«НАШИ ИСТОКИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7-17 лет
Разработчик:
Даминова Мухабад Махмудовна,
учитель географии,
первая квалификационная категория
пос. Санинского ДОКа
2023 г.
Введение
Основой всех человеческих ценностей
служит нравственность.
А. Эйнштейн
Россия живет в условиях информационного общества. ХХI век своей стремительностью в развитии инновационных технологий, экономики и бизнеса внес свои коррективы в духовно-нравственное воспитание подрастающих граждан России, граждан страны с многовековыми православными традициями. Рост бездуховности, потеря жизненных ориентиров, таковы характерные для современности явления в обществе.
Актуализация проблемы нравственного и духовного воспитания молодежи не случайна. Революционные события 1917 года и последующее развитие страны принесло отчуждение человека от подлинной духовной культуры, забвение национальных традиций, основ Православия.
Российская история богата примерами, когда, утратив многие культурные ценности и идеалы прошлого, страна, казалось, стоит на краю пропасти. Но всегда находилась сила, новый толчок к возрождению нравственности. В этом немалая заслуга музеев, сумевших сохранить исконно русский дух нашей Родины, заслуга энтузиастов, без устали открывающих забытые страницы истории, наконец, возрождаемые традиции прошлого.
В процессе перехода на обновленные государственные образовательные стандарты воспитательная система МБОУ «Санинская СОШ» опирается на концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В настоящее время во Владимирской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Перед учительским сообществом поставлен широкий круг задач, среди которых развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия. Поэтому особую актуальность приобретает изучение истории родного края как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах. Сохранение духовно-нравственного потенциала страны через возрождение традиций нашего народа, духовное и патриотическое воспитание должны стать главными приоритетами в воспитании подрастающего поколения.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью и некоторые другие. На фоне пропаганды СМИ насилия и жестокости, широкой рекламы табачных изделий и алкогольной продукции ситуация ещё более осложняется. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях зачастую вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, формируются вредные привычки у подростков. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника с опорой на традиционные источники нравственности: Россия, гражданское общество, семья, труд, наука, природа, человечество.
Актуальность. В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях родного края в науке, культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им. Надо, прежде всего, глубоко знать его историю. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В связи с этим разработана программа дополнительного образования «Наши истоки».
Данная дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом актуализированной Программы воспитания МБОУ «Санинская средняя общеобразовательная школа» и опыта воспитательной работы педагогического коллектива.
Основания для разработки программы:
– Конституция Российской Федерации;
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацпроекта «Образование»;
- Примерная программа воспитания, одобренная решением ФУМО по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
− Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»;
− Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
− Распоряжение Правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;
− Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
- Стандарт православного компонента начального, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.
- Устав МБОУ «Санинская СОШ» Петушинского района Владимирской области.
Цель:
создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подростков на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний подростков в области исторического духовного развития России, патриотического прошлого страны;
- расширениекругозора обучающихсячерезразвитие
духовно-нравственных ориентиров в процессе познания современного мира, оценки культурных и исторических событий.
Воспитательные:
- воспитание подрастающего поколения в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
- формирование духовно-нравственных качеств: честь, совесть, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей и государством;
- формирование патриотических ценностей, основанных на убеждении в необходимости сохранения исторической памяти и любви к Отечеству;
- формирование базовых национальных ценностей многонационального народа РФ: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, искусство, наука, природа, традиционные русские религии, человечество.
Развивающие:
-формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний, необходимых для организации собственной деятельности;
- развивать интеллектуальные способности в области поисково-исследовательской работы;
- развивать мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию по истории родного края.
Приоритетные направления программы: воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Исполнители программы: педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, гражданском воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Данная программа реализуется МБОУ «Санинская СОШ» на базе школьного этнографического музея, в тесном взаимодействии и сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы: СДК поселка Санинского ДОКа, краеведческими музеями района и области и успешно прошла апробацию, что подтверждается результатами. [1]
Содержание программы
Вводное занятие.
Раздел 1. История села Санино, поселка Санинского ДОКа и окрестностей. Улицы и достопримечательности Санино. (8 ч.)
Раздел 2. Наши знаменитые земляки. Биографии Героев Советского Союза, уроженцев земли Владимирской. (8 ч.).
