Проект «Пришла коляда отворяй ворота»
Составила музыкальный
руководитель МБДОУ
«Детский сад» № 92
Куницына М. Г. 2023 г.
Аннотация: проект направлен на формирование у дошкольников представлений о русской национальной культуре, традициях и обычаях русского народа.
В нем представлен план проведения проектной недели, ознакомленная беседа об особенностях празднования Святок на Руси, консультации и рекомендации для родителей, Картинки для раскрашивания, аппликация, сценарий театрализованного представления «Колядки», фотографии.
Данный проект интересен творчески работающим педагогам, детям, имеющим возможность проявить себя в разных видах деятельности и выбрать интересное направление для себя в разных видах деятельности и выбрать интересное направление для себя не только во время реализации проекта, но и в дальнейшем, и конечно же родителям, любящих своих детей.
Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
-поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
-познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Коляда»
-разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
-побуждать детей и родителей к совместной познавательской и творческой деятельности;
-прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта: творческий
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из праздников- Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряжения), молодежные игры, колядования, гадания.
К сожалению мы отходим от народных традиций, когда отмечаем современные календарные праздники и неоправданно забываем народные, в том числе праздник зимнего веселья «Коляда», тем самым мы лишаем возможности наших детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на их непосредственное участие в разных видах деятельности. Поэтому и возникла идея в разработке данного проекта и реализации силами педагогов, родителей и детей.
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители.
Сроки реализации проекта: в течении одной недели Ожидаемые результаты проекта:
-приобщение детей и родителей к традициям проведения народного праздника- «Святки» через сопереживание и непосредственное их участие их в общем действии:
-создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику:
-повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
- 1-й этап: подготовительный- сбор материала и информации
-2-й этап: разработка плана проведения праздничной недели
-3-й этап: формирующий- проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями
-4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта)
Достигнутые результаты: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, повысило образовательный интерес у детей и родителей к изучению традиций родной страны. Реализация проекта позволила расширить детский кругозор, развить эмоциональную восприимчивость. Подборка закличек, колядок, игр-инсценировок и работа над ними способствовала развитию выразительной речи, мимики. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
-материалы к проекту: план проведения проектной недели
-приложение; «Гуляют ребятки в зимние Святки»
-консультация для родителей «Коляда, Коляда, отворяй ворота!»
-раскраски «Веселая Коляда», аппликация
-театрализованное представление «Коляда»
-фотогалерея
План проведения проектной недели:
День недели: | Совместная деятельность: |
Понедельник | -Беседа «Гуляют ребятки в зимние Святки», раскрашивание «Веселая Коляда» |
Вторник | Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр. аппликация «Рождественский вечер». |
Среда | Консультации для родителей «Коляда-Коляда отворяй ворота!», «Из истории праздника» |
Четверг | Подвижные игры «Ручеек», «Ведьмина метелка». |
Пятница | Театрализованное представление «Колядки». |
Приложение: «Гуляют ребятки в зимние Святки».
Цель: познакомить детей с особенностями празднования русского праздника Святки и его обрядом –колядованием.
Задачи: сформировать представления детей об особенностях праздника Святки и его обряде- колядовании
Закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме, воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.
Воспитатель: дети, скажите какое сейчас время года? (ответы детей) А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (ответы детей) Какой праздник мы недавно отмечали? (ответы детей) А сейчас я вам расскажу про Святки и о том, как отмечал их наш народ в давние времена на Руси.
Основная часть беседы: воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом- колядованием. «Новый год -к весне поворот»- говорили люди. А после праздника Нового года отмечали Рождество- один из любимых праздников русского народа и Православной Руси. День накануне 6-го января называют Рождественский Сочельник. С него начинались зимние Святки. Святки-«святые дни» - это две недели зимних праздников, начинавшихся в Рождественский Сочельник и продолжавшихся вплоть до Крещения. Они были основными зимними русскими праздниками. Давным-давно «Святки» отмечали люди с радостью: расжигали костры, скатывали с гор горящее колесо, и кричали: «Колесо гори , катись, с весною красною вернись!» Перед Святками в избах люди делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли белье. Ели капусту с квасом, пили компот из яблок, груш, слив, вишни, ели хлеб. В ночь перед Святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепешки, пироги, хлеб. Готовили свиные ножки, колбаски. Молодежь подбирала наряды. В Святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это было народной традицией которую соблюдали не только дети, но и взрослые, старики. На Святки люди катались с гор на санках, пели и плясали.
Главным занятием на Святки было колядование. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим обрядом. В праздничные святочные дни по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы от хозяев получить угощения. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки. В этих песнях колядующие желали хозяевам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.
Заключительная часть:
Закрепление (ига «Отвечайка»)
Воспитатель: давайте встанем и поиграем в игру «Отгадайка». Я буду бросать вам мяч и задавать вам вопрос , а вы на него будете отвечать.
-Какие вы поговорки и пословицы о зиме запомнили?
-Что такое Святки?
-Сколько они длятся?
-Что такое колядки?
-Кто такие ряженые?
Воспитатель: спасибо вам ребята за ваше внимание и активность.
