Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Практические задания по культуре речи для студентов СПО

практические задания

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Методические рекомендации по выполнению практических работ

по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Специальность: 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

г. Хабаровск

2017

Рассмотрено

ПЦК (МК)_____________

«24» октября 2017

Протокол № 2

Председатель Бойчук Л.И.

Утверждено

Зам. директора по УР (руководитель

отделения ППКРС)

Константинова В.В.

Разработчик: Чешева Ю.Н., преподаватель краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Пояснительная записка

Пособие предназначено для студентов и преподавателей учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи. В пособии представлены рекомендации по выполнению практических работ для студентов, осваивающих специальность 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Количество работ, представленных в пособии, соответствует учебным планам КГБ ПОУ ХКОТСО по подготовке специалистов среднего звена.

Согласно программе подготовки специалистов среднего звена для освоения учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи на выполнение практических работ студентов отводится 10 часов.

Задания для практических работ, составленные с учётом требований к результатам обучения студентов, обозначенных в программе учебной дисциплины, направлены на формирование практических умений в освоении русского языка: развитие речевых навыков, навыков грамотного письма и грамотной речи, умение создавать устные и письменные монологические высказывания, умение строить свою речь в соответствии с коммуникативными задачами.

Основная форма практических работ – индивидуальная. На выполнение каждой практической работы отводится определённое количество часов. После выполнения практической работы студент в письменной форме сдаёт её преподавателю.

Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине ОП. 01 Русский язык

Перечень практических работ

Название темы

Кол-во часов, отведённых на

выполнение работы

1

Редактирование текста с речевыми ошибками

2

2

Выполнение упражнений на расстановку ударения

2

3

Создание текста с использованием иностранной лексики

2

4

Редактирование предложений с нарушением грамматической нормы

2

5

Орфографическая и пунктуационная корректура текста

2

ИТОГО:

10

Практическая работа № 1

Тема программы: Этический аспект культуры речи

Тема практической работы: Редактирование текста с речевыми ошибками

Цель: научиться редактировать текст с речевыми (этическими) ошибками

Оснащение: -

Задание 1:

1) Отредактируйте предложения, устранив этические ошибки.

2) Перепишите предложения.

Время выполнения: 1 час

1. Этот текст меня бесит.

2. Михалков сам писатель, вот он и призывает всех книги читать.

3. Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

4. Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

5. Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

6. Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

7. Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

8. Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

9. Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

10. Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Рекомендации:

1. Помните, что этические ошибки – это особый вид речевых ошибок.

Это слова, содержащие в себе речевую агрессию, недоброжелательность;

высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие

высокомерное и циничное отношение к человеческой личности.

2. Устраните эти ошибки, используя нейтральную лексику и доброжелательные

высказывания.

Задание 2:

1) Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки и нарушения этической нормы.

2) Перепишите текст.

Время выполнения: 1 час


Копенгагенский маршрут

Предсказуемое развитие получает взбудоражившая наш город тема с похищением двухлетнего мальчика по имени Леонтий и злодейским убийством его матери Яны Сорокиной. Отец мальчика — Михаил Белозерский — убыл вместе с сыном в благополучную сытую Данию, мотивируя через посредников свой отъезд тем, что якобы не рассчитывает на объективное расследование уголовного дела по названным фактам.

