ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Федосеева Алина Владимировна
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия
Аннотация: В данной статье анализируется психолого-педагогический потенциал применения методов и приёмов арт-терапии педагогом в сфере дополнительного образования, а также рассмотрены цели и обоснования применения данной формы работы.
Annotation:This article analyzes the psychological and pedagogical potential of applying the methods and techniques of art therapy by a teacher in the field of additional education, and also considers the goals and justifications for the use of this form of work.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования, арт-терапия, дети с ОВЗ, дополнительное образование, методы арт-терапии.
Key words: additional education teacher, art therapy, children with disabilities, additional education, art therapy methods.
В работе педагога дополнительного образования, чьи профессиональные ресурсы направлены на развитие личности ребёнка, нельзя отдельно не выделить работу с детьми, у которых имеются ограниченные возможности здоровья.
В связи с появлением креативных идей в сфере образования система дополнительного образования создает все новые возможности для самовыражения, реализации творческого потенциала детей с ограничением возможности здоровья и инвалидов [3, с. 332]. Потенциал дополнительного образования в данном направлении зачастую недооценивают, однако, в работе с данной категорией детей имеет особое значение всестороннее развитие личности, которое ребёнок может получить в сфере ДО. Когда в группу приходит ребёнок с ОВЗ перед педагогом возникает много новых задач, ранее не актуальных. Так, например, предстоит колоссальная работа по разработке адаптивной образовательной программы. При разработке АОП особое значение будет иметь тип нозологии и степень её тяжести, именно от этого будет отталкиваться специалист при построении образовательного маршрута.
Е. В. Андреева в своей работе отмечает, что индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет:
Во-первых, узнать характерные особенности детей. Во-вторых, отслеживать изменения в психике ребёнка, наличие или отсутствие динамики в развитии познавательных процессов, коммуникативных навыков, степени развития общей и мелкой моторики, речевых затруднениях. В-третьих, контролировать характер протекания адаптации ребенка к занятиям. Выстроить план возможных форм работы с конкретным ребёнком. В-четвёртых, определять объем и содержание основных направлений организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
В рамках данного направления хочется рассмотреть потенциал психолого-педагогических технологий, в частности, арт-терапию.
В отечественной психолого-педагогической истории исследованием вопросов арт-терапевтических методов занимались такие авторы как: Г.В Аникина, Л. Д Лебедева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.
Если описать коротко, то арт-терапия – это терапия искусством. Копытин А. И. определяет данный термин следующим образом: «Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством». В рамках данной работы мы делаем упор на её психокоррекционные составляющие. К целям данного метода можно отнести много направлений: снятие стресса и тревожности, проецирование личностных проблем и их осознание, социальная адаптация, самовыражение и, конечно же, коррекция в работе детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность.
Широкий спектр современных методов и приёмов арт-терапии сейчас основан на парадигмах, которые можно привести к одной процедуре, в которой творчество и искусство используют, как метод содействия самовыражению и исцелению. Искусство — это естественная форма самовыражения для детей — это один из способов, который позволяет им взаимодействовать с окружающей средой и понимать ее.
Автор рассматривает следующие «плюсы» использования данного метода в работе с детьми ОВЗ:
1. Художественные материалы предлагают детям более осязаемое выражение и спонтанную среду для изучения потребностей, эмоций, фантазий, желаний, конфликтов и трудностей.
2. Развитие креативности усиливает познавательное развитие, так как творческие и интеллектуальные способности взаимосвязаны.
3. Обработка материала или создание символического произведения в арт-терапии способствует выражению беспокоящих эмоций, которые трудно выразить напрямую. У детей-инвалидов эта трудность может усугубляться их социальным статусом.
4. У детей и подростков с ОВЗ эта альтернативная форма выражения может быть особенно ценной, поскольку у них часто возникают трудности вербального общения.
5. Арт-терапия также предлагает этим детям пространство, где можно полностью поэкспериментировать используя собственные ресурсы и способности для решения проблем, стимулируя воображение. Это помогает им обрести больше уверенности в себе, что особенно важно для детей, которые могут чувствовать себя уязвимыми или которые чувствуют, что они не контролируют важные аспекты своей жизни.
Таким образом, арт-терапия может дать детям с ограниченными возможностями здоровья возможность чувствовать себя независимыми, принимать решения самостоятельно и чувствовать, что они контролируют свой творческий процесс, давая им тем самым возможность быть активными участниками своего собственного развития. Используя данный метод в своей работе, педагог должен осознать, что это не только коррекционная форма воздействия на ребёнка, но и важный вклад в его саморазвитие.
Литература: