Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок русского языка по теме"Способы подчинительной связи"

Повторить сведения о словосочетании, строение словосочетания, способы подчинительной связи в словосочетаниях выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ОГЭ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: «Способы подчинительной связи в словосочетаниях»

Наши цели и задачи: повторить сведения о словосочетании, строение словосочетания, способы подчинительной связи в словосочетаниях; выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ОГЭ.

*Проверка домашнего задания. Теория по теме «Словосочетание»(устные ответы)

Задание 1.Творческая разминка.

Знаем ли мы, кто изображен на картине? Что мы знаем об этом человеке? Каким образом этот человек связан с Вятским краем? Составьте несколько словосочетаний, используя изображение. 1ряд-со способом связи -согласование, 2 ряд- со способом связи управление, 3-ий ряд – со способом связи - примыкание. Дайте характеристику словосочетанию.

.

(Для справки: Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году . Федор Шаляпин-сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина Евдокия Михайловна-крестьянка из деревни Дудинцы Куменского района. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы.)

Продолжим работу со словосочетанием. Поработаем с каждым способом связи. Выполним следующее задание:

Задание 2.
Распределите данные ниже слова по группам в зависимости от части речи зависимого слова. Укажите тип связи данных словосочетаний рядом со словосочетанием в скобках. Есть ли среди словосочетаний такие, где мы затрудняемся определить способ связи между словами?

ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а по зависимому слову!
2. Неважно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!

Праз..ничное гулянье, одна картина, на босу ногу, глубокое ув..жение, (не)которые оп..сения, накинуть наскор.., средь бела дня, начать сначал…_, каждый зритель, четыре дерева, извес..ный певец, глядеть искос…, два стола, скач..щий конь, три брата, при..ти снов…, шуба из бобра.

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Причастие

Существительное

Наречие

Праздничное гулянье

одна картина

некоторые опасения

белеющий снег

шуба из бобра

Накинуть наскоро

глубокое уважение

каждый зритель

скачущий конь

четыре дерева

начать сначала

известный певец

два стола

глядеть искоса

три брата

прийти снова…

Большинство словосочетаний в задании построены по способу связи согласование.
Это такой тип связи, когда форма зависимого слова совпадает с главным в роде, числе, падеже.

Давайте поразмышляем.

Русский немецкий, французский языки по происхождению относятся к одной индоевропейской семье. Только соотносятся с разными группами. Русский язык относится к группе восточнославянской, французский к романской, немецкий и английский языки к германской группе. Во всех перечисленных языках есть некоторые общие черты и есть черты различия. Давайте подумаем.

-Может ли существовать в английском языке такое лингвистическое явление, как согласование между главным и зависимым словом в словосочетании? (-нет, потому что в англ. яз. нет падежей)

-В немецком?(Может, потому что в в нем есть 4 падежа)Приведите примеры. (большой стол, новая школа)

-Во французском? (Может). Приведите примеры. ???

Таким образом, мы показали общее и разное в языках, у которых один прародитель - индоевропейский язык.

Задание 3.

Нам встретились словосочетания ,определить способ связи в которых представляется сложным. Это сочетания:

На босу ногу

средь бела дня

Почему нам сложно определить способ связи в данных словосочетаниях? (Потому что зависимое слово-прилагательное - стоит в них в краткой форме. А в современном русском языке краткая форма прилагательных не изменяется по падежам). Было ли так всегда?

Оказывается, краткие прилагательные образования более древнее, чем полные. Полные формы образовывались уже впоследствии от кратких, путем присоединения к ним падежных форм указательного местоимения И(муж.рода), Я(жен. Рода), Е(ср.рода).В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись по падежам так же, как и как полные. Вспомните былины :«Тут садился Илья Муромец на добра коня… »

Посмотрите на таблицу:

Склонение одушевленных кратких прилагательных:

Древнерусский язык

Современный язык

И.п.

Добр конь

Добр конь

Р.п

Добра коня

Д.п

Добру коню

В.п.

Добра коня

Т.п

Добрым конем

П.п

О добре коне

Как раз о том, что краткие прилагательные могли склоняться как полные свидетельствуют некоторые обороты, в состав которых входят старые падежные формы кратких прилагательных, например :

На босу ногу,

от мала до велика,

отчего сыр-бор разгорелся,

средь бела дня, по белу свету.

Поэтому условно мы можем отнести такие сочетания слов к согласованию.???

Задание 4:

Идем дальше. Назовите словосочетания со связью управление. (Шуба из бобра, два стола, три брата, четыре дерева). Почему можно утверждать, что слова в словосочетании «шуба из бобра» связаны по способу связи-управление? (Зависимое слово употреблено с главным в Род. падеже).

