Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проведение олимпиад по математике

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проведение олимпиад по математике

Один из главных вопросов в практике школы – это вопрос мотивации учения. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Познавательный интерес, возникающий в процессе учения, является самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности. Он активизирует умственную деятельность в данный момент и направляет её к последующему решению различных задач. Формировать познавательный интерес можно разными средствами. Одним из таких средств является подготовка к олимпиадам и участие в них.

Современный уровень развития технического прогресса требует целенаправленных усилий по развитию интересов учащихся общеобразовательной школы в области естественно-математических наук. Одним из наиболее значимых средств формирования такого интереса у младших школьников является подготовка и проведение математических олимпиад. Кроме того, предметные олимпиады являются и средством формирования мотивации к учению, повышения познавательной активности, развития творческих способностей. Предметные олимпиады способствуют углублению и расширению знаний по предмету. Их популярность свидетельствует о том интересе, который вызывают у учащихся математические соревнования.

Учителю уместно показать детям, что он верит в их силы, вместе с ними радуется успеху каждого. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Желательно поддерживать любознательность ребят, разумно дозируя подобранные задачи как в качественном, так и в количественном отношениях в соответствии с уровнем развития. Иногда в необходимых случаях полезно помогать ребятам, направлять их работу, но в меру. Такой подход позволяет прививать вкус к самостоятельному рассуждению, способствует дальнейшему развитию математического мышления.

Одной из задач проведения олимпиад является повышение уровня преподавания математики в начальных классах.

Во время участия в олимпиадах и в процессе подготовки к ним расширяется кругозор детей.

Основная же цель проведения математических олимпиад и других математических соревнований - пробудить интерес к математике у широкой массы учащихся.

В настоящее время выпущено большое количество сборников с олимпиадными заданиями по математике для детей младшего школьного возраста. Учителя используют в своей работе сборники О.А. Ефремушкиной, Н.В. Русанова, Е.А. Сорокоумовой, Е. В. Королёвой, Г.Д. Дьячковской, Н.Г. Белицкой и других авторов. Данные пособия содержат задания занимательного характера имеющие различную степень сложности. Рассматриваются различные подходы к составлению текстов, проверке и оценке олимпиадных заданий, а также принципы выявления и поощрения победителей. В работах представлены задачи-шутки, головоломки, ребусы, которые помогают развивать у детей логическое мышление, сообразительность, формировать интерес к изучению математики, умение самостоятельно находить решение.

Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учебе. Оно формируется как через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.

Эффективной формой внеклассной работы по математике является олимпиада. Это не единовременное мероприятие в отдельно взятой школе, а целая система соревнований. Укажем ее важнейшие особенности.

Такое построение олимпиады позволяет участвовать в ней всем школьникам. При этом выигрывают не только победители, но и участники.

Необходимо провести подготовительные мероприятия и всей олимпиады в целом, и отдельных ее этапов.

Необходимо проводить олимпиаду в заключительный год начального обучения. Первые же годы можно рассматривать как подготовку к ней. Здесь важна постепенность. Начать следует с эпизодических вопросов, задач на первом году обучения. Далее перейти к упражнениям, выполняемым в течение 10—15 мин, затем увеличить их продолжительность до 30 мин. Такие занятия должны быть не чаще одного раза в неделю. Завершить эту работу нужно деятельностью математического кружка, в рамках которого можно успешно подготовить детей к олимпиаде, являющейся заключительным этапом внеклассной работы в начальных классах.

По времени олимпиада не должна превышать одного урока (40-45 мин). При проведении олимпиады необходимо создать для учащихся комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, четко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно. Обязательно следует предупредить участников, что отвечать на вопросы они могут в любом, удобном для них, порядке. Если учитель раздает готовые варианты, куда ученики должны вписывать ответы, не стоит забывать раздать им достаточное количество листов для черновика, чтобы они могли записывать все свои рассуждения.

Необходимо заранее разработать критерии оценки каждого задания, в зависимости от его сложности. Если задание включает в себя несколько пунктов, то следует учитывать ответ на каждый пункт вопроса. Правильный ответ, требующий только знания предмета, оценивается 1 баллом. Если требуется «включить воображение», опереться на логику в рассуждении, то ответ на подобный вопрос можно оценить 2 баллами. В том случае, если для ответа нужно произвести сложные вычисления или сделать нестандартные логические шаги, данный труд оценивается 3 баллами.