Консультации для родителей.
«Коляда-Коляда отворяй ворота!»
Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздник ярким, запоминающимся. Что такое колядки, как нужно колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит об этом читайте в нашей заметке. А мы также подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом. Вы наверное слышали о колядках и быть может принимали участие в этом действии? Если не, то самое время начать. Вдохновляйтесь, колядуйте со своими детками.
Что же такое коляда?
Коляда (Коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. С временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам, и при помощи недлинных песенок –колядок, желают хозяевам счастья и процветания в Новом году.
Как колядовать с детьми в наше время.
Коледуют вечером 6-го января. А утром 7-го января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро на рассвете посевают зерном. Посевать ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так считается, что девушки не приносят счастья. Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме, или дворе, и колядовать вместе гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум три человека.
Глава колядующих-звездарь. Это человек который идет первым и несет звезду. Звездарем обычно выбирают человека с хорошим голосом, хорошо знающим колядки. Звезда для колядований обычно восьмиконечкая. Она может быть, как серебристого, золотистого цвета, так и разноцветной с лентами.
Вторым по старшенству идет звонарь. Его обязанность нести колокольчик и звоном оповещать, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенья, пироги, деньги и т д. которые мехоноша должен был ловить своим мешком.
Костюмы для колядок.
Весь колядующий коллектив должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды- пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Нужно еще надевать самые разнообразные маски- различных домашних животных, домового, бабы-яги. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя рожками и разноцветными лентами. Самое главное нужно выучить рождественские колядки, разучить их с детками.
Колядки и рождественские песни для детей.
Динь-динь-динь звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте
Нас улыбкой привечайте!
***
Коледа-Коледа, а бывает Коледа
Накануне Рождества.
Коледа пришла Рождество принесла.
***
Коледа-Коледа накануне Рождества!
Хоть рубль хоть пятак, не уйдем мы просто так!
***
Пришли Святки, пришли Колядки. Коледа-Коледа!
***
Приходила коляда накануне Рождества
Кто даст пирога, тому полон хлев скота.
Овин с овцом, жеребца с хвостом.
Ты нас будешь дарить мы будем хвалить,
А не будешь дарить мы будем корить.
Коляда-коляда подай пирога!
***
Коляд-коляд-колядушек, хорош с медком оладушек
А без меда не таков, тетя, дайте пирогов!
После колядования не спешите домой, устройте снежную битву, скатайте снеговика, придумайте какую-нибудь снежную забаву. Главное чтобы в игры были вовлечены все колядующие и никто не скучал в сторонке. Все что получится наколядовать съешьте с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей, сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.
В наших силах возродить и положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот славянский праздник друзей и соседей.
Из истории праздника.
Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда Неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен , когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу- Даждьбогу. Древние люди верили что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба. И продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и восхваляли его с помощью обрядовых песен- колядок.
С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций придерживаемся мы и сейчас. Коледа - праздник славян, народное название Рождества и Святок, которое продолжается с 7-го -19-е января. Основное назначение коляды - проведение обрядов посвященных Рождественскому Сочельнику. Главной традицией осталось облачение в различные наряды, сделанные из шкур и рогов животных, использование масок, колядование, исполнение колядных песен, благодарение колядовщиков и одаривание их угощениями, монетами и прочими вещами, игры молодых людей, гадания незамужних девушек.
Какого числа праздновалась Коляда после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа и Святки уже отмечали с 6-го по 19 января, т е от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились до сих пор.
Праздник коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным. Считалось, что светило связано с судьбой. Поэтому человек просил помощи у светила, когда его преследовали трудности и неудачи.
Так же солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду. Трактовка праздника коляда- языческий праздник и название его уходит корнями в давние времена . Одна из версий происхождение слова «коляда» твердит о том, что оно пошло от слова «коло»-солнце. Оно защищало людей от тьмы и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.
Сценарии театрализованных представлений «Колядки»
Пояснение: театрализованные представления «Колядки» состоят из двух частей. Первая, малая по содержанию, представляет собой театрализованное шествие ряженых воспитателя и детей старшей группы к другой старшей группе детского сада или подготовительной. Данная часть несет в себе цель вовлечения в совместный творческий процесс, радостную и коммуникативную атмосферу детей разных групп. В данном театрализованном представлении сами дети являются главными участниками- исполняют заклички, колядки, участвуют в различных играх совместно с воспитателями. После данного представления дети вместе с воспитателями идут в музыкальный зал для просмотра представления и участия в играх.
Вторая часть уже другого театрализованного представления проводится в музыкальном зале, где помимо участия детей и воспитателей участвует еще и персонаж «Хозяйка», которая не только выступает в своей роли, но и проводит различные игры с детьми создавая веселую, праздничную атмосферу.
«Колядки» сценарий № 1.
Ряженые воспитатель и дети направляются в другую группу детского сада с Рождественской звездой, звоном колокольчика и мешком колядовать под пение колядки:
«Коляда не перепелка, коляда не тарахтелка,
Коляда пошла по дорожке,
Коляда нашла железячку, коляда пошла во кузнячку,
коляда скую топорочек, коляда замощу мосточек».
