Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта и рефлексивный анализ урока изобразительного искусства по теме "Пейзаж- большой мир"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта учебного занятия

ФИО учителя/преподавателя: Колнооченко Вера Викторовна

Класс: 6

Дата: 15.03.2022

Предмет: Изобразительное искусство

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Пейзаж- большой мир

Тип урока: Изучение новых знаний

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Средства обучения: аудиовизуальные, наглядные плоскостные, словесные.

Формы работы на уроке:работа в группах, индивидуальная, фронтальная

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Организационный момент

Мотивировать обучающихся на восприятие материала.

Приветствие учащихся.

Вызов на побуждающий диалог.

Что нужно для успешной работы?

Девиз урока: “ Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз”.

Приветствие учителя. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстником.

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоенного материала.

Создаёт условия для оценки высказанных рекомендаций.

Выводит на оценку значимости полученных знаний.

Для чего необходимы эти понятия?

Показывает личную заинтересованность в успехе каждого ученика.

Учащимся предлагается:

1. Дать определение понятия “ жанр”;

2.Определить жанры представленным на экране произведениям.

Уточняет, понятно, ли задание? Определяет время на работу.

Проверка выполненного задания, коррекция затруднений:

Взаимопроверка. Ученики обмениваются работами.

Оценивает процесс усвоения материала. Есть те, кто не справился? Не просит поднять руки с точки зрения уважения к детям, но интересуется.

Уточняется необходимость проведенной разминки.

Вспоминают предметные результаты прошлого урока.

Прогнозируют.

Поднимают руки.

Ученики проверяют работы друг друга, ставят отметки.

Возвращают работы

Подвели итог этапа урока, оценили его значение (повторили основные понятия)

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Создать условия для актуализации новых знаний обучающихся, рассуждений, анализа и сопоставлений. Самостоятельная формулировка цели урока учащимися.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Учитель показывает видео ряд и выводит на тему сегодняшнего урока.

Побуждающий диалог.

Внимательно смотрят, слушают видео ряд.

Формулируют самостоятельно тему урока.

Изучение новых знаний 

Создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса.

Знакомство с новым материалом, самостоятельное “открытие” нового знания.

Формирование рефлексивных умений определить границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний; приёмами постановки и определения проблемы, формулировка частной познавательной задачи, выделение в задаче известных и новых компонентов;

формирование познавательных мотивов учебной деятельности; стремления открыть знания, приобрести умения.

Мы просмотрели видео ряд, в котором представлены работы известных русских художников И. Левитана, И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова и др. Все они были великими художниками пейзажистами.

Подумайте:

Учитель определяет содержание и последовательность действий для решения задач и достижения цели.

— Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Перед вами работы художников

Вводит понятия видов пейзажного жанра.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим некоторые из них.

1. Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3. Морской пейзаж. Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами.

4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

6. Космический или фантастический пейзаж. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.

7. Героический пейзаж. Пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, называется героическим.

8. Декоративный пейзаж. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее.

9. Исторический пейзаж. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим.

10. Эпический пейзаж. Для этого вида пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

11. Романтический пейзаж. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — всё это и есть мотивы романтического пейзажа.

12. Лирический пейзаж. Такой пейзаж обычно небольшой по размеру. Он отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы.

13. Драматический пейзаж. Предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства

Художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства.

Уточняет, насколько понятны детям термины. Проводит корректировку.

Высказывают предположения, сравнивают, оценивают.

Анализируют, делают выводы, открывают новые знания.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения.

Первичная проверка понимания изученного

Самостоятельная работа по использованию приобретённых знаний.

Организует работу с карточками в группах. Побуждает к поиску.

Слушает ответы, корректирует. Помогает комментировать результаты учебной деятельности.

Организует работу с карточками в группах. Побуждает к поиску.

Слушает ответы, корректирует. Помогает комментировать результаты учебной деятельности.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Закрепление полученных знаний.

Предлагает задание на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору техники выполнения работы по достижению целей урока.

Задание.

1.Выбери один из видов пейзажного жанра.

2.Подумай в какой технике ты хотел бы выполнить работу и почему. Вспомни средства художественной выразительности этой техники.

3. Выполни эскиз пейзажа на ½ альбомного листа применив средства художественной выразительности.

Выполняют задание в альбомах, презентуют и сравнивают результаты работы, отличающиеся уровнем сложности.

