Открывает 1-ю тетрадь «Детского альбома» пьеса «Андантино». Пьеса посвящена Нуне, дочери Арама Ильича.

«Андантино» получило особую популярность в педагогической практике, оно создано ранее других пьес сборника (1926). Оно было переложено и для других инструментов: альта, виолончели, гитары, фагота.

Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка.

Например, мы можем представить осенний день во всей его красе. Золотая осень прекрасна и грустна. Покраснели осинки, пожелтели берёзки, гроздья ягод созрели на рябинах. Лесная речка стала спокойнее и холоднее. В ее воде отражаются белые облака. Красота радует глаз. Где-то в далеке звучит песня. Нежная мелодия доносится до нас. Её ласковый мотив навевает грусть. Мелодия неторопливая, в миноре.

Вике эта пьеса понравилась при первом прослушивании в моём исполнении. «Хочу!»- сказала Вика.

-Вика, назови, пожалуйста, тональность, размер, темп этой пьесы.

-Тональность до минор, размер 4/4, темп tranquillo, что означает спокойно.

- Да, темп здесь обозначает характер пьесы.

Andante в переводе - не спеша, шагом. Andantino немного скорее, чем Andante.

Сразу при разборе пьесы проговариваем её строение. Пьеса написана в 2-х частной форме. В каждой из двух частей «Андантино» есть обаятельный напев, лежащий в основе мелодии и показан он с разных ракурсов.

I часть - это созерцание осеннего пейзажа и размышление.

Во II части «Андантино» возникает грациозный образ, благодаря остинатному синкопированию.

А заключительная фраза звучит в среднем регистре, как печальный, но спокойный итог.

Начинается пьеса с однотактного вступления, которое настраивает слушателя на минорный лад. В I части всего 4 фразы, по 4 такта каждая с сохранением ритмического рисунка. Мелодия проходит в партии правой руки. Она достаточно напевная, лирическая, нежная, нравится детям. В партии левой руки аккомпанемент, изложенный повторяющимися терциями по такту и нисходящим движением этих терций по полутонам. Низкая вторая ступень, использование квинт в 4-ой фразе придают музыке восточный колорит. 

Мы учили каждой рукой отдельно. Добивались красивого звука в проведении мелодии на легато правой рукой и мягкого аккомпанемента левой рукой.  

Важный вопрос аппликатуры. С первого урока направила внимание Вики, что аппликатура должна быть верной.

-Вика, сыграй, пожалуйста, левую руку. Постарайся всей рукой мягко погружаться до донышка инструмента, пальчики с клавишей близко-близко, почти не поднимая, не отрывая их от клавиатуры. Старайся дослушивать все четверти.

-Вика, что означает знак тенуто?

-Тенуто – точно выдержанная длительность.

Мы долго работали над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе, причём рука не должна быть застывшей, она как будто «дышит». 

Нужно постараться добиться идеально ровного сопровождения.Музыкальная ткань левой руки, как холст, на который мы будем наносить прекрасный рисунок. Левая рука, создавая гармонический фон и ритмическую пульсацию, должна в то же время помочь мелодии сохранить крупные контуры фразы и целиком подчиниться ей во всех тончайших деталях. Это нелегко.

Поработав левой рукой, вслушавшись в её гармонии, мы некоторое время играли в ансамбле. Я – мелодию, а Вика аккомпанемент, чтобы сохранить Викино внимание на аккомпанементе и в тоже время услышать мелодическую линию.

В партии правой руки – мелодия. Трудно было добиться хорошего легато. Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу - этим достигается «вливание» одного звука в другой - легато. Константин Игумнов писал о приёме легато: «Необходимо связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец». Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность.

Здесь мы развиваем умение хорошо себя слушать, длинно мыслить, умение пальчиками пропевать длинные ноты и не останавливаться на них, а вести мелодию дальше. Педагог должен помочь ученику добиться выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение. 

- Вика, давай споём мелодию.

