Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Колнооченко Вера Викторовна
Класс: 6
Дата: 15.03.2022
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Пейзаж- большой мир
Тип урока: Изучение новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Средства обучения: аудиовизуальные, наглядные плоскостные, словесные.
Формы работы на уроке:работа в группах, индивидуальная, фронтальная
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент Мотивировать обучающихся на восприятие материала. | Приветствие учащихся. Вызов на побуждающий диалог. Что нужно для успешной работы? Девиз урока: “ Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз”. | Приветствие учителя. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстником. |
Проверка домашнего задания Проверить уровень усвоенного материала. | Создаёт условия для оценки высказанных рекомендаций. Выводит на оценку значимости полученных знаний. Для чего необходимы эти понятия? Показывает личную заинтересованность в успехе каждого ученика. Учащимся предлагается: 1. Дать определение понятия “ жанр”; 2.Определить жанры представленным на экране произведениям. Уточняет, понятно, ли задание? Определяет время на работу. Проверка выполненного задания, коррекция затруднений: Взаимопроверка. Ученики обмениваются работами. Оценивает процесс усвоения материала. Есть те, кто не справился? Не просит поднять руки с точки зрения уважения к детям, но интересуется. Уточняется необходимость проведенной разминки. | Вспоминают предметные результаты прошлого урока. Прогнозируют. Поднимают руки. Ученики проверяют работы друг друга, ставят отметки. Возвращают работы Подвели итог этапа урока, оценили его значение (повторили основные понятия) |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Создать условия для актуализации новых знаний обучающихся, рассуждений, анализа и сопоставлений. Самостоятельная формулировка цели урока учащимися. | Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Учитель показывает видео ряд и выводит на тему сегодняшнего урока. Побуждающий диалог. | Внимательно смотрят, слушают видео ряд. Формулируют самостоятельно тему урока. |
Изучение новых знаний Создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса. Знакомство с новым материалом, самостоятельное “открытие” нового знания. | Формирование рефлексивных умений определить границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний; приёмами постановки и определения проблемы, формулировка частной познавательной задачи, выделение в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности; стремления открыть знания, приобрести умения. Мы просмотрели видео ряд, в котором представлены работы известных русских художников И. Левитана, И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова и др. Все они были великими художниками пейзажистами. Подумайте: Учитель определяет содержание и последовательность действий для решения задач и достижения цели. — Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Перед вами работы художников Вводит понятия видов пейзажного жанра. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим некоторые из них. 1. Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. 3. Морской пейзаж. Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. 4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. 5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. 6. Космический или фантастический пейзаж. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника. 7. Героический пейзаж. Пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, называется героическим. 8. Декоративный пейзаж. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. 9. Исторический пейзаж. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. 10. Эпический пейзаж. Для этого вида пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия. 11. Романтический пейзаж. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — всё это и есть мотивы романтического пейзажа. 12. Лирический пейзаж. Такой пейзаж обычно небольшой по размеру. Он отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы. 13. Драматический пейзаж. Предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства Художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства. Уточняет, насколько понятны детям термины. Проводит корректировку. | Высказывают предположения, сравнивают, оценивают. Анализируют, делают выводы, открывают новые знания. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. |
Первичная проверка понимания изученного Самостоятельная работа по использованию приобретённых знаний. | Организует работу с карточками в группах. Побуждает к поиску. Слушает ответы, корректирует. Помогает комментировать результаты учебной деятельности. | Организует работу с карточками в группах. Побуждает к поиску. Слушает ответы, корректирует. Помогает комментировать результаты учебной деятельности. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Закрепление полученных знаний. | Предлагает задание на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору техники выполнения работы по достижению целей урока. Задание. 1.Выбери один из видов пейзажного жанра. 2.Подумай в какой технике ты хотел бы выполнить работу и почему. Вспомни средства художественной выразительности этой техники. 3. Выполни эскиз пейзажа на ½ альбомного листа применив средства художественной выразительности. | Выполняют задание в альбомах, презентуют и сравнивают результаты работы, отличающиеся уровнем сложности. Оценивают правильность выполнения работы. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Выявить уровень усвоения знаний. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действия учащихся в рамках и изученного материала. | Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения. Предлагает ребятам устроить вернисаж. На доску вывешивают несколько работ желающих. Учащиеся презентуют свою работу с учётом нового материала. Остальные выставляют работы без коллективного обсуждения. | Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Подведём итоги: Учитель предлагает варианты домашнего задания, составленные на основе системно- деятельного подхода. Подобрать материал о художниках основной темой которых стал городской пейзаж и фантастический (по выбору). | Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают интересные работы и ответы. |
______________________________ Подпись аттестуемого педагога
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом № _______от _____________
____________________________ подпись руководителя ОУ
М.П.
