Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Пришла коляда отворяй ворота"

Цель приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси Задачи поддерживать интерес детей и родителей к истокам национальной культуры, прививать любовь и уважение к традициям нашей страны.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект «Пришла коляда отворяй ворота»

Составила музыкальный

руководитель МБДОУ

«Детский сад» № 92

Куницына М. Г. 2023 г.

Аннотация: проект направлен на формирование у дошкольников представлений о русской национальной культуре, традициях и обычаях русского народа.

В нем представлен план проведения проектной недели, ознакомленная беседа об особенностях празднования Святок на Руси, консультации и рекомендации для родителей, Картинки для раскрашивания, аппликация, сценарий театрализованного представления «Колядки», фотографии.

Данный проект интересен творчески работающим педагогам, детям, имеющим возможность проявить себя в разных видах деятельности и выбрать интересное направление для себя в разных видах деятельности и выбрать интересное направление для себя не только во время реализации проекта, но и в дальнейшем, и конечно же родителям, любящих своих детей.

Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

-поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;

-познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Коляда»

-разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

-побуждать детей и родителей к совместной познавательской и творческой деятельности;

-прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Вид проекта: краткосрочный (1 неделя)

Тип проекта: творческий

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из праздников- Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряжения), молодежные игры, колядования, гадания.

К сожалению мы отходим от народных традиций, когда отмечаем современные календарные праздники и неоправданно забываем народные, в том числе праздник зимнего веселья «Коляда», тем самым мы лишаем возможности наших детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на их непосредственное участие в разных видах деятельности. Поэтому и возникла идея в разработке данного проекта и реализации силами педагогов, родителей и детей.

Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители.

Сроки реализации проекта: в течении одной недели Ожидаемые результаты проекта:

-приобщение детей и родителей к традициям проведения народного праздника- «Святки» через сопереживание и непосредственное их участие их в общем действии:

-создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику:

-повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

- 1-й этап: подготовительный- сбор материала и информации

-2-й этап: разработка плана проведения праздничной недели

-3-й этап: формирующий- проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями

-4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта)

Достигнутые результаты: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, повысило образовательный интерес у детей и родителей к изучению традиций родной страны. Реализация проекта позволила расширить детский кругозор, развить эмоциональную восприимчивость. Подборка закличек, колядок, игр-инсценировок и работа над ними способствовала развитию выразительной речи, мимики. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

-материалы к проекту: план проведения проектной недели

-приложение; «Гуляют ребятки в зимние Святки»

-консультация для родителей «Коляда, Коляда, отворяй ворота!»

-раскраски «Веселая Коляда», аппликация

-театрализованное представление «Коляда»

-фотогалерея

План проведения проектной недели:

День недели:

Совместная деятельность:

Понедельник

-Беседа «Гуляют ребятки в зимние Святки», раскрашивание «Веселая Коляда»

Вторник

Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр. аппликация «Рождественский вечер».

Среда

Консультации для родителей «Коляда-Коляда отворяй ворота!», «Из истории праздника»

Четверг

Подвижные игры «Ручеек», «Ведьмина метелка».

Пятница

Театрализованное представление «Колядки».

Приложение: «Гуляют ребятки в зимние Святки».

Цель: познакомить детей с особенностями празднования русского праздника Святки и его обрядом –колядованием.

Задачи: сформировать представления детей об особенностях праздника Святки и его обряде- колядовании

Закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме, воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

Воспитатель: дети, скажите какое сейчас время года? (ответы детей) А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (ответы детей) Какой праздник мы недавно отмечали? (ответы детей) А сейчас я вам расскажу про Святки и о том, как отмечал их наш народ в давние времена на Руси.