Краеведы малой родины и их вклад в изучение истории Владимирской губернии (4 ч.)
Раздел 3. Обычаи и традиции малой родины. Декоративно-прикладное искусство, культура, традиции и быт населения края. Мастера-аргуны (8 ч.)
Празднества, обычаи и традиции Владимирского края (8 ч.)
Народные промыслы края. Промышленные предприятия края (8 ч.)
Раздел 4. Облик Владимирского края в 1941-1945 г.г. Трудовые подвиги и быт земляков в годы Великой Отечественной войны. Школьники в 1940-е годы. Санинцы-ветераны Вов и труженики тыла. (6 ч.)
Раздел 5. Проектно-исследовательская работа. Подготовка творческих работ, проектов, презентаций, их публичная защита. (10 ч.)
Раздел 6.Участие в акциях «Бессмертный полк», «Салют, Победа» и др.(10 ч.)
Раздел 7. Анализ результатов реализации программы. Диагностика (4 ч.)
Программа «Наши истоки» ориентирована на учащихся в возрасте от 7-17 лет (без ОВЗ). С учетом возрастных особенностей обучающихся отбирается теоретический материал, выбираются формы и методы проведения занятий, осуществляется контроль результатов. Занятия носят регулярный и упорядоченный характер и проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Для учащихся в возрасте 7-10 лет предусмотрены занятия продолжительностью 40 минут. Часть времени занятия используется на проведение физкультминуток (3-5 минут).
0,5 часа в неделю выделяется для индивидуальных занятий с обучающимися при подготовке творческих и конкурсных работ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлениям.
Продолжительность реализации программы: 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 80 академических часов.
Занятия проходят в кабинете, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы для осуществления образовательного процесса. Часть практических занятий проводится в этнографическом музее «Светозары» МБОУ «Санинская СОШ».
Планируемые результаты
Предполагаемые результаты по освоению программы учащимися выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин духовно-нравственного, туристско-краеведческого характера;
- приобретение умений и навыков практической деятельности;
- развитие личностных качеств учащихся.
Характеристика образовательного минимума включает результаты:
Предметные:
Обучающийся должен
Знать:
- правила работы с музейными экспонатами, с документами;
- правила подготовки и проведения экскурсии, этической беседы;
Уметь:
- уметь работать в паре, в группе;
- демонстрировать (при необходимости) артефакты, музейные экспонаты;
Владеть:
- навыками грамотной, правильной речи;
- культурой общения с участниками мероприятий.
Результаты воспитывающей деятельности
Учащиеся будут знать: основы моральных качеств;
владеть способами уверенности и самореализации в коллективе;
понимать главную ценность музея как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознавать значимость изучения традиций и культуры русского народа для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.
Результаты развивающей деятельности
Учащиеся будут
Знать
- правила работы с фондами музея, архивными материалами;
- основные требования к подготовке и проведению экскурсий, уроков на базе школьного музея;
уметь
- работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- анализировать и систематизировать информацию по истории родного края;
- учитывать разные мнения и интересы.
Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕЛАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации Программы:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. Столы для учащихся – 6 штук;
3. Стулья – 14 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкаф для хранения наглядных пособий, оборудования;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты, таблицы, схемы, видеопрезентации по темам; тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
7. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, Интернет, фотоаппарат.
8. Фонд этнографического музея «Светозары».
На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, лекция, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия.
Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (слайд - и видео фильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.
На занятиях используется метод создания проблемных ситуаций. Главнейшей задачей курса является развитие творческой активности детей.
При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, опытническо-исследовательский методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.
Формы аттестации и контроля
Формы аттестации
Деятельность по изучению родных истоков, обычаев и традиций нашего народа – универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в начале учебного года.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе (тест).
Формы контроля:педагогическоенаблюдение,выполнение практических заданий педагога, выполнение тестовых заданий, зачет, творческая работа на выставку или конкурс, участие в фестивалях, соревнованиях, сдача нормативов ГТО, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
Формы фиксации результатов: портфолио учащегося.
Диагностика показателей воспитанности проводится методом наблюдения, путем тестирования, опроса, анкетирования. Для оценки уровня обученности и воспитанности обучающихся используется методики определения уровня воспитанности М.И. Шиловой.