Рефлексивный анализ учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Колнооченко Вера Викторовна
Класс: 6
Дата: 15.03.22
Предмет: изобразительное искусство
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
Пейзаж- большой мир
Тип урока Изучение новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Средства обучения: аудиовизуальные, наглядные плоскостные, словесные.
Формы работы на уроке_ работа в группах, индивидуальная, фронтальная________________________________________________
Этапы | Название, содержание и цель этапа урока3 | Вопрос для рефлексивного анализа | Ответы аттестуемого педагога |
1 этап | Организационный момент Цель: создать позитивный настрой. Мотивировать обучающихся на восприятие материала. | 1.Этот этап урок определяет готовность обучающихся к уроку (наличие материалов и инструментов для работы обучающися). Ответ на вопрос учителя «Что нужно для успешной работы?» помогает ученикам проконтролировать свою готовность к уроку и вызывает положительные эмоции . Девиз урока: “ Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз”, настраивает на получение новых знаний и закрепление пройденного материала. Длительность этапа 2 минуты, что дает возможность снизить плотность урока. Цель этапа достигнута. | |
2 этап | Проверка домашнего задания. Цель: Определить уровень усвоенного материала. | 2.Письменный опрос Учащимся предлагается: 1. Дать определение понятия “ жанр”; 2.Определить жанры представленным на экране произведениям. Взаимопроверка. Ученики проверяют работы друг друга, ставят отметки. Возвращают работы. Вопрос учителя «Кто справился со всеми заданиями?» позволяет фиксировать результат учителю. С работой справились все ученики, но дети с ослабленной мотивацией обучения испытывали сложности. Цель этапа достигнута. | |
3 этап | Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование умения задавать вопросы; формирование коммутативных умений, культуры общения, сотрудничества. | 3.С целью актуализации знаний учитель организует просмотр видео ряда и организует беседу с опорой на знания школьников, которые получают возможность продемонстрировать свои представления при переходе от повторения к изучению новой темы. В ходе беседы ученики сами формулируют тему урока и целевые установки, поскольку подведены к ним учителем. 4.В ходе урока перед учащимися ставятся вопросы: -Что объединяет работы художников, представленные на экране? -Все, ли пейзажи одинаковые? -Ребята попробуйте дать определения этим пейзажам. - Как вы думаете, как тема сегодняшнего урока? Отвечая на вопросы, учащиеся дают свое определение новым понятиям, высказывая свою точку зрения. 5.Научная новизна освещения учебного материала заключается в том, что подача нового организованна с использованием методов активного обучения с одной стороны, с другой – весь материал подается через призму субъективного опыта учащихся, совмещенного с анализом информационных источников. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся. Цель этапа достигнута. | |
4 этап | Изучение новых знаний Цель: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению самостоятельной деятельности; -организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. | 6. Какие приемы, методы и технологии использовались Вами для формирования УУД в процессе учебного занятия? 7. Приведите примеры и проанализируйте использование современных технологий: проектной, исследовательской, ИКТ. 8. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 9. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. 10. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного учебного занятия. | 6.На данном уроке применялись проблемный, частично-поисковый, наглядный, деятельностный методы обучения. В процессе урока для формирования УУД использовались информационные и коммутативные технологии (взаимопроверка, работа в группах); технология уровневой дифференциации; здоровье сберегающие технологии. Примененные технологии направлены на достижение целей урока и формирование у учащихся аналитического мышления, информационной грамотности. 7.На уроке использовался видеофрагмент «Дмитрий Шувалов.1932–2013. Русский музей»; видео ряд, в котором представлены работы известных русских художников И. Левитана, И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова и др. Видеофрагмент использовался для расширения и пополнения знаний учащихся, анализа полученной информации. 8.На этапе изучения нового материала перед обучающимися были поставлены проблемы, решить которые они должны были в течении урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Выполнение практической работы дает возможность выбора задания в соответствии с новыми полученными знаниями и применением ранее полученных навыков техники исполнения. 9.Проблемные вопросы, определяющие тему урока и ее цели, ставились исходя из изученного материала. В процессе знакомства с видами пейзажа даются определения: эпический, исторический, лирический…, характеристика этих пейзажей с учетом времени и действия. Межпредметные: изобразительное искусство- история. 10.На уроке применялась диалоговая форма общения: обучающиеся вступают в диалог. Побуждающий диалог. Подведём итоги: Цель этапа достигнута. |
