Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Смысловое чтение на уроках музыки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья по теме: «Смысловое чтение на уроках музыки»

Чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, навыки грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успех взрослым на работе и детям в школе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации учащихся.

В настоящее время в нашей школе большое внимание уделяется смысловому чтению.

Цель семантического чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное чтение и проникновение в смысл посредством анализа текста. Когда человек действительно читает вдумчиво, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, что очень важно на уроках музыки. Человек устанавливает связь между собой, информацией и окружающим миром. Урок музыки, построенный с точки зрения формирования смыслового чтения, помогает учащимся приобрести навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются не чем-то отстраненным, что нужно усвоить на отлично, а чем-то, во что вкладываются собственные силы. Это означает, что интерес к предмету возрастает.

Музыкальная программа на уровне основного общего образования предоставляет возможность для формирования следующих навыков, определенных междисциплинарной программой "Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом":

-найти необходимую информацию в тексте, в том числе и в тексте учебника;

-проанализируйте содержание текста;

-интерпретировать содержание текста;

- смотрите информацию, скрытую за прочитанными строками.

Благодаря особенностям урока музыки формируется умение сравнивать текст и музыку, предвосхищать особенности музыкальной композиции после прочтения описательного текста.

Приведем некоторые примеры:

В курсе музыки 4-го класса есть тема "Природа и музыка. Весенние приметы".

Мы ощущаем красоту природы, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем горевать и радоваться, восхищаться и успокаиваться, желая выразить высшее очарование мира природы, мы говорим: "Музыка природы". Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее. И сегодня, ребята, мы услышим природу в музыке!

Прежде чем перейти к музыкальному произведению, я предлагаю учащимся поработать с текстом Толстого Алексея Николаевича, содержащим описание весны, но я убираю его название. Я предлагаю вам также поработать с этим текстом.

Автор: Толстой Алексей Николаевич

Смотреть на солнце сейчас было невозможно — оно лилось с высоты косматыми, ослепительными потоками. По сине-голубому небу плыли облака, похожие на груды снега. Весенний ветерок пах свежей травой и птичьими гнездами. Птицы залетали в сад каждый день. Черные дрозды бегали между стволами — ловкачи ходили пешком. На липах сидела иволга, большая птица, зеленая, с желтым, как золото, пухом на крыльях, и суетливо насвистывала медовым голосом. Как только взошло солнце, на всех крышах и скворечниках проснулись скворцы, запели разными голосами, захрипели, засвистели то ли соловьем, то ли жаворонком, то ли какими-то африканскими птицами, которых они вдоволь наслушались за зиму за морем, - они издевались, ужасно фальшиво. Дятел в сером платочке пролетел сквозь прозрачные березы, сел на ствол, постучал, повертелся, подняв дыбом рыжий хохолок. Жаворонки взмывали высоко в небо, возвещая приход весны.

А в воскресенье, солнечным утром, на деревьях, которые еще не просохли от росы у пруда, прокуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом она благословила всех, кто жил в саду, начиная с червей:

— Живи, люби, будь счастлив, смотри. И я буду жить один, ни с чем, прятки...Весь сад молча слушал кукушку. Божьи коровки, птицы, лягушки, всегда всему удивляющиеся, сидящие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона — все, успокоившись, сколотили состояние.

Только один жаворонок, взмыв высоко в небо, послал необычайно радужный сигнал: "Вот и все, весна!"

Во-первых, я предлагаю вам молча просмотреть текст. Затем основательное выразительное чтение, после которого я задаю детям вопрос: "Как бы вы назвали эту историю? Почему?” После этого - выборочное чтение.

Давайте найдем слова, которые сделают описание весны прекрасным. Как называются эти слова? (Эпитеты)

Есть ли описание звуков в тексте? Давайте найдем их и подчеркнем.