Слова ведущей:
Коляда-Коляда отворяй ворота,
Коляда-Коляда подавай нам пирога!
Добрый вечер, щедрый вечер
Добрым людям на здоровье!»
Воспитатель группы (хозяюшка) приветствует колядующих и говорит пожелания.
Ведущий: хозяюшка, а будешь наших деток угощать?
Хозяюшка; А что вас угощать, отгадаете загадку или споете колядку, а еще поиграете с нами мы вас угостим. Ну что , готовы с нами играть? (ответ детей)
Хозяюшка: сначала отгадайте загадки:
-текло -текло и под стекло легло (река)
-говорят что он идет а на деле падает.
Так пускай на Рождество взор он наш порадует. (Снег)
-летят снежинки за окном и праздник к нам приходит в дом
Особым светлым торжеством зовем тот день мы (Рождеством)
Хозяюшка: хорошо вы загадки умеете отгадывать, а колядку нам споете?
Воспитатель: конечно мы с удовольствием вам споем, только сначала послушайте наши заклички.
1-й ребенок:
Маленький хлопчик сел на снопчик, в дудочку играет колядку потешает.
2-й ребенок:
Щедрик Петрик, дай вареник, ложечку кашки, кольцо колбаски. Этого мало дай кусок сала. Выходи скорей не морозь детей!»
(Далее дети поют колядки)
Пришла коляда Рождество принесла
С пышками с лепешками со свиными ножками.
Коляда-коляда, подай пирога.
Кто не даст пирога мы корову за рога
Кто не даст пышки тому в лоб шишки.
Открывайте сундучки доставайте пятачки.
Кто не даст пятачок тому шею на бочок.
Хозяюшка хвалит колядующих и предлагает поиграть в игру «Колобок» (правило игры:
дети встают в круг и передают по кругу колобок под музыку «Ах вы сени». На ком музыка остановилась тот идет в круг плясать). После игры Хозяюшка благодарит колядующих и подает угощения. Воспитатель и ряженые взаимно благодарят хозяюшку и детей группы.
«Коляда». Сценарий № 2 в музыкальном зале.
Развлечение «Рождественские колядки» (старшая и подгот. гр)
Герои: Воспитатель, хозяйка, ряженые.
В музыкальный зал под музыку «Добрый вечер, люди» входят дети с воспитателем - «ряженные» и встают полукругом. В руках у детей шумовые инструменты, у мальчика «рождественская звезда». Их встречают хозяйка и дети.
Воспитатель:- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады!
Воспитатель:
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядовщиков встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
Хозяйка:
Добрый день добрым людям
Пусть весёлым праздник будет
С праздником всех поздравляю
Счастья от души желаю!
Дети поют колядки:
Приходила коляда
Накануне рождества!
Сей-вей, посевай,
С Новым годом поздравляй!
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки!
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога!
Кто не даст пышку,
Тому в лоб шишку!
Коляда- маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, малым детям раздавайте.
Я - маленький юнчик,
Сел на стульчик,
Снял колпачок:
Пожалуйте пятачок!
Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.
Кто не даст пирога, тому - куриная нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы накрывайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам, да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!
Хозяйка: Спасибо вам, дорогие колядовщики. А сейчас предлагаю поиграть в игру. Поиграем? Дети…
Проводится игра «Пирог». (Во время слов «высок»– поднимают руки вверх, «широк»– разводят в стороны, «мякошь»– гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «Пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает та команда, набравшая больше «пирогов»).
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все говорят слова:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Хозяйка: Хотите еще поиграть? Тогда поиграть в игру «Ведьмина метелка». Слушайте правила.
«Ведьмина метелка» (дети встают в круг и передают друг другу веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому читать стихотворение или петь песню, или танцевать)
Воспитатель: Ребята, а еще я вам предлагаю погадать. Потому что раньше на святки очень любили гадать. Судьбу свою узнавать. А вы хотите узнать кем же вы станете когда вырастите или каким будет новый год для вас? Дети… Хотите? Дети…
Воспитатель: Смотрите, у меня есть волшебный мешочек, сейчас к каждому подойду, вы просунете в него руку и вытяните одну картинку с изображением профессии, либо какой – то предмет. Договорились? Дети…
Воспитатель: Тогда начинаем гадать.
ИГРА «ГАДАНИЕ»
(Дети не глядя достают из мешочка предметы)
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз. инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Полотенце - Ждёт тебя дорога, путешествие.
Булка –В твоём доме достаток будет, благополучие.
Колечко - сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.
Прутик – а это к веселью, к новой игре.
Галстук – депутат.
Цветок – флорист.
Хозяйка: Повеселили детушки, позабавили.
Всем спасибо за улыбки и за смех.
За такое представленье, вот вам угощенье! (кладёт в корзину детям угощение).
Воспитатель: Спасибо хозяйка за угощение!
С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!
Уходят в группу!
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Дети и воспитатель 7 гр. раскрашивают картинки на тему рождественских колядок
Ребята из гр № 5 делают совместную аппликацию на тему рождественских колядок.
Игры проектной недели «Ведьмина метелка» и «Ручеек»