Оценивают правильность выполнения работы.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Выявить уровень усвоения знаний. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действия учащихся в рамках и изученного материала.

Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения.

Предлагает ребятам устроить вернисаж.

На доску вывешивают несколько работ желающих. Учащиеся презентуют свою работу с учётом нового материала.

Остальные выставляют работы без коллективного обсуждения.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

Подведение итогов урока, рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Подведём итоги:

Учитель предлагает варианты домашнего задания, составленные на основе системно- деятельного подхода.

Подобрать материал о художниках основной темой которых стал городской пейзаж и фантастический (по выбору).

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают интересные работы и ответы.

______________________________ Подпись аттестуемого педагога

Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № _______от _____________

____________________________ подпись руководителя ОУ

М.П.

Рефлексивный анализ учебного занятия

ФИО учителя/преподавателя: Колнооченко Вера Викторовна

Класс: 6

Дата: 15.03.22

Предмет: изобразительное искусство

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Пейзаж- большой мир

Тип урока Изучение новых знаний

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Средства обучения: аудиовизуальные, наглядные плоскостные, словесные.

Формы работы на уроке_ работа в группах, индивидуальная, фронтальная________________________________________________

Этапы

Название, содержание и цель этапа урока3

Вопрос для рефлексивного анализа

Ответы аттестуемого педагога

1 этап

Организационный момент

Цель: создать позитивный настрой. Мотивировать обучающихся на восприятие материала.

1.Этот этап урок определяет готовность обучающихся к уроку (наличие материалов и инструментов для работы обучающися).

Ответ на вопрос учителя «Что нужно для успешной работы?» помогает ученикам проконтролировать свою готовность к уроку и вызывает положительные эмоции .

Девиз урока: “ Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз”, настраивает на получение новых знаний и закрепление пройденного материала.

Длительность этапа 2 минуты, что дает возможность снизить плотность урока.

Цель этапа достигнута.

2 этап

Проверка домашнего задания.

Цель: Определить уровень усвоенного материала.

2.Письменный опрос

Учащимся предлагается:

1. Дать определение понятия “ жанр”;

2.Определить жанры представленным на экране произведениям.

Взаимопроверка.

Ученики проверяют работы друг друга, ставят отметки.

Возвращают работы.

Вопрос учителя «Кто справился со всеми заданиями?» позволяет фиксировать результат учителю.

С работой справились все ученики, но дети с ослабленной мотивацией обучения испытывали сложности.

Цель этапа достигнута.

3 этап

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Цель: Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование умения задавать вопросы; формирование коммутативных умений, культуры общения, сотрудничества.

3.С целью актуализации знаний учитель организует просмотр видео ряда и организует беседу с опорой на знания школьников, которые получают возможность продемонстрировать свои представления при переходе от повторения к изучению новой темы.

В ходе беседы ученики сами формулируют тему урока и целевые установки, поскольку подведены к ним учителем.

4.В ходе урока перед учащимися ставятся вопросы:

-Что объединяет работы художников, представленные на экране?

-Все, ли пейзажи одинаковые?

-Ребята попробуйте дать определения этим пейзажам.

- Как вы думаете, как тема сегодняшнего урока?

Отвечая на вопросы, учащиеся дают свое определение новым понятиям, высказывая свою точку зрения.

5.Научная новизна освещения учебного материала заключается в том, что подача нового организованна с использованием методов активного обучения с одной стороны, с другой – весь материал подается через призму субъективного опыта учащихся, совмещенного с анализом информационных источников.

Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся.

Цель этапа достигнута.

4 этап

Изучение новых знаний 

Цель: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению самостоятельной деятельности;

-организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.

6. Какие приемы, методы и технологии использовались Вами для формирования УУД в процессе учебного занятия?

7. Приведите примеры и проанализируйте использование современных технологий: проектной, исследовательской, ИКТ.

8. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

9. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

10. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного учебного занятия.

6.На данном уроке применялись проблемный, частично-поисковый, наглядный, деятельностный методы обучения.

В процессе урока для формирования УУД использовались информационные и коммутативные технологии (взаимопроверка, работа в группах); технология уровневой дифференциации; здоровье сберегающие технологии.

Примененные технологии направлены на достижение целей урока и формирование у учащихся аналитического мышления, информационной грамотности.