"Весна" Автор: Толстой Алексей Николаевич

Смотреть на солнце сейчас было невозможно — оно лилось с высоты косматыми, ослепительными потоками. Облака плыли по сине-голубому небу, похожие на груды снега. Весенний ветерок пах свежей травой и птичьими гнездами. Птицы прилетали в сад каждый день. Черные дрозды бегали между стволами — ловкачи ходили пешком. В липах сидела иволга, большая птица, зеленая, с желтым, как золото, пухом на крыльях, суетливо насвистывающая медовым голосом. Как только взошло солнце, на всех крышах и скворечниках проснулись скворцы, запели разными голосами, захрипели, засвистели то ли соловьем, то ли жаворонком, то ли какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - они насмехались, ужасно фальшивя. По прозрачным березам пролетел дятел с серым платочком, сидел на стволе, стучал, вертелся, поднимая дыбом рыжий хохолок. Жаворонки взмывали высоко в небо, возвещая приход весны.[2]

А в воскресенье, солнечным утром, на деревьях, которые еще не высохли от росы, у пруда прокукарекала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом она благословляла всех, кто жил в саду, начиная с червей;

— Живи, люби, будь счастлива, заглядывайся. И я буду жить один, ни с чем, ку-ку...

Весь сад молча слушал кукушку. Божьи коровки, птицы, лягушки, всегда всему удивляющиеся, сидящие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона — все, притихнув, сколотили состояние.

Только один жаворонок, взмыв высоко в небо, послал необычайно радужный сигнал: "Вот и все, весна!"

И, наконец, главный вопрос: "Как вы думаете, какой будет музыка, передающая приход весны?" (Звонкий; но будут и глухие звуки, потому что зима не хочет уходить; радужный, потому что скворец заливается соловьем; и закончится все тихими звуками, потому что все слушали, как кукушка благословляла их на хорошую жизнь)

И какие инструменты могут передать настроение этого описания весны?

(Скрипки)

Благодаря такой работе с текстом, описывающим особенности этого времени года, у детей будет более полное восприятие музыкального произведения.

Иволга: насвистывает медовым голосом (альт, струнные)

Скворцы: хрипели, свистели, как соловьи, (скрипки, струнные)

Дятел- стук, барабан, перкуссия (шумовая группа).

Жаворонок: Послал радужный сигнал (флейта, кларнет).

Резюмируя их ответы, я рассказываю детям, что у П.И. Чайковского есть цикл "Времена года".

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, птицы возвращаются из теплых краев, а в оттаявшем лесу, согретом ласковыми лучами солнца, щебечет жаворонок. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лирическая и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, слегка грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и все замирает в ожидании следующего дня.

Пьеса называется: "Марш. Песня жаворонка".

В качестве эпиграфа к этой пьесе композитор использовал стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее о полете жаворонка в небе, радостно воспевающего весну, распускающиеся цветы и щедрое солнце:

Поле заполнено цветами

Волны света разливаются по небу

Весенние жаворонки поют

Голубые бездны полны.

После прослушивания и обсуждения музыкального произведения я предлагаю ответить на вопрос:

"Почему Чайковский выбрал это четверостишие в качестве эпиграфа?",

"Имеет ли пьеса "Жаворонок" что-нибудь общее с описанием весны А.Н. Толстым?"

Итак, ребята, мы знаем, что природа и человек неразделимы. Музыкальное искусство тесно связано с миром человеческих чувств, с прекрасным миром природы. Музыка вдохновлена красотой природы и учит нас любить и беречь природу, нашу родину.

И сейчас каждый из вас скажет: "Для меня Родина - это..."

Давайте закончим урок песней "Моя Россия".

Литература и музыка передают человеческие чувства, в данном случае описывают природу, но литература - это слово, а музыка - это звук. А работа учителя музыки с художественными текстами обогащает духовный мир подростков, помогает понять и принять музыкальное произведение.

Учебники содержат тексты разного смыслового содержания. Они выполняют информационную, художественную, познавательную, коммуникативную и другие функции. Это тексты, содержащие информацию о творчестве композиторов, об истории создания, исполнения и бытования музыкальных произведений, фрагменты литературных произведений (проза и поэзия); поэтические названия разворотов и эпиграфов, ориентирующие учащихся на развитие навыков вводного,- судебный процесс, который изучает чтение и направляет их художественное и образное мышление. Смысловое чтение как универсальное учебное действие определяет успешность учащихся как в учебной, так и в других видах практической деятельности.