Основная часть беседы: воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом- колядованием. «Новый год -к весне поворот»- говорили люди. А после праздника Нового года отмечали Рождество- один из любимых праздников русского народа и Православной Руси. День накануне 6-го января называют Рождественский Сочельник. С него начинались зимние Святки. Святки-«святые дни» - это две недели зимних праздников, начинавшихся в Рождественский Сочельник и продолжавшихся вплоть до Крещения. Они были основными зимними русскими праздниками. Давным-давно «Святки» отмечали люди с радостью: расжигали костры, скатывали с гор горящее колесо, и кричали: «Колесо гори , катись, с весною красною вернись!» Перед Святками в избах люди делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли белье. Ели капусту с квасом, пили компот из яблок, груш, слив, вишни, ели хлеб. В ночь перед Святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепешки, пироги, хлеб. Готовили свиные ножки, колбаски. Молодежь подбирала наряды. В Святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это было народной традицией которую соблюдали не только дети, но и взрослые, старики. На Святки люди катались с гор на санках, пели и плясали.

Главным занятием на Святки было колядование. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим обрядом. В праздничные святочные дни по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы от хозяев получить угощения. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки. В этих песнях колядующие желали хозяевам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.

Заключительная часть:

Закрепление (ига «Отвечайка»)

Воспитатель: давайте встанем и поиграем в игру «Отгадайка». Я буду бросать вам мяч и задавать вам вопрос , а вы на него будете отвечать.

-Какие вы поговорки и пословицы о зиме запомнили?

-Что такое Святки?

-Сколько они длятся?

-Что такое колядки?

-Кто такие ряженые?

Воспитатель: спасибо вам ребята за ваше внимание и активность.

Консультации для родителей.

«Коляда-Коляда отворяй ворота!»

Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздник ярким, запоминающимся. Что такое колядки, как нужно колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит об этом читайте в нашей заметке. А мы также подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом. Вы наверное слышали о колядках и быть может принимали участие в этом действии? Если не, то самое время начать. Вдохновляйтесь, колядуйте со своими детками.

Что же такое коляда?

Коляда (Коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. С временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам, и при помощи недлинных песенок –колядок, желают хозяевам счастья и процветания в Новом году.

Как колядовать с детьми в наше время.

Коледуют вечером 6-го января. А утром 7-го января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро на рассвете посевают зерном. Посевать ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так считается, что девушки не приносят счастья. Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме, или дворе, и колядовать вместе гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум три человека.

Глава колядующих-звездарь. Это человек который идет первым и несет звезду. Звездарем обычно выбирают человека с хорошим голосом, хорошо знающим колядки. Звезда для колядований обычно восьмиконечкая. Она может быть, как серебристого, золотистого цвета, так и разноцветной с лентами.

Вторым по старшенству идет звонарь. Его обязанность нести колокольчик и звоном оповещать, что идут колядующие.

Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенья, пироги, деньги и т д. которые мехоноша должен был ловить своим мешком.

Костюмы для колядок.

Весь колядующий коллектив должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды- пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Нужно еще надевать самые разнообразные маски- различных домашних животных, домового, бабы-яги. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя рожками и разноцветными лентами. Самое главное нужно выучить рождественские колядки, разучить их с детками.

Колядки и рождественские песни для детей.

Динь-динь-динь звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядников встречайте

Нас улыбкой привечайте!

***

Коледа-Коледа, а бывает Коледа

Накануне Рождества.

Коледа пришла Рождество принесла.

***

Коледа-Коледа накануне Рождества!

Хоть рубль хоть пятак, не уйдем мы просто так!

***

Пришли Святки, пришли Колядки. Коледа-Коледа!

***

Приходила коляда накануне Рождества

Кто даст пирога, тому полон хлев скота.

Овин с овцом, жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить мы будем хвалить,

А не будешь дарить мы будем корить.

Коляда-коляда подай пирога!

***

Коляд-коляд-колядушек, хорош с медком оладушек

А без меда не таков, тетя, дайте пирогов!

После колядования не спешите домой, устройте снежную битву, скатайте снеговика, придумайте какую-нибудь снежную забаву. Главное чтобы в игры были вовлечены все колядующие и никто не скучал в сторонке. Все что получится наколядовать съешьте с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей, сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.

В наших силах возродить и положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот славянский праздник друзей и соседей.

