Конспект развлечения «Северные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
• расширять знания детей о быте, культуре, труде коренных народов Севера;
• уточнять знания о природных условиях родного края;
• развивать кругозора детей;
• прививать интерес к традициям коренных жителей Севера;
• воспитывать умение принимать гостей.
Предварительная работа:
Знакомство с жизнью и традициями народов Севера на занятиях познавательного цикла, наблюдения, рассматривание и описание картины «Северные олени», предметов народных промыслов, разучивание подвижных игр, стихов, загадок. Чтение художественных произведений о жизни на севере; рассматривание иллюстраций о народах Севера.
Материалы:
Кукла в хантыйской одежде, предметы промыслов из бисера, дерева, меха, бересты, загадки, атрибуты для подвижных игр. Два хантыйских узора, выполненных на бумаге, разрезанных на части.
Музыкальное сопровождение:
«Северное сияние» П.Саймон и оркестр П.Мориа;
музыка Е. Крылатова «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
Ведущий:
- Дети, как называется наша Родина?
- В России живет много разных народов, не только русские.
- Сегодня мы с вами будем говорить о Северном крае нашей страны.
- Что вы можете рассказать о севере нашей страны? О жителях Севера – ханты. Что вы о них знаете?
- На Севере живут ханты, манси и другие народы. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить здесь очень нелегко.
- А почему, как вы думаете? (там все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры и кружат метели).
«Словно люльку, дверь тяжелую качни –
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня,
Зазвучат легенды, песни для тебя».
- Сегодня у нас свами в гостях хантыйская девочка Ими.
Старый закон Севера гласит: сначала накорми и напои гостя, угости всем, что имеешь, а потом расспрашивай. Угощать нашу гостью мы будем ягодами лесными и грибами.
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
(Белый гриб)
Конечно, не белый —
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Это гриб — любимец мой —
С ножкой толстой и прямой.
Красной шапкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(Подосиновик)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
( Опята)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
Красненькая Матрёшка,
Аленькое сердечко.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки.
(Брусника.)
-Вот незадача – ягоды то у нас рассыпались.
Подвижная игра «Кто быстрей соберёт ягоды?» (ягоды – круги синего, красного цвета)
Игра на внимание. «Каких животных можно встретить на Севере?» если такое животное есть нужно хлопнуть в ладоши, если такое животное не водится, то ничего не делаем (заяц, зебра, белка, белый медведь, жираф, песец, северный олень, носорог, медведь, слон, лиса, бурундук, крокодил, лось).
- Наша гостья принесла с собой подарки.
Её семья самостоятельно делала всё, что нужно для жизни в тайге. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, обработкой дерева и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели из бисера, делали утварь из бересты, готовили еду. Педагог показывает предметы народного промысла и комментирует их назначение, способ изготовления.
Бисер, бисерные украшения и украшенные бисером предметы давно используются в традиционной культуре ханты и манси. В настоящее время появилось много новых предметов, изготовленных и украшенных бисером - это и заколки для волос, и кошельки, и сумочки, и кольца, и т.п.
Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. И в настоящее время ханты, манси из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, традиционные транспортные средства, жилища и хозяйственные постройки, игрушки, музыкальные инструменты.
Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины.
В узорах встречаются как геометрические мотивы, так и стилизованные изображения животных.
- Какое животное у ханты самое любимое? (Северный олень: он может жить в суровых условиях, самостоятельно кормиться даже зимой, ездить у упряжке. Его мясо едят, а из шкур делают тёплые вещи).
С детьми проводится физминутка: «У оленя дом большой»
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окно.
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
– Зайка, зайка забегай,
Лапу подавай!
Руками показываем окно.
Бег на месте.
Топот ногами, руки на поясе.
Имитация стука в дверь.
Руки на поясе.
Зазывание движения рукой.
Протягиваем руки с открытой ладонью)
Ведущий:
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень».
Детям предлагаем поиграть в игру «Кто быстрее сядет на нарты» Кто скажет – что же такое нарты?
Для игры посередине зала по кругу ставят стулья(нарты). Дети стоят за стульям по кругу друг за другом.
Ведущий читает слова:
«Сильный северный олень
Нас катает целый день.
Но на нарты всем не сесть
Значит, ты остался здесь!»
Дети, в это время, подняв руки вверх (скрестив их в виде рогов) передвигаются длинными прыжками, имитируя движения оленя. По окончании слов дети бегут и занимают места на нартах. Кто места не нашёл, выходит из игры. Каждый раз один стул убирают, пока не останется только один.
Ведущий:
Вы знаете, как ханты отлавливают оленей-с помощью аркана, набросив его на оленя. Сейчас мы посмотрим кто у нас самый ловкий и меткий охотник. Игра «Набрось кольцо на конус».
Ведущий:
-У народов ханты есть свои праздники. Кто помнит, какие?
Вороний день - любимейший праздник и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО.
Вороний день, или "Вурна хатл" (хант.) - это день прихода весны, который традиционно праздновался в день прилёта ворон. В этот день ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали.
Медвежий праздник – голову убитого медведя украшают лентами, танцуют перед ним, просят помощи, удачи в охоте.
Ещё один праздник связан с берёзой.
Ханты говорят, что береза - это небесной жизни кусочек, святое дерево. До сих пор для народов ханты береза – священное дерево. В березовые рощи возле хантыйских поселков женщины приходят на моление в весеннее и осеннее полнолуние, привязывают к стволам дары и просят здоровья своим близким. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывали желания.
- Ими (гостья) загадала желание - собрать хантыйский узор из частей, это очень трудное задание. Давайте поможем ей. Детям предлагают сложить хантыйский узор из разрезанных кусочков.
Пока дети складывают узоры, ведущий читает стихотворение:
«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».
Наша гостья прощается с вами, благодарит за помощь и дарит вам на прощание бисер, из которого вы сможете сплести украшение.