Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 257 г. Челябинска»
454046, Челябинск, Гагарина 60В конт. тел. 251-25-42, Е-mail MDOU257_74@mail.ru
Исследовательский проект
«Этот загадочный космос-Луна»
Подготовил:
Воспитатель
МБДОУ «ДС №257 г.Челябинска»
Надеина Алина Фанадилевна
Г.Челябинск, 2022г
Исследовательский проект «Этот загадочный космос-Луна».
Актуальность
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченных интеллектуальных впечатлениях, интересов ребёнка. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе подвинул на мысль необходимости работы над проектом «Этот загадочный космос-Луна».
Цель: систематизировать представления о спутнике планеты Земля – Луне, ее значении для планеты, на которой мы живем.
Задачи:
- изучить, что такое спутник Земли -Луна, ее значимость для жизни на Земле;
- познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт», «луноход»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках) естественном спутнике Земли- Луны;
- создать макет планеты Земля и её спутника- Луны.
-изобрести «Луноход» для исследования нашего объекта -Луны
-с помощью экспериментов проверить выдвинутую гипотезу.
Объект исследования: спутник Земли- Луна.
Проблема: недостаточная информированность детей о спутнике Земли - Луне и его значимости для жизни человека.
Планируемый результат исследования:
- формирование элементарных знаний по теме «Луна-спутник планеты Земля», ее влияние на жизнь Земли;
- сформированность нравственно – патриотических чувств;
- заинтересованность темой «Космос»;
- изготовление макета «Изучение Луны»;
- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
- развитие у детей интереса к техническому творчеству;
-создание методического раздела по теме «Космос» в детском саду.
Вид проекта:
По количеству участников: индивидуально-групповой;
По приоритету метода: исследовательский;
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники реализации проекта:
Воспитатель;
Воспитанники старшей группы;
Родители воспитанников.
Образовательные области реализации проекта:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
1. Этапы реализации проекта.
1.1 Подготовительный этап
Определение цели и задач;
Сбор информации по теме «Космос»;
Подбор иллюстративного материала на тему о космосе;
Изучение технологии изготовления модели (макет Луны - в технике папье-маше, луноход - поделка из подручных материалов);
Подготовка консультаций для родителей по теме проекта;
Оформление картотеки загадок, считалок, стихотворений по теме «Космос»;
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, загадок и др) .
1.2 Основной этап
Художественное творчество
Аппликация: «Покорители космоса»;
Рисование: «Планеты солнечной системы»;
Конструирование: «Луноход»;
Изготовление макета: «Изучение Луны»;
С/р игра: «Космонавты», «Большое космическое путешествие»;
Беседы на темы: «Земля - наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы», «Луна – спутник Земли»;
Рассматривание иллюстраций;
Дидактические игры на тему «Космос»;
Викторина на тему «Знатоки Космоса».
Экспериментальная деятельность
«День – ночь»,
«Лунные кратеры»
«Есть ли жизнь на луне»
Совместная деятельность
Чтение А. А. Анпилова «Ю. А. Гагарин»;
Просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты»;
Чтение рассказов по заданной тематике;
Прослушивание музыкальных произведений по теме.
Работа с родителями
Изготовление памяток для родителей;
Оформление информационного стенда для родителей «Загадочный мир Луны»;
Консультация для родителей: «Космос: далёкий и близкий», «Как рассказать детям о космосе».
1.3 Заключительный этап.
Выступление перед детьми подготовительной группы: «Спутник Земли - Луна».
Составление презентации по итогам проведенной работы.
Вывод:
Мы поняли, что Луна имеет большое влияние на жизнь на Земле. И как бы мы не хотели, чтобы ее населяли люди, животные, растения, теперь знаем, что это невозможно, так как на ней нет воды и воздуха. Но в ней таится еще много тайн и загадок, которые предстоит разгадать. Мы планируем продолжить работу над темой «Неизведанный и загадочный КОСМОС»
Перспективы развития проекта:
- распространение проекта посредством Интернет - ресурсов;
-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.
Список литературы:
1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
7. Интернет ресурсы.
Приложение
Эксперименты и опыты
Материал: тарелка, кинетический песок, грузик.
Ход эксперимента:
В тарелку насыпать немного кинетического песка. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Вывод: Так как на Луне отсутствует атмосфера, то космические тела падают на поверхность Луны, образуя кратеры похожие на кратеры из нашего эксперимента.
Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).
Ход эксперимента:
Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).
Вывод: Наш эксперимент подтвержден этой схемой, на которой видно, как меняется положение луны относительно Земли, и как Луна освещается Солнцем. Луна меняется, но мы все время видим только одну ее сторону. Дело в том, что Луна поворачивается вокруг своей оси за четыре недели и столько же времени она тратит на то, чтобы обойти вокруг своей подруги Земли. Вот почему она повернута к нам всегда одной стороной.
Материал: 2 банки, горох, вода, крышка
Ход эксперимента:
Мы взяли две банки и зерна гороха, в одну банку мы поместили зерна гороха, налили немного воды и оставили открытой, в теплом месте. В другую банку мы также поместили зерна гороха, но при этом мы не налили воды и банку плотно закрыли крышкой. Вторую банку мы поместили в холодильник. Для чего мы это сделали? Мы приблизили условия в банке, к условиям на Луне (нет воздуха, нет воды, нет тепла).Через два дня мы проверили, что происходит в банках. И вот что получилось: в банке, где были благоприятные условия, горох пророс, а во второй банке, где не было воды, воздуха и тепла, с горохом не произошло ничего, он остался без изменения.
Вывод: Этот эксперимент показал, что живые организмы не могут жить без воды, воздуха и тепла. Поэтому на Луне нет жизни, так как там нет воздуха и воды.