Формирование экологической культуры у дошкольников через создание эколэпбука «Моя Камчатка»
Дугаржапова Ц.С
Преподаватель медико-биологических дисциплин
руководитель экологического кружка
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой должно осуществляться в раннем детстве. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным богатствам. В реализации экологического образования и образования для устойчивого развития общества в КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» большую роль играет внеаудиторная работа со студентами (экологические общества, кружки, клубы и т.д.). Так, деятельность студенческого экологического кружка ориентирует потенциал студента на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, обеспечение условий для самообразования [2]. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности студентов, учета возрастных и индивидуальных особенностей [3]. На протяжении последних двух лет студенты работают над проектом «Эколэпбук «Моя Камчатка». Проект «Эколэпбук «Моя Камчатка» направлена реализацию приоритетных направлений программы Зеленая экономика (green economy) как модели экономического развития, предполагающая ответственное отношение человека к ресурсам Земли. Перед будущими воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками так как на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является создание экологического лэпбука. Эколэпбук «Моя Камчатка» в рамках реализации модели Зеленая экономика, предполагает развитие ответственного отношения человека к ресурсам Земли с малых лет. Цель: Разработка и реализация эколэпбука «Моя Камчатка» для формирования основ экологической грамотности и экологической культуры дошкольников.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
Задачи проекта:
В настоящее время студенты активно изучают специальную литературу, выполняют исследовательские работы, выступают с отчетами о результатах своей деятельности на заседаниях кружка, представляют работы на конференциях регионального, всероссийского уровня.
Для реализации проекта был изучен опыт работы отечественных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты эколэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности. Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Литература
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155 /[Электронный ресурс]/ https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html