Подведение итогов (итоговый контроль) после окончания курса обучения и реализации дополнительной образовательной программы осуществляется на основании выполнения тематического плана, учебных часов и усвоения детьми в достаточно полном объеме знаний по краеведению.
Требования к оценке творческой работы (проекта)
Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:
- определены и четко сформулированы цель и задачи работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы (проекта) изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения, практическая направленность;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности исследования;
Формы защиты творческой работы (проекта):
- очная презентация;
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, во Всероссийском движении «Отечество».
Оценочные материалы
Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: собеседование, устный и письменный опрос, написание рефератов, сообщений, сочинений, рассказов, тестирование и др.
При полной или частичной реализации дополнительной образовательной программы «Наши истоки», при подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога используются следующие формы работы: организация классных и общешкольных мероприятий, выставки рисунков, плакатов, конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторины, игровые, конкурсные программы, тестирование, опрос.
Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю.
Мы рассчитываем на заметное опережение образовательного уровня у подростков по сравнению с их сверстниками, не включенными в систему дополнительного образования.
Реализация программы будет способствовать повышению степени обучаемости детей в общеобразовательной школе, формированию ориентации учащихся на выбор в будущем ими в числе других - профессий гуманитарной направленности, профессий связанных с географией, естествознанием, краеведением, историей, туризмом.
Мы также ожидаем и такие позитивные результаты, как возрастание у участников программы интереса к изучению истории родного края, окружающему их предметному миру.
Отслеживание эффективности исследовательской подготовки школьников может быть зафиксирована при помощи следующих индикаторов.
Первый индикатор: ориентированность реализуемых дополнительных образовательных программ на осуществление миссии учреждения, что предполагает:
- наличие в дополнительных программах соответствующих разделов, описывающих деятельность по обеспечению этнокультурного воспитания, формирование межкультурной толерантности;
- наличие программы отслеживания результатов этнокультурного воспитания школьников, формирования межкультурной толерантности;
- планы совершенствования педагогического обеспечения по решению задач этнокультурного воспитания и формирования межкультурной толерантности.
Второй индикатор: наличие, факт реализации и качество организации социальных проб школьников в различных видах деятельности, содействия в самоопределения в досуговых и в профессиональных предпочтения, что предполагает:
- наличие специальных дополнительных программ или соответствующих разделов в дополнительных образовательных программах первых двух лет обучения и/ или группы творческой ориентации;
- качество программы с регулярным самоанализом и коррекцией (1 раз в 3 года);
- наличие программы мониторинга эффективности и положительная динамика результатов педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях;
- планы совершенствования педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях.
Третий индикатор: наличие, факт реализации и качество дополнительной программы подготовки школьников к исследовательской деятельности:
- участие в программе от 15 школьников до 20% от общего числа участников программы;
- положительная динамика результатов по итогам диагностики уровня сформированности исследовательских компетенций;
- активность и успешность участия школьников в конкурсах различных уровней.
Процедуры отслеживания: работа с документами (дополнительные образовательные программы, списки школьников – участников конкурсов и соревнований, результаты отслеживания результатов школьников в физическом, коммуникативном, духовно-нравственном развитии, результативность участия школьников в конкурсах и соревнованиях).
Выводы об уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся, как показатели уровня духовно-нравственного развития и воспитания оформляются в соответствии с критериями.
Оценочные материалы
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»);
Диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П.Капустиной)
Итоговый опросник «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ» (Степанов П.В, к.п.н.)
Опрос проводится не чаще 1 раза в год.
Список литературы
1. Большакова Н.В. Аргуновское наследие. М., 2002 г.
2 Ванслова Е.Г. Музей и культура в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие. - М., 1995.-176 с.
3. Ген Г.Я. Игра, творчество, развитие. Выпуск 1. Сказочные путешествия (сборник разработок развивающих занятий для дошкольников и младших школьников), Обнинск.,1997.-60 с.
4. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие для слушателей. М., 1985.-256 с.
5. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры" – М.: Владос, 2000 – 158 с.
6. Салахетдинова В.А. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования). М., 1998.-53 с.
7. Юхневич М.Ю. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993.-160 с.
Приложение. Маршрут выходного дня. Автор Шилкин Андрей, 9 класс.