Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные технологии в преподавании истории и обществознания

Формирование у молодого поколения ориентиров гражданской,социальной,культурной самоидентификации в окружающем мире. Содержание,характер перемен ,происходящих в образовании, определяется социальным заказом.Современная педагогика акцентирует свое внимание на ученике ,заботится о его становлении и утверждении как личности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья "Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

Шарайкина Елена Викторовна,

Преподаватель истории и обществознания

ГАПОУ СО ННХТ

г.о.Новокуйбышевск Самарская область

Современные технологии в преподавании истории и обществознания

1.    Краткая аннотация

2.    Содержание

2.1.       Введение

2.2.       Технология проблемного обучения

2.3.       Групповые технологии и коллективное творческое дело

2.4.       Информационно – коммуникативные технологии

2.5.       Заключение

3.    Список  использованных источников литературы

1.    Краткая аннотация

Современная действительность демонстрирует факт необычайного интереса широких слоев населения к истории, особенно российской. Это связано с тем, что в условиях информационных потоков люди ищут  ответы на многие сложные вопросы, аналогии с реальностью в целях объяснения каких-либо событий и фактов. В связи с этим со стороны государства и общества изменилось представление о назначении истории как учебной дисциплины и школьного учебного предмета. По справедливому убеждению многих исследователей, в условиях глобализации особое значение начинает приобретать преподавание истории молодым поколениям, т. к. именно здесь находится «ключ формирования» национальной идентичности, гражданственности и национального самосознания.

       Современное российское общество переживает период  становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование  высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи вооружения учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их  переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

        Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию.

   Современная педагогика все больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлены условия, стимулирующие личностное развитие школьников в процессе обучения. Такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Чтобы школьник стал активным и заинтересованным на уроке, требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков.

2.    Содержание

2.1.       Введение

          ФГОС второго поколения – это новые формы организации обучения, современные образовательные технологии, новая открытая информационно-образовательная среда (ИОС), далеко выходящая за границы школы. Поэтому

 современные педагогические технологии позволяют реализовать поставленные цели и задачи в обучении истории:

         формирование у молодого поколения ориентиров гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

         овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

         воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

         развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

         рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

         формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

     Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

     Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монархов).

    Воспитывать любовь к истории своей Родины – значит воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою принадлежность к великой стране с великой историей.

      Без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развить познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания. Изучая и активно внедряя современные технологии, я смогла повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в моей работе.

Технология проблемного обучения

     Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации. Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы

2) Выдвижение гипотез

3) Подтверждение гипотез фактами , документами, примерами

4) Выводы по решению проблемы

Формируется проблемный вопрос:

   Личность Ивана Калиты оценивается  спорно в истории России. Русь под Ордой, идет борьба за ярлык, которая дает ряд преимуществ князю, который ею владеет. Иван Данилович получает ярлык на великое княжение, как нам кажется, неприглядным способом. Он помогает татарам подавить восстание в Твери. Предлагаются вопросы:

1.    Как вы оцениваете поступок Ивана I?

2.    Почему он поступает именно так?

3.    Как Иван Калита воспользовался владением ярлыка?

4.    Какое значение имел этот факт для  процесса возвышения Москвы и истории становления Московского царства?

      Технологию проблемного обучения на уроках обществознания использую, как правило, при изучении таких разделов как "Закон и право", "Политическая жизнь общества". Так, при изучении темы «Частное право», вопроса о трудовых правах российских граждан, предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая могла произойти и в реальной жизни: Кузнецов Н. заключил контракт с директором фирмы "N" сроком на 1 год. Но через месяц нашёл себе новое место работы. Подав заявление об уходе за 2 недели,  был удивлён тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт. Сначала я выслушиваю мнения учащихся. Затем, работая с материалом учебника и выдержками из ТК РФ, мы приходим к решению данной проблемы. При изучении темы "Нравственные чувства и моральное поведение" ставится проблемный вопрос: «Устарели ли в наши дни категории нравственности?»  

         Опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.

В использовании данной технологии реализуются:

    Принцип научности. Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории:

  Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений. Для того, чтобы добиться прочных знаний в своей работе использую опорные схемы, где выделяются причинно - следственные связи между историческими явлениями , «событийные линии», игру « Историческое домино», тестовые задания.

    Личностно - деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Таким образом, знакомство с изучаемыми понятиями происходит через поисковую деятельность. В завершении урока учащиеся выражают своё собственное мнение о произведениях искусства начала XX века.

    Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.

Групповые технологии и коллективное творческое дело

        Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько       групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности.

Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

1.Синквейн является формой свободного творчества, требующей  умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.  

2.Кластер – отличный  способ добиться желаемого. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Информационно-коммуникационные технологии

     Информационно-коммуникационные технологии получают всё большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости  и эффективности их использования на уроках истории и обществознания метод слайдов, который облегчает подачу материала, делает урок более ярким и наглядным.

    Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством данных становится не такой рутинной. Презентации изготавливаются и педагогом, и студентами, все зависит от формы урока и задач и целей. Используя ИКТ технологии, реализуется принцип наглядности.

   Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. По мнению Ушинского К.Д., наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

   Использование ИКТ позволяет сэкономить массу времени, которое раньше затрачивалось на меловые записи и рисунки на доске и позволяет на урок работать с различным текстовым и наглядным материалом : фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. таблицы, схемы, картины , фотографии , плакаты , графики, условно - графическую наглядность.

  Использование плакатов в качестве исторических документов, несущих в себе информацию об исторических событиях советской эпохи.

В рамках ФГОС используются  технологии критического мышления. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности студентов, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

 Заключение

     Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов.  Прежде всего, это организация  системного  подхода  создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию  форм  образования.         Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности,  направленность  на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности учащегося.

Использование современных образовательных технологий и приемов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности. А уроки сделать интересными и разнообразными.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области