Из истории праздника.

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда Неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен , когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному богу- Даждьбогу. Древние люди верили что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба. И продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и восхваляли его с помощью обрядовых песен- колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций придерживаемся мы и сейчас. Коледа - праздник славян, народное название Рождества и Святок, которое продолжается с 7-го -19-е января. Основное назначение коляды - проведение обрядов посвященных Рождественскому Сочельнику. Главной традицией осталось облачение в различные наряды, сделанные из шкур и рогов животных, использование масок, колядование, исполнение колядных песен, благодарение колядовщиков и одаривание их угощениями, монетами и прочими вещами, игры молодых людей, гадания незамужних девушек.

Какого числа праздновалась Коляда после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа и Святки уже отмечали с 6-го по 19 января, т е от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились до сих пор.

Праздник коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным. Считалось, что светило связано с судьбой. Поэтому человек просил помощи у светила, когда его преследовали трудности и неудачи.

Так же солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду. Трактовка праздника коляда- языческий праздник и название его уходит корнями в давние времена . Одна из версий происхождение слова «коляда» твердит о том, что оно пошло от слова «коло»-солнце. Оно защищало людей от тьмы и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Сценарии театрализованных представлений «Колядки»

Пояснение: театрализованные представления «Колядки» состоят из двух частей. Первая, малая по содержанию, представляет собой театрализованное шествие ряженых воспитателя и детей старшей группы к другой старшей группе детского сада или подготовительной. Данная часть несет в себе цель вовлечения в совместный творческий процесс, радостную и коммуникативную атмосферу детей разных групп. В данном театрализованном представлении сами дети являются главными участниками- исполняют заклички, колядки, участвуют в различных играх совместно с воспитателями. После данного представления дети вместе с воспитателями идут в музыкальный зал для просмотра представления и участия в играх.

Вторая часть уже другого театрализованного представления проводится в музыкальном зале, где помимо участия детей и воспитателей участвует еще и персонаж «Хозяйка», которая не только выступает в своей роли, но и проводит различные игры с детьми создавая веселую, праздничную атмосферу.

«Колядки» сценарий № 1.

Ряженые воспитатель и дети направляются в другую группу детского сада с Рождественской звездой, звоном колокольчика и мешком колядовать под пение колядки:

«Коляда не перепелка, коляда не тарахтелка,

Коляда пошла по дорожке,

Коляда нашла железячку, коляда пошла во кузнячку,

коляда скую топорочек, коляда замощу мосточек».

Слова ведущей:

Коляда-Коляда отворяй ворота,

Коляда-Коляда подавай нам пирога!

Добрый вечер, щедрый вечер

Добрым людям на здоровье!»

Воспитатель группы (хозяюшка) приветствует колядующих и говорит пожелания.

Ведущий: хозяюшка, а будешь наших деток угощать?

Хозяюшка; А что вас угощать, отгадаете загадку или споете колядку, а еще поиграете с нами мы вас угостим. Ну что , готовы с нами играть? (ответ детей)

Хозяюшка: сначала отгадайте загадки:

-текло -текло и под стекло легло (река)

-говорят что он идет а на деле падает.

Так пускай на Рождество взор он наш порадует. (Снег)

-летят снежинки за окном и праздник к нам приходит в дом

Особым светлым торжеством зовем тот день мы (Рождеством)

Хозяюшка: хорошо вы загадки умеете отгадывать, а колядку нам споете?

Воспитатель: конечно мы с удовольствием вам споем, только сначала послушайте наши заклички.

1-й ребенок:

Маленький хлопчик сел на снопчик, в дудочку играет колядку потешает.

2-й ребенок:

Щедрик Петрик, дай вареник, ложечку кашки, кольцо колбаски. Этого мало дай кусок сала. Выходи скорей не морозь детей!»

(Далее дети поют колядки)

Пришла коляда Рождество принесла

С пышками с лепешками со свиными ножками.

Коляда-коляда, подай пирога.

Кто не даст пирога мы корову за рога

Кто не даст пышки тому в лоб шишки.