Назовите другие выписанные нами словосочетания. Какой частью речи в них является главное слово? Какой зависимое? Почему так происходит, что в подобном словосочетании ОДНА КАРТИНА, имеющем такое же строение: числ.+сущ. тип связи согласование, а в сл. соч. ТРИ БРАТА и ДВА СТОЛА- управление? Ведь строение словосочетаний одинаковое? В какой форме стоит зависимое слово в этих словосочетаниях? (в форме род. падежа ед. числа) Так ли это? Давайте поразмышляем.

В современном русском языке существует одно интересное явление. Форма родительного падежа ед.ч. имеет ударение то на окончании А, то на корне. При этом ударение на окончании оказывается только тогда, когда существительное выступает в сочетании с числительным ДВА, а во всех остальных случаях на корне. Так, например, мы говорим:

Два часА

Но: нет ни чАса времени, до последнего чАса

Два шагА

Но: с первого шАга

Два рядА

Но: с третьего рЯда


Чем объяснить такую странность? Попробуем просклонять существительные «час, шаг, ряд». Получается, что во второй части таблицы эти слова выступают в роли главного слова в словосочетании и стоят в форме род. пад. ед числа. В этом нет никакого сомнения, ибо сами конструкции отчетливо это доказывают.. А в первом столбике? Сочетания «Два часА, два шагА, рядА» указывают нам, что «час, шаг, ряд» один или их уже много? Как должны выглядеть словосочетания, если бы они образовывались по правилам современного русского языка? -«Два часЫ,шагИ,рядЫ». Откуда же берется другая форма слова?


Попробуем восстановить теоретический материал из истории языка, но сначала расскажите о системе чисел современного русского языка.
-Она двоичная,то есть в русском языке есть категория единственного и множественного числа. Есть существительные, которые употребляются в форме только единственного Singularia tantum : масло, молоко, сахар молодежь, студенчество, белизна, чистота, лень, доброта ;или только множественного числа Pluralia tantum : сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки, сутки, будни, сумерки, каникулы.
А какая система чисел была в древнерусском языке?
-Существовало еще и двойственное число, которое употреблялось, если речь шла о парных предметах или о двух предметах,например:

Единственное

число

Двойственное

число

Множественное число

дом

дОма

дОмы

ухо

оуши

оушеса

око

очи

очеса

бок

бока

бОци

нога

нозѣ

ноги

Двойственное число существовало и в древнерусском языке (как и в прочих славянских), но рано (XIII век) начало заменяться множественным. В настоящее время категория двойственного числа существует, например, в арабском языке, в словенском и лужицком языках, в некоторых диалектах украинского языка. На территории России к языкам, использующим двойственное число, относятся хантыйский, мансийский, ненецкий, а также саамские языки.

Но оказывается двойственное число не исчезло бесследно,оно оставило в русском языке следы своего существования.

-Рассмотрите таблицу древнерусского склонения существительного мужского рода СТОЛ, сделайте вывод.

Единств.число

Двойств.ч

Множ. число

И

столъ

стола

столи

Р

стола

столу

столъ

Д

столу

столома

столомъ

В

столъ

стола

столы

Т

столъмь

столома

столы

П

столѣ

столу

столѣхъ

Получается,что в словосочетаниях Два часА, два шагА, три рядА - не род падеж ед. числа, а что-то иное. И это иное и есть форма бывшего И-В. Падежа ДВОЙСТВЕННОГО ЧИСЛА!
По аналогии с такими словосочетаниями - числительное +сущ. м.р - впоследствии стали употребляться и существительные женского и среднего рода: две сестрЫ, два селА.

Следовательно,говоря о том,что зависимое слово в подобных сочетаниях выступает в род. пад ед. числа,нужно иметь в виду, что это переосмысленная форма И-В. падежа двойственного числа .

Теперь давайте поговорим о последнем столбике в нашем задании, где зависимыми словами являются наречия, которые соединяются с главным только по смыслу и таким образом между главным и зависимым словом связь-примыкание. Встретились ли вы с трудностями при написании данных наречий?

(-да,трудность есть в написании конечной гласной наречий).

-Когда мы испытываем затруднения в правописании конечной согласной в таких наречиях и учитель предлагает вам проверять такие слова существительным среднего рода ,например «окно». Почему правописание конечной гласной в этих наречиях вдруг стало сопоставимым с окончанием существительного среднего рода? Обратимся к истории языка.

- Итак, зависимым словом в словосочетаниях пятого столбика является наречие. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-,который был прежде более многозначным,чем в в современном русском языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол» Поэтому,если буквально перевести термин «наречие» на современный язык,мы получим слово «наглаголие».Действительно,между наречием и глаголом есть связь,основная функция наречий-определять глагол,обозначать признак действия.