5 этап | Первичная проверка понимания изученного Цель: Усвоение учениками знаний и формирование первичных навыков, коррекция при выявлении затруднений. | 11.С целью формирования навыков самоконтроля на уроке применялись: взаимоконтроль (этап проверки домашнего задания, при изучении нового материала, совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски, выявление характерных ошибок.) Формирование навыка самооценка легче всего проследить на этапе рефлексии, но на протяжении всего урока владение навыками самооценки помогали детям выстроить свою работу наиболее продуктивно ( дифференцированное практическое задание, при выборе сложности ученики сами оценивали уровень владения знаниями и навыками). С задачей справились все ученики, что позволило выставить положительные оценки. 12.В течении урока использовались разнообразные формы работы: фронтальная работа ( беседа с классом, работа с видеоматериалом), индивидуальная (практическое творческое задание), групповая (работа с карточками в группах). 13.Смена форм работы позволяет снизить эмоциональную и психологическую перегрузку учащихся. Динамическая пауза направлена на положительный настрой. Во время урока использовалась похвала, одобрение, поддержка. 14.Примером дифференцированного подхода являются карточки-задания на этапе «Первичная проверка понимания изученного». Для детей с низким и высоким уровнем обучаемости подобраны задания разной сложности. Цель достигнута. | |
6 этап | Применение новых знаний, обобщение и систематизация ЦЕЛЬ: Выявление качества и уровня знаний, а также выявления недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | 15. Содержание соответствует целям и задачам, принципам рабочей программы в контексте ООП ОУ. Урок разработан в соответствии с программой «Изобразительное искусство. 6 класс» 16.Проблемно-диалогическое обучение, применяемое на уроке, является одной из эффективных технологий. Которая помогает реализовать системно-деятельный подход в обучении. На данном уроке этот подход был реализован через создание проблемной ситуации, самоконтроль, взаимоконтроль и самоконтроль. Проводилась индивидуальная и групповая работа. После выполнения работы делались выводы. 17.Применение технологии проблемного обучения предполагает, что вся учебная деятельность на уроке будет направлена на поиск способов и возможностей выхода из проблемной ситуации. Создание нестандартных ситуаций способствовало развитию познавательного интереса и внимания к предмету. Цель этапа достигнута. | |
7 этап | Контроль и самоконтроль, коррекция Цель: организовать самоконтроль и взаимоконтроль; проверить применение новых учебных знаний; организовать рефлексию усвоения нового материала. | 18.На этапе изучения нового материала перед обучающимися были поставлены проблемные ситуации, решить которые они должны были в течении урока, что способствовало развивающим функциям обучения. На всех этапах урока дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, что способствовало развитию качеств: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Предложенные задания, носили как развивающий, так и воспитывающий характер (работа в парах). 19.Использовался наглядный материал: видеофрагмент, видеоряд, раздаточный материал. Цель этапа достигнута. | |
8 этап | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: подвести итоги, помочь учащимся в осуществлении самооценки проведения анализа результатов деятельности. | 20.Содержание урока было направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Формирование понимания особенностей творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов. Учащиеся усвоили понятие жанр, его отличительные особенности; познакомились с творчеством русских художников пейзажистов. Продолжили развивать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты нашли свое отражение в развитие эстетического вкуса, художественного мышления; в построении логически обоснованных рассуждений. Обучающиеся использовали различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_______________/_______________________
Дата выполнения задания_________________
Зависит от типа и целей урока
Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока
Зависит от типа и целей урока