Правую руку учили сначала без педали, затем подключили педаль. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры, помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Педаль здесь запаздывающая на половинных и четвертях мелодической линии. Мы с Викой провели детальную работу: работали по тактам, где используется педаль, обговаривали момент взятия и снятия, прослушивали каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения.

- Вика, сыграй, пожалуйста, две фразы с педалью.

Как я уже говорила, в I части четыре фразы. Исполняя пьесу, важно дослушивать каждую фразу, важно научиться брать дыхание перед следующим построением.

Считаю, что главная задача педагога в работе над этой пьесой в том, чтобы научить ученика слушать до конца затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Это ощущение поможет в работе над звуком. Живая рука и живые пальцы – это необходимое условие в работе над звуком. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание – такие знания и навыки гораздо естественнее формируют умение исполнять кантилену. Научить учащихся младших классов слушать звук – это немаловажно и очень нужно. И это непросто. Здесь требуется серьёзный настрой и сконцентрированное внимание ученика.

Какие основные недостатки были у нас в процессе работы над этой пьесой? Недослушивание звука. Вика укорачивала четверти в партии левой руки и половинные ноты в мелодии. Если ухо не слышит до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии берётся не выливанием из предыдущего, а как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. В результате фраза становится разорванной, исполнение статичным. А. Гольденвейзер писал: «Если ... нажав клавишу я забуду о данном звуке, то потом не буду в состоянии согласовать с ним следующий звук, и получится именно та пунктирность, которая убивает живое дыхание музыкальной линии». Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следующий звук берется формально – отсутствует та неуловимая градация звуковой палитры, которая делает мелодическую линию осмысленно последовательной. Конечно, это очень большой труд. И Вике было трудно над этим работать. Но заниматься надо этим постоянно, на протяжении всех лет обучения в ДМШ.

I часть заканчивается ritenuto.

-Вика, что означает ritenuto?

- Ритенуто означает замедлить.

II часть.

Во II части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Мелизмы подчеркивают грустный характер мелодии. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный средний голос. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность.

-Вика, сыграй, пожалуйста, только линию баса 5-ым и 4-ым пальцами.

Мы работали над глубоким погружением левой руки при исполнении нижнего голоса и мягким звучанием среднего голоса, исполняемого 1-ым пальцем. Постоянно напоминаю Вике о правильной постановке 1-го пальца, о том, что 1-ый палец высокий.

Работали и по голосам попарно: верхний голос и нижний, верхний и средний.

- Вика, покажи, пожалуйста.

Левой рукой надо научиться играть на одном движении. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.

-Вика, сыграй, пожалуйста, левой рукой 2 фразы.

Заключительная фраза, как итог происходящего. Мелодия звучит в среднем регистре. Заканчивается пьеса на чистых квинтах в партиях обеих рук. Очень красиво. И даже здесь мы должны приучать наших маленьких учеников слышать эти квинты, вслушиваться в них. Слуховой контроль должен быть с первой до последней ноты, иначе нельзя.

Перед каждым проигрыванием пьесы учеником надо ему напоминать о необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а также замечать недостатки, чтобы потом их исправить. Полезно играть, отвернувшись. Ушки начинают слышать по-другому.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь непрерывно развивая музыкальность ученика, его интеллект, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя приёмы звукоизвлечения. Он должен быть увлечён содержанием и образами пьесы, тогда он более настойчиво работает, совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении художественный образ произведения.

Пьеса А. Хачатуряна «Андантино» очень полезна для учащихся 3 класса. Она дает понятие о мелодии кантиленного характера, о способах ее исполнения, о фразах широкого дыхания. Красота и самобытность музыки воспитывает художественный, эстетический вкус маленького пианиста.

Звуковая выразительность в этой пьесе является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепьяно с младших классов.

3. Заключение. Главная цель при изучении пьес – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимися на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Пьесы малой формы из «Детского альбома» Арама Ильича Хачатуряна подвижного и кантиленного характера составляют немалую часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области