Уголовное дело по факту похищения Леонтия возбудилось в Центральной райпрокуратуре воскресным вечером, в чем иные СМИ усмотрели личный мотив — знакомство прокурора Юрия Кондратьева с дедом мальчика Олегом Сорокиным. К слову, последний и сделал заявление о похищении, представив обстоятельства таким образом, будто в подъезде собственного дома неизвестные накинули на них с супругой какую–то тряпку, а мальчика схватили и увезли прочь на быстром авто. Стоило только прессе озвучить их версию, как тут же другая пресса откликнулась другой версией, будто никакого похищения с группой похитителей не было, а был один любящий папа, который просто взял сына во исполнение судебного решения, но старики на него накинулись, и он вынужден был ретироваться, дабы сына не задели. 
Правдоподобность такой версии усугублял такой напор подачи, как будто за нее неплохо заплатили. А параллельно выдвигалась версия бесследного исчезновения матери Леонтия: мол, Яну Сорокину могли похитить враги ее отца (того же самого деда Леонтия) из–за его бизнеса. Но месяц назад в Кировском районе отыскался скелетированный труп Яны Олеговны со связанными руками, заклеенным ртом и двумя ранениями головы. После чего столь уверенно впаривать обществу мысли насчет недопустимости допросов Михаила Белозерского в Новосибирске никакая пресса ни за какую плату, казалось бы, уже не могла. Тем не менее ранее показывавшее свою правдивость электронное издание ПолитСибРу без тени сомнения заявило, что знает «точные обстоятельства инцидента с двухлетним Леонтием» (откуда бы — за углом стояли, что ли?!). И снова рассказало несколько устаревшую (в свете обнаружения трупа матери) версию забирания любящим папой своего сына в соответствии с законом. 
Интересно, что в деталях (в мелочах) их рассказ расходится с прежними рассказами той же версии в другом исполнении. Более того, «точно знающее» ситуацию издание умудряется в одном тексте прямо противоречить самому себе. Например, утверждая, будто на момент исчезновения Яны Сорокиной ее отношения с Михаилом Белозерским стабилизировались, будто они собирались снова жить вместе и поселились на ВАСХНИЛе, тут же выдали, что после исчезновения Яны Михаил не сразу пришел к выводу о ее похищении — думал, «что Сорокины скрывают дочь, чтобы забрать ребенка и ограничить ее общение с мужем». И что тогда же суд выдал Белозерскому исполнительный лист на возвращение ребенка. В эту информацию вложен смысл, будто «возвращение» касалось не Яны, а ее отца, который забрал внука в здании УВД после возбуждения уголовного дела об убийстве дочери. Но Яна исчезла 10 января, а дело возбудили через две недели. Исполнительный же лист выдали 21 января, то есть за три–четыре дня до того, как дедушка мог забрать ребенка. 
Не зря говорят, что маленькая ложь рождает большое недоверие. Как верить тому, кто явно путается в простых числах и очевидных фактах? И кто тем самым показывает свои цели и задачи вместе с неспособностью их толково достигать и выполнять. Словом, такого рода услугами свободная от предрассудков пресса, пожалуй, лишь затрудняет положение г–на Белозерского и его адвокатов. Отъезд же этого г–на с сыном в Данию ПолитСибРу объясняет сомнениями насчет объективности следствия, служебной необходимостью да еще и опасениями адвоката за него и сына (пока убийцы Яны гуляют на свободе).

Рекомендации:

1. Помните, что этическая норма– это норма, регулирующая поведение

людей и их речь по внутренним законам общества, в основе которых

лежит мораль.

2. Устраните этические ошибки, используя нейтральную лексику, а также

удалив из текста предложения или высказывания, нарушающие

этическую норму.

Практическая работа № 2

Тема программы: Фонетика. Орфоэпия

Тема практической работы: Выполнение упражнений на расстановку ударения

Цель: научиться употреблять слова с точки зрения орфоэпических и фонетических норм и пользоваться орфоэпическим словарём

Оснащение: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь иностранных слов

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: письменная работа с выполненными заданиями

Задание 1.

Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение. Перепишите слова.

Глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.

Рекомендации:

Задание 2.

Перепишите слова, расставляя в них ударения:

1. Августовский, айвовый, алкоголь, балованный, баржа, бармен, в сети, газопровод, грушевый, двери, деньгами, диспансер, договор, донельзя, досуг, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонит, индустрия, казаки, квартал, кета, километр, компас, корысть, кухонный, медикаменты, металлургия, моста, мышление, отперла, рвала, солят, торты, удит, хвоя.