Открывайте сундучки доставайте пятачки.

Кто не даст пятачок тому шею на бочок.

Хозяюшка хвалит колядующих и предлагает поиграть в игру «Колобок» (правило игры:

дети встают в круг и передают по кругу колобок под музыку «Ах вы сени». На ком музыка остановилась тот идет в круг плясать). После игры Хозяюшка благодарит колядующих и подает угощения. Воспитатель и ряженые взаимно благодарят хозяюшку и детей группы.

«Коляда». Сценарий № 2 в музыкальном зале.

Развлечение «Рождественские колядки» (старшая и подгот. гр)

Герои: Воспитатель, хозяйка, ряженые.

В музыкальный зал под музыку «Добрый вечер, люди» входят дети с воспитателем - «ряженные» и встают полукругом. В руках у детей шумовые инструменты, у мальчика «рождественская звезда». Их встречают хозяйка и дети.

Воспитатель:- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады!

Воспитатель:
Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядовщиков встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

Хозяйка:
Добрый день добрым людям
Пусть весёлым праздник будет
С праздником всех поздравляю
Счастья от души желаю!

Дети поют колядки:
Приходила коляда

Накануне рождества!

Сей-вей, посевай,

С Новым годом поздравляй!

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

Коляда- маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давайте, малым детям раздавайте.

Я - маленький юнчик,

Сел на стульчик,

Снял колпачок:

Пожалуйте пятачок!

Кто подарит пирога,

Тому - полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

Кто не даст пирога, тому - куриная нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха:

Колоском пуста, соломкой густа.

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам, да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!


Хозяйка: Спасибо вам, дорогие колядовщики. А сейчас предлагаю поиграть в игру. Поиграем? Дети…

Проводится игра «Пирог». (Во время слов «высок»– поднимают руки вверх, «широк»– разводят в стороны, «мякошь»– гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «Пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает та команда, набравшая больше «пирогов»).

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все говорят слова:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Хозяйка: Хотите еще поиграть? Тогда поиграть в игру «Ведьмина метелка». Слушайте правила.

«Ведьмина метелка» (дети встают в круг и передают друг другу веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому читать стихотворение или петь песню, или танцевать)

Воспитатель: Ребята, а еще я вам предлагаю погадать. Потому что раньше на святки очень любили гадать. Судьбу свою узнавать. А вы хотите узнать кем же вы станете когда вырастите или каким будет новый год для вас? Дети… Хотите? Дети…

Воспитатель: Смотрите, у меня есть волшебный мешочек, сейчас к каждому подойду, вы просунете в него руку и вытяните одну картинку с изображением профессии, либо какой – то предмет. Договорились? Дети…

Воспитатель: Тогда начинаем гадать.

ИГРА «ГАДАНИЕ»

(Дети не глядя достают из мешочка предметы)

Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.

Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.

Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.

Карандаш – к успехам в учёбе.

Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.

Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.

Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.

Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.

Бусы – получите в этом году много подарков.

Конфета – весь год сладости есть будете.

Нитки – будете в этом году много путешествовать.

Свечка – работящими будете.

Ножницы детские – парикмахер.

Сантиметр – портной.

Книжка – писатель, учёный.

Муз. инструмент – музыкант.

Краски – художник.

Градусник – врач.

Машина - водитель.

Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

Полотенце - Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка –В твоём доме достаток будет, благополучие.

Колечко - сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

Прутик – а это к веселью, к новой игре.

Галстук – депутат.

Цветок – флорист.

Хозяйка: Повеселили детушки, позабавили.

Всем спасибо за улыбки и за смех.

За такое представленье, вот вам угощенье! (кладёт в корзину детям угощение).

Воспитатель: Спасибо хозяйка за угощение!

С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем!

Уходят в группу!

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дети и воспитатель 7 гр. раскрашивают картинки на тему рождественских колядок

Ребята из гр № 5 делают совместную аппликацию на тему рождественских колядок.


Игры проектной недели «Ведьмина метелка» и «Ручеек»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области