Победителями следует считать учеников, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.

Призёрами могут быть учащиеся, которые не ответили на 1-2 вопроса или некоторые их ответы были недостаточно полными, но в основе своей верными.

Подведение итогов и разбор результатов не следует откладывать надолго. Желательно провести их на ближайшем уроке по предмету. Победителей и призёров следует поощрить, наградив их грамотами или книгами, которые они смогут использовать в дальнейшем, как справочный или познавательный материал. Результаты олимпиады желательно красиво оформить и вывесить на специальном стенде, посвященном внеклассной работе.

Первый, школьный, этап олимпиады является самым массовым, в нем может участвовать каждый ученик школы. Вся организационная и методическая работа по его проведению обеспечивается педагогами школы. Согласно Положению об олимпиаде, школьные олимпиады - это первый Этап Всероссийской олимпиады.

Второй, районный или городской, этап Олимпиады проводится силами районных отделов образования и соответствующих методических объединений педагогов. На местах создаются организационные комитеты, методические комиссии и жюри олимпиады. Методические комиссии составляют конкурсные задания, а оргкомитеты определяют время и место проведения олимпиады, устанавливают нормы представительства от каждой школы.

Третий этап - областной, краевой или республиканский - это олимпиады субъектов Российской Федерации. Для этого этапа конкурсные задания готовит Методическая комиссия Центрального оргкомитета. Основная часть заданий остается единой на всей территории России, что обеспечивает саму возможность сравнения результатов по регионам при подведении итогов третьего этапа Олимпиады. Такое сравнение важно и для Министерства, и для местных органов образования, а анализ результатов существенно влияет на работу методической комиссии Центрального оргкомитета.

Третий этап Олимпиады принимает черты спортивных соревнований, так как по его результатам из победителей и призеров формируются команды областей, краев и республик для участия в зональном этапе.

В организации и проведении третьего Этапа Олимпиады, кроме органов образования, принимают участие средние специальные и высшие учебные заведения региона. В оргкомитеты входят руководители университетов и институтов, представители общественности и средств массовой информации, а жюри формируются из ведущих педагогов, а также преподавателей, аспирантов и студентов.

Иначе организуется конкурс «Кенгуру» (www.henguru.ru). Он проходит в один тур, без отборочных соревнований. Это соревнование проходит в марте, в один и тот же день, в один и тот же час и представляет собой тридцать вопросов, расположенных по мере нарастания сложности, на каждый вопрос предлагается пять вариантов ответа. Писать полные решения не требуется, следует лишь на специальном бланке для ответов указать найденный номер для ответа к каждой задаче.

К участию в "Кенгуру" допускаются все желающие школьники со 2 по 10 класс. Имеется, впрочем, одно ограничение - участие в конкурсе платное (около 20-30 pублей). Собранные взносы идут на покрытие расходов по проведению соревнования, издание специальных брошюр и награждение победителей.

На всю работу дается 1 час 15 минут чистого времени. Затем листы с ответами и данными участника сдаются и направляются в Оргкомитет для проверки и обpаботки. 30 задач конкурса поделены на 3 части:

10 наиболее легких задач, оцениваемых в 3 балла каждая

10 - потруднее, оцениваемых в 4 балла

10 - наиболее трудных, за решение которых дается 5 баллов.

Таким образом, участник конкурса может максимально набрать 120 баллов. Среди победителей конкурса находятся такие, кто набирает 120 или чуть меньше. Но очень важно, что среди всех участников не найдётся ни одного, кто наберёт 0 баллов. Даже те участники, кто не слишком увлекаются математикой, правильно решают хотя бы несколько задач.

После проверки (примерно через месяц) каждая школа, принявшая участие в конкурсе, получает итоговый отчет, включающий всех участников, с указанием полученных баллов и места каждого ученика в общем списке. Всем участникам выдаются сертификаты международного образца, победители в параллели получают призы и возможность поездки в международные математические лагеря, где они отдыхают и общаются со своими зарубежными сверстниками.

Главным организатором конкурса "Кенгуру - математика для всех" в России стал Санкт-Петербургский Институт продуктивного обучения Российской Академии образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области