2. Брала, гнала, догнала, дрались, звала, кружится, кулинария, нанялся, напоишь, населим, настороженный, начатый, недопитый, непочатый, новорожденный, облегчить, оптовый, партер, петля, перчить, пиала, подростковый, положить, премируют, пуловер, разлили, ржаветь, сажень, свекла, симметрия, сироты, сливовый, творог, убыстрить, тефтели, углубить, угля, феномен.

Рекомендация:

В случае затруднений обратитесь к орфоэпическому, толковому словарям, словарю иностранных слов.

Практическая работа № 3

Тема программы: Лексика. Лексико-фразеологические нормы

Тема практической работы: Создание текста с использованием иностранной лексики

Цель: научиться употреблять слова с точки зрения их значения и пользоваться толковым словарём

Оснащение: толковый словарь, словарь иностранных слов

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: письменная работа с выполненными заданиями (Объём не менее 35-ти предложений)

Задание.

Создайте связный текст, используя следующие слова:

Адекватный, аннексировать, аннотация, апологет, вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, конъюнктура, котироваться, лимитировать, меморандум, помпезный, превентивный, прейскурант, респектабельный, рефлексия, спонтанный, тривиальный, ультиматум, экстравагантный, эксцентричный.

Рекомендации:

Практическая работа № 4

Тема программы: Грамматические нормы

Тема практической работы: Редактирование предложений с нарушением грамматической нормы

Цель: научиться редактировать предложения с нарушением грамматической нормы

Оснащение: -

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: письменная работа с выполненными заданиями

Задание.

Перепишите предложения, редактируя их с точки зрения грамматики:

1) 1. Он был горяч, полный жизни. 2. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 3. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 4. Жизнь героя была трудной, бедной и не радостна. 5. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 6. Муж ещё не был в отпуску, хотя согласно графика должен был отдыхать ещё в июне. 7. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 8. Ряд наших школ будет бастовать. 9. Я купила три метра красивой тюли.10. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 11. В нашем общежитии живут двое вьетнамских девушек. 12. Брат ещё не пришёл со школы. 13. Все, кто хотят, по словам лидера ЛДПР, должны учиться. 14. Читатель просит объяснить о роли каталога. 15. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 16. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 17. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 18. Книга представляет из себя результат многолетних исследований автора. 19. Хочется пожелать вашему коллективу это успешного прохождения аттестации. 20. Декан не раз отмечал о том, что успеваемость стала лучше. 21. Это как раз и способствует в развитии совершенства состязания разных уровней и творческих планов (Из газеты «Новый город»).

2) 1. Начинали с нехватки самого главного — гирь нужного веса … Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. Ребята поверили в собственные силы. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3.Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Она громко вскрикнула, онемев от страха. 6. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 7. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 9. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 10.Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм. 11.Глядя на такую несправедливость, у Радищева сердце обливается кровью. 12. Не окончив школы, Сергею пришлось работать на бензозаправке. 13. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

Рекомендации:

Практическая работа № 5

Тема программы: Орфографические и пунктуационные нормы

Тема практической работы: Орфографическая и пунктуационная корректура текста

Цель: научиться расставлять знаки препинания в предложениях с

разными видами связи и редактировать текст с точки зрения орфографической грамотности

Оснащение: учебное пособие по русскому языку под редакцией Л.АЧешко, алгоритм выбора Н и НН в прилагательных и причастиях (информационная карточка)

Время выполнения: 2 часа

Форма отчёта: письменная работа с выполненными заданиями

Задание.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

1. Родители не беспокоились что дети заблудятся встрое(н,нн)ый природный навигатор Нонки всегда безошибочно и вовремя выводил её из леса и к этому давно уже все привыкли а из походов детишки приносили ягоды. Дома и огороды стояли на крохотных отвоёва(н,нн)ых у леса пятачках так что грибы росли прямо во дворах а ягодами можно было бы вволю полакомиться на тропинках между дворами.