7.На уроке использовался видеофрагмент «Дмитрий Шувалов.1932–2013. Русский музей»; видео ряд, в котором представлены работы известных русских художников И. Левитана, И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова и др.

Видеофрагмент использовался для расширения и пополнения знаний учащихся, анализа полученной информации.

8.На этапе изучения нового материала перед обучающимися были поставлены проблемы, решить которые они должны были в течении урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Выполнение практической работы дает возможность выбора задания в соответствии с новыми полученными знаниями и применением ранее полученных навыков техники исполнения.

9.Проблемные вопросы, определяющие тему урока и ее цели, ставились исходя из изученного материала. В процессе знакомства с видами пейзажа даются определения: эпический, исторический, лирический…, характеристика этих пейзажей с учетом времени и действия.

Межпредметные: изобразительное искусство- история.

10.На уроке применялась диалоговая форма общения: обучающиеся вступают в диалог.

Побуждающий диалог.

Подведём итоги:

Цель этапа достигнута.

5 этап

Первичная проверка понимания изученного

Цель:

Усвоение учениками знаний и формирование первичных навыков, коррекция при выявлении затруднений.

11.С целью формирования навыков самоконтроля на уроке применялись: взаимоконтроль (этап проверки домашнего задания, при изучении нового материала, совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски, выявление характерных ошибок.)

Формирование навыка самооценка легче всего проследить на этапе рефлексии, но на протяжении всего урока владение навыками самооценки помогали детям выстроить свою работу наиболее продуктивно ( дифференцированное практическое задание, при выборе сложности ученики сами оценивали уровень владения знаниями и навыками).

С задачей справились все ученики, что позволило выставить положительные оценки.

12.В течении урока использовались разнообразные формы работы: фронтальная работа ( беседа с классом, работа с видеоматериалом), индивидуальная (практическое творческое задание), групповая (работа с карточками в группах).

13.Смена форм работы позволяет снизить эмоциональную и психологическую перегрузку учащихся. Динамическая пауза направлена на положительный настрой. Во время урока использовалась похвала, одобрение, поддержка.

14.Примером дифференцированного подхода являются карточки-задания на этапе «Первичная проверка понимания изученного». Для детей с низким и высоким уровнем обучаемости подобраны задания разной сложности.

Цель достигнута.

6 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

ЦЕЛЬ:

Выявление качества и уровня знаний, а также выявления недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

15. Содержание соответствует целям и задачам, принципам рабочей программы в контексте ООП ОУ. Урок разработан в соответствии с программой «Изобразительное искусство. 6 класс»

16.Проблемно-диалогическое обучение, применяемое на уроке, является одной из эффективных технологий. Которая помогает реализовать системно-деятельный подход в обучении. На данном уроке этот подход был реализован через создание проблемной ситуации, самоконтроль, взаимоконтроль и самоконтроль.

Проводилась индивидуальная и групповая работа. После выполнения работы делались выводы.

17.Применение технологии проблемного обучения предполагает, что вся учебная деятельность на уроке будет направлена на поиск способов и возможностей выхода из проблемной ситуации. Создание нестандартных ситуаций способствовало развитию познавательного интереса и внимания к предмету.

Цель этапа достигнута.

7 этап

Контроль и самоконтроль, коррекция

Цель: организовать самоконтроль и взаимоконтроль;

проверить применение новых учебных знаний;

организовать рефлексию усвоения нового материала.

18.На этапе изучения нового материала перед обучающимися были поставлены проблемные ситуации, решить которые они должны были в течении урока, что способствовало развивающим функциям обучения.

На всех этапах урока дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, что способствовало развитию качеств: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

Предложенные задания, носили как развивающий, так и воспитывающий характер (работа в парах).

19.Использовался наглядный материал:

видеофрагмент, видеоряд, раздаточный материал.

Цель этапа достигнута.

8 этап

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель: подвести итоги, помочь учащимся в осуществлении самооценки проведения анализа результатов деятельности.

20.Содержание урока было направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Формирование понимания особенностей творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов.

Учащиеся усвоили понятие жанр, его отличительные особенности; познакомились с творчеством русских художников пейзажистов.

Продолжили развивать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты нашли свое отражение в развитие эстетического вкуса, художественного мышления; в построении логически обоснованных рассуждений. Обучающиеся использовали различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_______________/_______________________

Дата выполнения задания_________________


Зависит от типа и целей урока

Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока

Зависит от типа и целей урока

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области