Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект развлечения «Северные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста

Прививать интерес к традициям коренных жителей Югры, расширять знания детей о быте, культуре, труде коренных народов Севера

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект развлечения «Северные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

• расширять знания детей о быте, культуре, труде коренных народов Севера;

• уточнять знания о природных условиях родного края;

• развивать кругозора детей;

• прививать интерес к традициям коренных жителей Севера;

• воспитывать умение принимать гостей.

Предварительная работа:

Знакомство с жизнью и традициями народов Севера на занятиях познавательного цикла, наблюдения, рассматривание и описание картины «Северные олени», предметов народных промыслов, разучивание подвижных игр, стихов, загадок. Чтение художественных произведений о жизни на севере; рассматривание иллюстраций о народах Севера.

Материалы:

Кукла в хантыйской одежде, предметы промыслов из бисера, дерева, меха, бересты, загадки, атрибуты для подвижных игр. Два хантыйских узора, выполненных на бумаге, разрезанных на части.

Музыкальное сопровождение:

«Северное сияние» П.Саймон и оркестр П.Мориа;

музыка Е. Крылатова «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

Ведущий:

- Дети, как называется наша Родина?

- В России живет много разных народов, не только русские.

- Сегодня мы с вами будем говорить о Северном крае нашей страны.

- Что вы можете рассказать о севере нашей страны? О жителях Севера – ханты. Что вы о них знаете?

- На Севере живут ханты, манси и другие народы. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить здесь очень нелегко.

- А почему, как вы думаете? (там все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры и кружат метели).

«Словно люльку, дверь тяжелую качни –

С другом к нам на посиделки приходи.

Соберемся у хантыйского огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя».

- Сегодня у нас свами в гостях хантыйская девочка Ими.

Старый закон Севера гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай. Угощать нашу гостью мы будем ягодами лесными и грибами.

Из-под елок на пригорок

Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел,

Сразу кепочку надел,

Новенькую, ладную,

Цветом шоколадную.

(Белый гриб)

Конечно, не белый —

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Это гриб — любимец мой —

С ножкой толстой и прямой.

Красной шапкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

( Опята)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.

(Черника)

Красненькая Матрёшка,

Аленькое сердечко.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Листочки с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки

Не выше кочки.

(Брусника.)

-Вот незадача – ягоды то у нас рассыпались.

Подвижная игра «Кто быстрей соберёт ягоды?» (ягоды – круги синего, красного цвета)

Игра на внимание. «Каких животных можно встретить на Севере?» если такое животное есть нужно хлопнуть в ладоши, если такое животное не водится, то ничего не делаем (заяц, зебра, белка, белый медведь, жираф, песец, северный олень, носорог, медведь, слон, лиса, бурундук, крокодил, лось).

- Наша гостья принесла с собой подарки.

Её семья самостоятельно делала всё, что нужно для жизни в тайге. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, обработкой дерева и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели из бисера, делали утварь из бересты, готовили еду. Педагог показывает предметы народного промысла и комментирует их назначение, способ изготовления.

Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы давно используются в традиционной культуре ханты и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.

Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, традиционные транспортные средства, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты.

Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины.

В узорах встречаются как геометрические мотивы, так и стилизованные изображения животных.

- Какое животное у ханты самое любимое? (Северный олень: он может жить в суровых условиях, самостоятельно кормиться даже зимой, ездить у упряжке. Его мясо едят, а из шкур делают тёплые вещи).

С детьми проводится физминутка: «У оленя дом большой»

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук-тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

– Зайка, зайка забегай,

Лапу подавай!

Руками показываем окно.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь.

Руки на поясе.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью)

Ведущий:

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный олень».

Детям предлагаем поиграть в игру «Кто быстрее сядет на нарты» Кто скажет – что же такое нарты?

Для игры посередине зала по кругу ставят стулья(нарты). Дети стоят за стульям по кругу друг за другом.

Ведущий читает слова:

«Сильный северный олень

Нас катает целый день.

Но на нарты всем не сесть

Значит, ты остался здесь!»

Дети, в это время, подняв руки вверх (скрестив их в виде рогов) передвигаются длинными прыжками, имитируя движения оленя. По окончании слов дети бегут и занимают места на нартах. Кто места не нашёл, выходит из игры. Каждый раз один стул убирают, пока не останется только один.

Ведущий:

Вы знаете, как ханты отлавливают оленей-с помощью аркана, набросив его на оленя. Сейчас мы посмотрим кто у нас самый ловкий и меткий охотник. Игра «Набрось кольцо на конус».

Ведущий:

-У народов ханты есть свои праздники. Кто помнит, какие?

Вороний день - любимейший праздник и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО.

Вороний день, или "Вурна хатл" (хант.) - это день прихода весны, который традиционно праздновался в день прилёта ворон. В этот день ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали.

Медвежий праздник – голову убитого медведя украшают лентами, танцуют перед ним, просят помощи, удачи в охоте.

Ещё один праздник связан с берёзой.

Ханты говорят, что береза - это небесной жизни кусочек, святое дерево. До сих пор для народов ханты береза – священное дерево. В березовые рощи возле хантыйских поселков женщины приходят на моление в весеннее и осеннее полнолуние, привязывают к стволам дары и просят здоровья своим близким. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывали желания.

- Ими (гостья) загадала желание - собрать хантыйский узор из частей, это очень трудное задание. Давайте поможем ей. Детям предлагают сложить хантыйский узор из разрезанных кусочков.

Пока дети складывают узоры, ведущий читает стихотворение:

«Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб».

Наша гостья прощается с вами, благодарит за помощь и дарит вам на прощание бисер, из которого вы сможете сплести украшение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области