2. Маленькая фантазёрка разговаривала с лесом умела пройти босиком по муравьи(н,нн)ой тропинке не раздавив ни одного крошечного трудягу и как-то раз дети видели как лесная птица доверчиво слетела к ней чтобы поклевать с ладони рассыпа(н,нн)ые крошки хлеба.

3. Нонка не делилась со взрослыми своей моделью строения мира у неё хватало благодарной аудитории среди подружек и их младших братьев и сестёр воспринимавших её сказки и стари(н,нн)ые истории без тени сомнения и с удовольствием сопровождавших свою атаманшу в походах по окрестностям Кемпендяя.

4. Часто приходили деревенские домой с рыжиками с маслятами в бидончиках и в платках увязанных в узелки.

5. Вот и в этот день Нонкина компания собралась на целый день в тайгу прихватив с собой бутылки с чаем заткнутые самодельными газетными пробками и куски хлеба с маслом и вареньем завёрнутые в старую газету.

6. Танюша взяла четырёхлетнего братика Гошика на закорки Варя подхватила Танюшины обувки и бидон Нонка крепко держа за руки переводила семилеток Артёмку и Леночку.

7. Лес зарос дли(н,нн)ой толокнянкой которая детям была совсем не интересна маслят было много но в такой сухоте почти все были червивыми так что решили не отвлекаться а разведать места подальше.

8. Привал сделали у небольшого ручья пересекавшего песча(н,нн)ую старую дорогу огне(н,нн)ое солнце жарило как на сковородке но в лесу было хорошо густой ароматный воздух запах толокнянки и сосны разморили детей.

9. Они уже так далеко зашли в тайгу что пожалуй не стоит сходить с имеющегося пути дорога хоть и заброше(н,нн)ая приведёт их к знакомым местам.

10. Повсюду лежали давно спиле(н,нн)ые заросшие мхом дли(н,нн)ые полусгнившие брёвна часть таких брёвен была сложена в штабеля сквозь которые прорастали уже молодые деревья.

11. Честно говоря она уже боялась заблудиться но по глиня(н,нн)ому берегу извилистой петляющей речки всегда можно было вернуться домой хотя путь конечно оказался бы намного дольше.

12. Вовка рванулся было к ней чтобы залезть наверх но зацепился в траве об оставле(н,нн)ую кем-то колючую проволоку запутался в ней упал и вняв девчоночьим крикам отказался от своей затеи.

(И.Чойнова, «Один день в тайге»)

Рекомендации:

1. Выполняя упражнение, помните о том, что перед сочинительными

союзами обычно ставится запятая. Запятая может не ставится перед

союзом И, если этот союз соединяет однородные члены предложения.

Например: Солнце встало, и вершины огромных деревьев тотчас же

проснулись. Но Солнце встало и нежным светом позолотило

верхушки деревьев. Перед подчинительными союзами запятая обычно

ставится всегда. Например: Вершины огромных деревьев проснулись,

потому что встало солнце.

2. Помните о том, что причастные обороты выделяются запятой только в

том случае, если стоят после определяемого слова. Например: Деревня,

стоявшая у реки, привлекала внимание. Но У реки стоявшая деревня

привлекала внимание.

3. На письме обособляются (выделяются запятыми) обстоятельства,

выраженные деепричастием и деепричастными оборотами. Например:

Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. Я выехал из Симбирска, не

простившись с моим учителем.

4. Если вы испытываете затруднения в расстановке знаков препинания в

остальных случаях, воспользуйтесь учебным пособием под редакцией

Л.А Чешко, раздел «Употребление знаков препинания. Свод правил».

5. Раскрывая скобки, помните о том, что выбор написания Н и НН в

словах зависит от части речи. Если вы испытываете затруднения в

данном выборе, можете воспользоваться алгоритмом данного

правила.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области