Например, в учебнике для 5-го класса, помимо текстов, характеризующих учебный материал, в теме "Россия, Россия, нет слова прекраснее..." приведен отрывок из В. Предлагается рассказ Белова. В темах "Всю жизнь я ношу Родину в своей душе...", "Перезвоны", "Скажи мне, откуда ты родом, красавица?", "О подвигах, о доблести, о славе...", "В каждом мимолетном мгновении я вижу миры..." тексты В. Шукшина, представлены стихи Б. Пастернака, Р. Рождественского, К. Бальмонта и др. В учебнике для 6 класса темы "Древнерусский романс", "Мир чарующих звуков" содержат стихотворения И. Тургенева, А. Плещеева, В. Семернина, в теме "Два музыкальных посвящения" — стихи А. Пушкина и другие. Учебники содержат высказывания композиторов, раскрывающие их творческую позицию и отношение к искусству и жизни. Методы, позволяющие учащимся направлять свое восприятие и понимание музыки от смысла к звуку, основанные на жизненном музыкальном опыте, активно используются на уроках в начальной школе. В этом отношении интонация является единым ядром музыки и литературы. Рассматривая связь музыки и литературы с учащимися, учителю необходимо опираться на знания, которые учащиеся получают на уроках литературы (представление о народных и литературных сказках, языке художественной литературы, прозаической и поэтической речи, ритме, рифме и т.д.).

Дети знакомятся с художественным смыслом и возможностями программной музыки (сюиты, концерта, симфонии), а также таких инструментальных произведений, в которых народные мелодии, церковные напевы, интонации колоколов получили вторую жизнь. Ученики постигают важность музыки в жизни человека через вдумчивое чтение литературных произведений, на страницах которых "звучит" музыка. Она часто становится одним из действующих лиц сказки или фольклорного предания, рассказа или новеллы, древнего мифа или легенды. Такие произведения рассказывают о музыкантах, о чудодейственной силе музыки и т.д. Студентам предлагается ряд работ, отражающих незабываемые образы выдающихся музыкальных произведений или жизнь и творчество известных композиторов, музыкантов-исполнителей. Знакомство с подобными литературными произведениями не только способствует расширению знаний учащихся, но и, самое главное, раскрывает многовариантность (разные грани) интерпретации музыкальных произведений, позволяет вникнуть в творческое кредо композитора, исполнителя. Еще одним важным направлением реализации темы "Музыка и литература" является выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.[1]

Задача педагога - выстроить процесс общения ребенка с искусством таким образом, чтобы он узнавал свое в чужом, понимая великую силу искусства, которая ярко выражена в словах Д. Шостаковича: "Художник может показать миллионам людей то, что делается". совершается в душе одного человека и раскрывает одному человеку то, чем наполнена душа всего человечества". Повторяя знакомые песни и романсы (например, песню "Моя Россия" Г. Струве на слова Н. Соловьевой, романс "Жаворонок" М. Глинки на слова Н. Кукольник), желательно заранее прочитать стихи, для которых они написаны. Вы можете попросить учащихся нарисовать мелодическую линию произносимого текста движением руки в воздухе или графически (на доске), а затем сравнить ее с записью мелодии на нотах (учащиеся увидят начало мелодий на странице 9 учебника).. После исполнения мелодий учащиеся смогут убедиться в том, что общие контуры мелодий выразительно произнесенного и спетого текста схожи. Другими словами, музыкальная речь близка к интонационно-выразительной разговорной речи человека. Сравнение пения с вокализацией, чтением стихов и исполнением мелодий со словами поможет учащимся понять значение слов в песне. Идея единства слов и мелодии в вокальной музыке (песне, романсе) становится очевидной. Простые стихотворные строки, благодаря их музыкальному прочтению композиторами, казалось, обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами.

Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И стихи Н. Кукольника, возможно, не дошли бы до нас, если бы не гениально простая, искренняя и вдумчивая музыка "Жаворонка" М. Глинки. Пусть ребята, исполняя мелодию, прислушаются к особенностям аккомпанемента. Отвечая на вопрос, какое настроение охватило всех во время исполнения романса Глинки, ученики, несомненно, скажут, что это настроение задумчивости, сердечности, мечтательности.