Круг наречий в древнерусском языке был ограничен. Среди них можно выделить две группы наречий:
а) первичные-которые непосредственно не связаны с другими частями речи,и поэтому установить их происхождение часто затруднительно. К первой группе относятся ,например,такие наречия,как ТУДА,СЮДА,КОГДА,ТОГДА,ЗДЕСЬ,ПОВСЮДУ.

Б) производные-наречия,которые обнаруживают связь с другими словами,и эту связь нетрудно восстановить.

Нас интересует вторая группа наречий. С какой частью речи связаны слова, в правописании которых мы затруднялись? -сначала,искоса,снова- ?

-С прилагательными А мы уже сегодня говорили, что краткие прилагательные существовали на Руси существовали прежде полных, значит можно предположить, что эти наречия образовались от древнерусских кратких прилагательных. Еще раз зададим себе вопрос: почему правописание таких наречий сопоставимо с существительным среднего рода?
Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод.

Склонение

Краткие прилагательные

Существительные

Муж.род

Ср. род

Ср.р

И

новъ

ново

село

Р

нова

села

Д

новоу

селоу

В

новъ

ново

село

Т

новомъ

селомь

П

новѣ

о селѣ

- эти наречия возникли они возникли в то время, когда краткие прилагательные склонялись, как соответствующие существительные. Таким образом, сочетание существительного среднего рода с предлогами подскажет, какую конечную гласную букву следует писать в наречии

Внимание!

Нужно учитывать, что это правило относится только к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом от прилагательных с помощью приставок из-, до-, с-  и в-, на-, за-

- издавна (давний), докрасна (красный), справа (правый).

 -вправо (правый), налево (левый), заново (новый).

 Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставки, но образованных суффиксальным способом: дословно (дословный), изрядно (изрядный)

Задание 5.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

Таинственный ящик

(1)У прославленного певца Шаляпина был кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист.(2) Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.

(3)В портфеле лежал небольшой ящичек из дерева. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин сначала вынимал из портфеля ящик, смотрел на него и аккуратно ставил под кровать.

(6)Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике, который он охранял с особой заботой. (7)Это была таинственная загадка.

(8)После смерти артиста его вдова с осторожностью вскрыла заколоченный ящик. (9)В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (10)Горсть родной русской земли. (По А. Лессу.)

Задания:

1.Укажите тип связи в словосочетании у прославленного певца (предложение 1).

2. Укажите тип связи в словосочетании возил с собой (предложение 2).

3.Назовите словосочетания со связью примыкание (предложение 5).

4.Укажите тип связи в словосочетании его вдова (предложение 8). Объясните свой выбор ответа.

Приступим к выполнению заданий Основного государственного экзамена.

5.Замените словосочетание кожаный портфель (1 предложение) со способом связи согласование синонимичным со способом связи управление 
Совет: Для того чтобы правильно выполнить задание, нужно запомнить определенный алгоритм действий:

1. Найти главное и зависимое слово

2. Главное слово мы оставляем неизменным, меняем только зависимое на ту часть речи, которую требует главное слово. Нам нужно перестроить словосочетание по способу связи управление, следовательно, зависимое слово должно быть какой частью речи? -существительным. При зависимом слове в управлении может быть предлог. )
Ответ: портфель из кожи

6. Замените словосочетание ящичек из дерева (3 предложение) со способом связи управление синонимичным со способом связи согласование

Совет: определяем главное слово-ящичек,зависимое-из дерева-существительное,нам надо заменить зависимое слово прилагательным,чтобы получить способ связи-согласование.
Ответ: деревянный ящичек

7. Замените словосочетание аккуратно ставил (5 предложение) со способом связи примыкание синонимичным со способом связи управление 

Совет: Главное слово ставил, зависимое-аккуратно-является наречием, его нужно заменить существительным,ч тобы получить управление
ответ: ставил с аккуратностью

8. Замените словосочетание охранял с заботой (6 предложение) со способом связи управление  синонимичным со способом связи примыкание

Совет: главное слово-охранял,зависимое-с заботой- является существительным, чтобы получить связь примыкание, нам надо заменить его на наречие,

ответ: заботливо охранял.

Работаем самостоятельно:
1. Замените словосочетание «городской рынок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание «людские шаги» ,построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание «берёзовая кора», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание «временно исчезла» ,построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание «ловко забрался», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание «удивлённо оглянулись», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7.Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8.Замените словосочетание «берег моря» построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9.Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.Замените словосочетание «принялся за чтение » построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

11.Замените словосочетание «глядел с уважением» построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

12.Замените словосочетание «с возмущением произнес», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области