Учитель может расширить их впечатление, отметив, что этот лирический романс навевает элегическое настроение, которое также перекликается с настроением картины В. Поленова "Монастырь над рекой", приведенной в учебнике. Несмотря на то, что главное в первом полугодии - определить взаимосвязи музыки и литературы, необходимо помнить об общности всех видов искусства и, в связи с этим, обратить внимание на соответствующие репродукции пятиклассников. Соотношение настроения картины В. Поленов и музыка, звучащая на уроке, позволяет ощутить единство настроения и сходство выразительных средств живописи и музыки: это линии рисунка на картине и мелодия романса, общая ритмическая структура картины и музыки, перекличка светотени в картинка и раскраска ладов в музыке.

При таком сравнении воспитывается эстетическое отношение к жизни, которое может вызвать у каждого импульс к созданию собственного художественного образа (будь то музыкальный, поэтический или живописный), то есть к переосмыслению восприятия природы и повседневной жизни. Необходимо, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, что можно услышать не только грозу, бушующее море, но и тишину леса, полей. После этого ученики могут прослушать знакомые произведения, например, фрагменты из финала симфонии № 4 Чайковского и сюиты "Пер Гюнт" — музыку, написанную Э. Григом для драмы Дж. Ибсен. Пусть они попробуют запомнить имена и авторов этих композиций, а главное — почувствовать жизненную основу музыки. В первом случае, чтобы объяснить, почему композитор включил мелодию русской народной песни "Береза стояла во поле" в финал такого большого и серьезного произведения, как симфония, в симфонии черты приобрели знакомую мелодию. Во втором — аргументировать свой ответ при определении персонажей, которым присуще то или иное музыкальное произведение, и средств, с помощью которых композитор раскрывает особенности того или иного персонаж. Работа с распространением учебника "Россия, Россия, нет слова прекраснее..." позволяет гармонично сочетать лирическое мышление писателя (рассказ В. Белова), художника (живописный пейзаж И. Левитана "Стеки. Сумерки") и композиторов (музыкальные произведения, которые дети сами назовут), чтобы раскрыть перед учащимися образ Родины. Знакомство с произведениями искусства поможет учащимся прочувствовать и понять собственное отношение к родному краю, значимость культуры своего народа.

После выразительного прочтения одним из студентов отрывка из В. Рассказ Белова "Моя тихая родина..." позволил учащимся попытаться понять чувства, которые он у них вызывал, найти в нем слова, связанные с музыкой. Содержание этого прозаического отрывка неоднозначно. Его метафоричность — вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами — близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие благодаря выразительным возможностям музыкального искусства передавать чувства и эмоции. В рассказе свойства человека переносятся на всю природу: "тихая родина лечит душу", "молодые березы — вечные свидетели человеческого горя и радости — им стыдно", "в их шелесте есть укор - через каких-нибудь полвека им понадобится только песни, а песни тоже, как и люди, умирают". "Тепло родной травы" — так можно было бы сказать о человеке, о тепле его рук, голоса... Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками, кажется, что вы сами слышите жизнь природы, погружаетесь всеми своими чувствами в эту атмосферу. Здесь все звучит и дышит музыкой. Писательница создает художественный образ, который посвящен ей (моей тихой родине). Рассказ о березе, которая является символом Родины — всего прекрасного, что связано с образом матери, девушки, земли, природы России, — несет в себе ярко выраженную патриотическую идею. Мелодия "Осени" К. Кюю предшествует короткое, но очень выразительное вступление, основанное на постоянном звучании одной ноты "ля", от которой другой голос плавно переходит к основному звуку песни — тоническому "ре". Вызвано ли это вступлением?

Итак, успешное усвоение школьной программы в настоящее время невозможно без формирования читательской грамотности у обучающихся.Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных действий. Поэтому обучение любому предмету должны включать приёмы чтения на разнообразном учебном материале. Урок музыки не является исключением в этом направлении. Поэтому на уроках также систематически и целенаправленно ведётся работа над развитием читательской грамотности у обучающихся. Цель - развитие смыслового чтения.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области